ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3515/2022 от 23.08.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №...

УИД №...RS0№...-02

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

г. Волгоград 23 августа 2022 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.С.

При помощнике судьи Юрковой А.А.,

С участием:

Истца Панковой Т.И.,

Представителя ответчика Комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда Кувакиной Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панковой Т. И. к Комитету жилищной и социальной политики Администрации Волгограда о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Панкова Т.И. обратилась в суд с иском к Комитету жилищной и социальной политики Администрации Волгограда о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований указала, что она с октября 2014 года является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещающее должность ведущего специалиста отдела по делам ветеранов и инвалидов управления социальной защиты населения администрации Краснооктябрьского района Волгограда

В настоящее время размер пенсии истца за выслугу лет составил 6401 рубль 10 копеек. Считает, что указанная сумма рассчитана неверно и значительно меньше положенной выплаты.

Истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием о перерасчете пенсии, но рассмотрения вопроса не добилась. В январе 2022 года истец обратилась в администрацию Президента РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и получила от ответчика два ответа от ДД.ММ.ГГГГ№... и от ДД.ММ.ГГГГ№...

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№... «сумма пенсии за выслугу лет учетом страховой пенсии по старости, исходя из стажа муниципальной службы 16 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) составляет: 15 968,70 х 48%= 7664,98 руб.».

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№... специалист комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда приводит таблицу выплаченной пенсии за выслугу лет с 14.10.2014г. по 01.01,2022г., согласно которой сумма выплаченной пенсии составила соответственно от 3 363,73 руб. до 6 401,10 руб.

Таким образом истец считает, что сумма невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составила 231570,08 руб.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, установив ее в размере 7664 рубля 98 копеек в месяц.

Взыскать с Ответчика в пользу Истца невыплаченную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере 231570 рублей, компенсацию морального вреди в размере 5000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 5000 рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ - Отделение ПФР по Волгоградской области и Администрации Волгограда.

Истец Панкова Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда Кувакина Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ГУ -Отделение ПФР по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при принятии решения по делу полагались на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно статье 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статьей 23 Закона муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Частью 3 данной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда» утверждено Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда (далее - Положение).

Указанным Положением определены условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда.

Пенсия за выслугу лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «О занятости населения Российской Федерации».

Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда является уполномоченным органом по назначению и выплате пенсии за выслугу лет. В соответствии с п. 2.3 Положения пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 % ежемесячного денежного содержания (заработной платы) муниципального служащего Волгограда, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсий и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх минимально установленного (до ДД.ММ.ГГГГ — 15 лет) пенсия за выслугу лет увеличивается на 3%-, ежемесячного денежного содержания (заработной платы) муниципального служащего Волгограда и не может превышать 75 % ежемесячного денежного содержания (заработной платы) муниципального служащего Волгограда.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, Панкова Т.И. замещала должность муниципальной службы, вышла на трудовую пенсию по старости.

Истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием о перерасчете пенсии, однако ответчиком перерасчет пенсии не произведен.

В январе 2022 года истец обратилась в Администрацию Президента РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

На указанное обращение истцу от ответчика поступили ответы от ДД.ММ.ГГГГ№... и от ДД.ММ.ГГГГ№....

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№... «сумма пенсии за выслугу лет учетом страховой пенсии по старости, исходя из стажа муниципальной службы 16 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) составляет: 15 968,70 х 48%= 7664,98 руб.».

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№... специалист комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда приводит таблицу выплаченной пенсии за выслугу лет с 14.10.2014г. по 01.01,2022г., согласно которой сумма выплаченной пенсии составила соответственно от 3363,73 руб. до 6 401,10 руб.

Панковой Т.И. назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ исходя из 16 лет муниципального стажа, в размере 48 % денежного содержания по должности ведущего специалиста отдела по делам ветеранов и инвалидов управления социальной защиты населения администрации Краснооктябрьского района Волгограда (указанная должность относится к старшей группе должностей) на основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№....

Из показаний допрошенной в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля – специалиста Комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда Мельниковой И.В. следует, что в соответствии с п. 2.3 Положения размер ежемесячного денежного содержания (заработной платы), исходя из которого назначается пенсия за выслугу лет, для лиц, денежное содержание которых исчислялось на основании нормативных актов, действовавших до вступления в силу решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда», не должен превышать 1.65 должностного оклада (для лиц, замещавших старшие должности муниципальной службы Волгограда), что составляет: 9 678,00 * 1,65 = 15 968,70 руб.

Сумма пенсии за выслугу лет с учетом страховой пенсии по старости, исходя из стажа муниципальной службы 16 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) составляет: 15 968,70 (коэффициент по стажу муниципальной службы) х 48% = 7664,98 руб.

Согласно п. 3.5 Положения размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 № 400-ФЗ.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетеля - специалиста Мельниковой И.В., поскольку она была допрошена в судебном заседании и была предупреждена об ответственности по ст. 307-308 УК РФ за дачу ложных показаний и за отказ от показаний.

Перерасчет пенсии за выслугу лет предусмотрен п. 6 Положения. Повышение (индексация) денежного вознаграждения (денежного содержания) лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальной службы Волгограда, последний раз производилось ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно произведен перерасчет пенсий за выслугу лет, что на момент увольнения Панковой Т.И. действовало решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда».

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» утверждено иное денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда.

На основании решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» перерасчет не производился.

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в отдельные правовые акты Волгограда» с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда» (далее - решение №...), устанавливающие размерь: должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.

Индексация данным правовым актом лицам, которым пенсия за выслугу лет определялась исходя из денежного содержания, установленной решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда», не предусмотрена.

Размер ежемесячного денежного содержания (заработной платы), исходя из которого Панковой Т.И. назначена пенсия за выслугу лет, исчислялся на основании нормативных актов, действовавших до вступления в силу решения №....

Оценивая материалы дела, суд руководствуется положениями ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Принимая во внимание изложенное, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о взыскании невыплаченной части пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере 231570 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку выплаты истцу производились своевременно и в полном объеме, а кроме того учитывает, что к лицам, уволенным до вступления в силу решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда», механизм определения пенсии за выслугу лет - ДД.ММ.ГГГГ, установленный в отношении лиц, уволенных после ДД.ММ.ГГГГ не применим.

Поскольку в удовлетворении основных исковых требований истцу отказано, то и производные исковые требования о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 5000 рублей удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Панковой Т. И. к Комитету жилищной и социальной политики Администрации Волгограда о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись А.С. Яковлева

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.С. Яковлева