ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3517/20 от 14.01.2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-468/2021

УИД 54RS0001-01-2020-007076-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Панковой И.А.,

при секретаре Донец М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамидуллина ФИО к индивидуальному предпринимателю Косятову ФИО1 об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к информации, компенсации морального вреда,

установил:

Хамидуллин И.И. обратился в суд с иском к ИП Косятову С.В. об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к информации, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь в сети интернет Хамидуллин И.И. хотел выбрать и заказать в интернет-магазине 20 кг сухого корма и переноску для собаки по адресу www.vip-pitomec.ru, однако, с сайтом истец не разобрался, так как является инвалидом по зрению и очень плохо видит, в результате выбрать необходимый товар, услугу не смог. Данный сайт не имеет альтернативной версии для слабовидящих. Требования действующего законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав инвалидов, в том числе инвалидов по зрению должным образом не исполняются.

В случаях, если веб-сайт имеет значительное число элементов, доступ к которым затруднен для инвалидов по зрению, необходимо разработать альтернативную версию сайта, имеющую минимальное число графических элементов. Для перехода на альтернативную версию сайта на главной странице следует разместить текстовую гиперссылку. Однако на сайте ответчика отсутствовала текстовая гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих.

На вышеуказанном сайте отсутствует возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронного ресурса, интернет-магазина ответчика.

Своими действиями ИП Косятов С.В. нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, затрудняет доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на веб-сайте организации, тем самым не соблюдается закрепленное частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

Истец указывает, что в связи с эпидемией, под страхом привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Хамидуллин И.И. не мог сходить или попросить кого-либо приобрести необходимый товар, получить услугу, не являющейся предметом первой необходимости.

Требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации является императивными и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Истец просит обязать ответчика создать альтернативную версию официального веб-сайта www.vip-pitomec.ru, имеющую минимальное число графических элементов, разместить на главной странице текстовую гиперссылку для перехода на альтернативную версию веб-сайта для слабовидящих.

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей, расходы за оказание юридических услуг в размере 20 000 рублей; штраф.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассматривать дело без его участия.

Ответчик ИП Косятов С.В. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, судом предприняты меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует направление судебной повестки по адресу регистрации, которая возвращена в адрес суда с пометкой «истек срок хранения», в связи с чем суд приходит к выводу, о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями статей 113, 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией на основании Федерального закона от 03 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Из материалов дела следует, что Хамидуллин И.И. является инвалидом ..., .... Причина инвалидности - ...

Как следует из искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ Хамидуллин И.И. хотел выбрать и заказать в интернет-магазине 20 кг сухого корма и переноску для собак на сайте www.vip-pitomec.ru, однако, на указанном сайте отсутствовала версия сайта для слабовидящих (л.д. 13-14). На основании чего, истец полагает, что нарушены требования действующего законодательства, регламентирующие вопросы защиты прав инвалидов, в том числе инвалидов по зрению.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации.

Согласно ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 года №589-ст (введен в действие 01 апреля 2020 года), настоящий стандарт предназначен для использования лицами, ответственными за планирование, проектирование, разработку, приобретение и оценку различного рода устройств и систем, содержащих человеко-ориентированные пользовательские интерфейсы для представления электронно-цифровой информации (цифрового контента). Настоящий стандарт содержит требования и рекомендации, позволяющие представить цифровой контент таким образом, чтобы он был доступен для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей. Настоящий стандарт охватывает вопросы, связанные с разработкой цифрового контента, взаимодействовать с которым указанным пользователям придется в различных условиях: на учебном или рабочем месте, дома, в общественном транспорте, на любых объектах социальной, инженерной транспортной инфраструктуры и т.д.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты, а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

Как следует из части 1 статьи 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Таким образом, ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности не возлагает на ИП Косятова С.В. каких-либо обязанностей, поскольку стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности.

Кроме того, Хамидуллин И.И. в исковом заявлении ссылается на нарушение ответчиком статьи 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Так, согласно статье 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации.

Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка.

Проанализировав вышеуказанную норму, суд приходит к выводу, что отсутствие на сайте альтернативной версии для слабовидящих, статьей 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не регулируется, кроме того, суд отмечает, что ИП Косятов С.В. не является субъектом, в отношении которого распространяет свое действие данная норма.

Также суд обращает внимание, что сайт ответчика не подпадает под объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, предусмотренной положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.

Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Указанные положения гражданского процессуального законодательства непосредственно взаимосвязаны с принципом диспозитивности гражданского процесса, который предполагает, что лица, участвующие в деле, самостоятельно определяют пределы и способы защиты своих прав и законных интересов, самостоятельно определяют свое процессуальное поведение, пределы использования предоставленных им правовых возможностей.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Проанализировав все вышеизложенное, установив, что национальный стандарт основан на принципе добровольности и не является обязательным для его применения ответчиком, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Хамидуллина И.И.

Поскольку Хамидуллину И.И. отказано в удовлетворении основных исковых требований, то основания для удовлетворения производных от них требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Хамидуллина ФИО к индивидуальному предпринимателю Косятову ФИО1 об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к информации, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья /подпись/ И.А. Панкова

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2021 года