ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3517/19 от 02.10.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3517/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием истца Крючкова А.А., представителя ответчика Орлова С.А., представителя третьего лица МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» Дроздова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крючкова А.А. к ООО «ЭкоТехноМенеджмент» о взыскании внесенной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Крючков А.А. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что проживает в <адрес> в <адрес> с июня 1991 года на основании ордера на жилое помещение от <дата>. Данный дом не подключен к системе центрального водоснабжения и канализации, на протяжении всего периода проживания жидкие и твердые бытовые отходы аккумулируются в специально оборудованной выгребной яме, которая вычищалась по мере заполнения управляющими компаниями. С <дата> ООО «ЭТМ» является единственным поставщиком услуги по обращению с ТКО. АО «ЕИРКЦ» регулярно производит начисление платы за коммунальную услугу, в том числе за обращение с ТКО (519,96 рублей за декабрь 2018 года, 528,78 рублей ежемесячно с января по июнь 2019 года, 596,26 рублей за июль 2019 года), однако данная услуга не оказывается. Истцом оплачено за неоказанную услугу 4288,90 рублей. Во дворе дома нет контейнера для сбора мусора, на протяжении 28 лет накопление жидкого и твердого мусора производилось в выгребной (помойной) яме. С прошлого года мусор из двора истца перестали вывозить. При обращении по телефону в ООО «ЭТМ» поясняли, что компания такие отходы не вывозит, и посоветовали обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает дом. Со своей стороны истец добросовестно и своевременно производит оплату коммунальных платежей, в том числе и по вывозу мусора. Ответчиком услуга по вывозу мусора не оказывается. В настоящее время мусор из выгребной ямы не вывозился с ноября 2018 года. Мусор вываливается из помойки во двор. В жаркое время года он разлагается и гниет, на запах слетаются мухи, бегают крысы, которые переносят различные инфекции. Ответчиком нарушено постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от <дата>-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области». Истец <дата> обратился в ООО «ЭТМ» с претензией о расторжении договора на вывоз ТКО и возвращении уплаченных ранее денежных средств, в связи с неоказанной услугой. Истец <дата> получил по почте ответ от <дата> исх., что договор расторгаться не будет, денежные средства должны оплачиваться, но услуга по вывозу мусора оказываться не будет, т.к. у ООО «ЭТМ» не имеется лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение ЖБО. С <дата> по <дата> срок неоказания услуги составляет 243 дня. Сумма неустойки составляет 17411,70 рублей: 519,96 х 3% х 243дн. = 3790,80 рублей (за декабрь 2018); 528,78 к 3% х 212дн. = 3362,32 рублей (за январь 2019); 528,78 х 3%х 184дн. = 2918,24 рублей (за февраль 2019); 528,78 х 3% х 153дн. = 2426,58 рублей (за март 2019); 528,78 х 3% х 123дн. = 1950,78 рублей (за апрель 2019); 528,78 х 3% х 92дн. = 1459,12 рублей (за май 2019); 528,78 х 3% х 61дн. = 967,46 рублей (за июнь 2019); 596,26 х 3% х 30дн. = 536,40 рублей (за июль 2019). Действиями ответчика Истцу причинен моральный вред в размере 50000 рублей. Просил расторгнуть договор между ООО «ЭТМ» и истцом на вывоз ТКО с <дата>, взыскать с ответчика 4288,90 рублей, неустойку в размере 17411,70 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом. Заявленные требования мотивированы положениями ст.ст. 15, 17, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 6 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области».

В ходе рассмотрения требования истец требования уточнил, просил взыскать с ООО «ЭТМ» 4885,14 рублей, неустойку в размере 17411,70 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом. В части расторжения договора исковые требования не поддержал.

В судебном заседании истец Крючков А.А. исковые требования поддержал в уточненном виде по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что контейнерной площадки у дома никогда не было. В течение всего периода проживания истца в доме жители складировали твердые и жидкие бытовые отходы совместно в выгребную яму во дворе дома, до декабря 2018 года данные отходы периодически вывозились управляющей компанией. С декабря 2018 истец оплачивает услуги ответчика по вывозу ТКО, которая фактически не отказывается. Информация о необходимости выноса твердых отходов на контейнерную площадку соседнего <адрес> до жильцов <адрес> доведена только в сентябре 2019 года. По обращению истца в марте 2019 года в ООО «ЭТМ» и управляющую компанию о необходимости вывоза отходов из выгребной ямы ответчик не предпринял никаких действий, управляющей компанией яма очищена неполностью, в связи с чем к июню вновь была переполнена. По обращению истца в июне 2019 года управляющей компанией яма очищена только в сентябре. При этом сломали возведенную постройку выгребной ямы, оставили емкость с крышкой, которая неудобна в использовании.

Представитель ответчика Земляков В.В. исковые требования не признал. Пояснил, что по рассматриваемому домовладению договор на предоставление услуги по обращению с ТКО считается заключенным на условиях, предусмотренных Типовым договором, с управляющей компанией. В письменном виде договор с МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» не заключен. Плата жильцов за услугу по вывозу ТКО перечисляется ООО «ЭТМ» по агентскому договору с АО «ЕИРКЦ», поскольку не урегулированы договорные отношения с управляющей компанией. В отзыве генеральный директор ООО «ЭТМ» ФИО4 указал, что ООО «ЭкоТехноМенеджмент» с <дата> осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности , включающей в себя территорию городского округа г. Кострома в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности , заключенному между ООО «ЭТМ» и Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области <дата>. ООО «ЭТМ» является единственным поставщиком услуги по обращению с ТКО на территории г. Костромы. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенными с <дата> и действует с <дата>. Данный договор заключен на условиях типового договора, форма которого предусмотрена постановлением Правительства РФ от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008». данным постановлением определены Правила обращения с ТКО, согласно которым складирование ТКО в местах (площадках) их накопления осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Согласно п. 8.2.5 СанПин 2.<дата>-10, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м. Услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором из мест накопления, отвечающим требованиям действующих санитарных норм и правил. Выгребная яма (обозначенная истцом в исковом заявлении) не соответствует нормативным требованиям к месту накопления твердых коммунальных отходов. Услуга по вывозу ТКО истцу оказывалась за период с <дата> по <дата>, предоставляется в настоящее время, вблизи дома, в котором зарегистрирован истец, расположено несколько контейнерных площадок. Вывоз ТКО осуществляется в ежедневном режиме. Основания для перерасчета платы за вывоз ТКО отсутствуют. Истец вправе обратиться к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» с обращением об организации дополнительной контейнерной площадки.

Представитель третьего лица МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» Дроздов А.Б. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица АО «ЕИРКЦ», Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области, Администрация г. Костромы в судебное заседание своих представителей не направили.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец Крючков А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи – ФИО6 (жена), ФИО7 (дочь) на основании ордера на жилое помещение от <дата>.

Согласно представленным в материалы дела платежным документам и информации АО «ЕИРКЦ» от <дата>, в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 41 кв.м., проживает 5 человек.

Из информации от <дата>исх-4272/19, представленной Администрации г. Костромы, следует что водоснабжение дома по адресу: <адрес> осуществляется от водозаборной колонки, специально оборудованные выгребные ямы отсутствуют. ТБО жители дома выносят на контейнерную площадку, расположенную у дома <адрес>. Жидкие отходы жизнедеятельности складываются в помойную яму.

Согласно материалам инвентарного дела №I-4818, на территории указанного жилого дома расположены следующие сооружения: сарай, забор, ворота, помойная яма, уборные.

Жилой дом по адресу: <адрес> находится в управлении МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» по договору управления многоквартирным домом от <дата>, заключенному с собственниками помещений дома на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от <дата>, что подтверждается информацией ГЖИ Костромской области от <дата>.

Согласно п. 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от <дата>, управляющая организация обязана в течение срока действия настоящего договора предоставлять услуги и выполнять работы по управлению и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности выполнения работ и оказания услуг, а также объемов работ и услуг, их стоимость за весь период действия настоящего договора содержится в Приложении , являющемся неотъемлемой частью договора.

В соответствии с п.п. 15, 16, 17, 18 Приложения к договору управления многоквартирным домом от <дата>, управляющей организацией осуществляются работы очистке от мусора урн, установленных возле подъездов и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, санитарная очистка и вывоз твердых бытовых отходов в многоквартирном жилых домах с контейнерными площадками, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на дворовой территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5).

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч. 1). Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (ч. 4).

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4). Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (п. 6). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (п. 7). Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (п. 8).

Согласно ст. 24.7 данного Федерального закона, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п. 1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5).

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4).

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 (17)).

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18)).

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8 (19)).

ООО «ЭкоТехноМенеджмент» с <дата> осуществляет полномочия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора , на основании соглашения от <дата>, заключенного с Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области.

ООО «ЭТМ» размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в средствах массовой информации, а именно в газете «Северная правда» выпуск (29048) от <дата>, а также на официальном интернет-сайте организации www.etm-44.ru, содержащем проекты договоров с собственниками жилых помещений и управляющими компаниями.

Начисление платы за обращение с ТКО по адресу: <адрес> производится АО «ЕИРКЦ» на основании агентского договора, заключенного с ООО «ЭкоТехноМенеджмент» <дата>, исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов и установленного размера платы, за 5 человек.

Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных платежей и чекам об оплате, Крючкову А.А. предъявлено к оплате и оплачено за обращение с ТКО: в декабре 2018 – 519,96 рублей, в январе 2019 – 528,78 рублей, в феврале 2019 – 528,78 рублей, в марте 2019 – 528,78 рублей, в апреле 2019 – 528,67 рублей, в мае 2019 – 528,78 рублей, в июне 2019 – 528,78 рублей, в июле 2019 – 596,26 рублей, в августе 2019 – 596,24 рублей, а всего за период с декабря 2018 по август 2019 – 4885,03 рублей.

В соответствии с положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 9).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п. 10).

Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (п. 13.1).

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата>, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Как следует из реестра контейнеров, размещенного на официальном сайте Администрации г. Костромы www.gradkostroma.ru, раздел «Коммунальная инфраструктура», подраздел «Контейнерные площадки», по адресу: <адрес> оборудована контейнерная площадка, на плите, площадью 2,67 кв.м., по адресу: <адрес> оборудована контейнерная площадка на грунте.

Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от <дата>, по уточненной информации, представленной МУП г. Костромы «Городская управляющая компания», на придомовой территории дома по адресу: <адрес> отсутствует контейнерная площадка. Управляющей компанией для жителей многоквартирного дома определена контейнерная площадка для накопления образующихся твердых коммунальных отходов возле многоквартирного дома <адрес> Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов г. Костромы исключена ошибочно внесенная запись о контейнерной площадке по адресу: <адрес>.

Отсутствие оборудованной контейнерной площадки у <адрес> подтверждается пояснениями истца.

Транспортирование твердых коммунальных отходов на территории г. Костромы, в том числе по адресу: <адрес> осуществлялось и осуществляется ООО «ЭТМ» путем заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора , определенной границами городского округа г. Костромы Костромской области: в период с <дата> по <дата> – с ООО «Экотранс» (договор от <дата>), с <дата> по <дата> – с ООО «Экосистема» (договор от <дата>), с <дата> по <дата> – с ООО «Гермес-Транс» (договор от <дата>).

В рамках договора ООО «ЭТМ» с ООО «Гермес-Транс» сторонами согласован график вывоза ТКО с определением мест вывоза, который включает ежедневный вывоз ТКО по мере накопления из контейнера по <адрес>.

Домовладение <адрес> в качестве места вывоза ТКО графиком не предусмотрено.

Из информации Управления Роспотребнадзора по Костромской области от17.09.2019 №6391-01 следует, что в соответствии с требованиями раздела 2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», для сбора жидких отходов в неканализированных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Перечень лиц, ответственных за удаление жидких бытовых отходов с территории неканализированных домовладений, действующим санитарным законодательством не определен. Порядок организации удаления жидких бытовых отходов в неканализированных домовладениях определяется органами местного самоуправления в рамках исполнения полномочий, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части организации в границах поселения водоотведения и удаления отходов.

В соответствии с п.п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88), для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5).

Согласно информации от <дата>, представленной Администрацией г. Костромы, МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» не занимается вывозом ЖБО, а осуществляет прием сточных вод от населения и организаций, расположенных на территории г. Костромы. Договор на вывоз сточных вод по адресу: <адрес> отсутствует.

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2).

Как следует из материалов дела, истец обращался <дата>, <дата> с заявлениями в МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» о проведении работ по уборке жидкого и твердого мусора из помойки по адресу: <адрес>.

Истец <дата> обратился в ООО «ЭТМ» с претензией о расторжении договора на обращение с ТКО с <дата>, возврате уплаченных денежных средств в сумме 3172,68 рубля, выплате неустойки в размере 3172,68 рубля ввиду неоказания услуги по вывозу ТКО с территории <адрес> в <адрес>.

Ответами ООО «ЭТМ» от <дата>, <дата> в удовлетворении требований истца отказано, указано, что вещества, образующиеся в ходе человеческой жизнедеятельности в домах, не подключенных к системе центрального водоснабжения и канализации, являются жидкими бытовыми отходами, аккумулируются в специально оборудованных выгребных ямах и не относятся к категории ТКО. Содержимое выгребных ям подлежит откачиванию при помощи ассенизаторских машин и утилизации на предприятиях по переработке. Перевозку ЖБО выполняют компании, имеющие необходимые лицензии и разрешения. У регионального оператора не имеется лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение ЖБО. Выгребная яма, указанная заявителем в претензии, не соответствует нормативным требованиям к месту накопления ТКО. Услуга по вывозу ТКО предоставлялась заявителю в период с <дата> по <дата> и в настоящее время, а именно: вблизи дома заявителя расположено несколько контейнерных площадок (адрес ближайшей <адрес>). Вывоз ТКО осуществляется в ежедневном режиме. Основания для перерасчета платы за вывоз ТКО отсутствуют.

Согласно акту приемки оказанных услуг и наряд заданию от <дата>, МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» проведены работы по уборке отстойника (помойницы) от ТБО по адресу: <адрес>.

Из фотоматериалов, представленных истцом следует, что после уборки отстойника управляющей компанией демонтировано сооружение над выгребной ямой и переоборудовано в емкость с крышкой. На стене дома размещены объявления управляющей компании, что выгребная яма предназначена для жидких бытовых отходов. Работы по откачиванию выгребных ям производятся управляющей компанией по мере из заполнения и по устной заявке от жителей дома. С <дата> работы по вывозу ТБО производит региональный оператор. ТБО должны складироваться в контейнерах, в местах, определенных Администрацией г. Костромы. За домом закреплен контейнер, расположенный во дворе <адрес>.

Из приведенных положений законодательства усматривается, что для ТКО и ЖБО предусмотрен различный порядок организации складирования, вывоза и утилизации. Совместное складирование данных отходов противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Из материалов дела и пояснений истца следует, что услуги по вывозу ЖБО из выгребной ямы домовладения осуществляет управляющая компания в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом.

К обязательствам регионального оператора по обращению с ТКО относится вывоз ТКО из оборудованных мест складирования, в отношении многоквартирного дома истца к таким местам относится контейнерная площадка <адрес> в <адрес>.

Обязанности вывозить ТКО из выгребной ямы домовладения по <адрес>, где совместно складируются ЖБО и ТКО у регионального оператора ООО «ЭТМ» в связи с заключением договора по обращению с ТКО не возникло, поскольку условиями типового договора не предусмотрен вывоз ТКО из несанкционированных мест складирования.

Оснований полагать, что ответчиком ненадлежащим образом оказывалась услуга по вывозу ТКО из установленных мест, не имеется.

Недоведение ответчиком информации об изменении порядка оказания услуг по вывозу ТКО с декабря 2018 года до жителей <адрес> не влечет незаключенности соответствующего договора либо обязательств ООО «ЭТМ» вывозить ТКО из выгребной ямы.

Положениями законодательства не предусмотрено персональное доведение такой информации собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах. Информация о выборе регионального оператора и условиях типового договора размещена в средствах массовой информации, на официальных сайтах Администрации г. Костромы и регионального оператора ООО «ЭТМ».

Нарушение порядка перечисления платежей нанимателя жилого помещения за коммунальную услугу, предусмотренного п. 4 ст. 155 ЖК РФ – непосредственное перечисление платы региональному оператору, минуя управляющую компанию – само по себе не является основанием для взыскания уплаченных истцом денежных сумм за период с декабря 2018 года по август 2019 года, поскольку неосновательного обогащения ответчика в связи с получением платежей истца за оказанные услуги по обращению с ТКО не усматривается.

Учитывая изложенное, исковые требования Крючкова А.А. удовлетворению не подлежат.

РЕШИЛ:

Исковые требования Крючкова А.А. к ООО «ЭкоТехноМенеджмент» о взыскании внесенной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина