Дело № 2-3517/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Свотиной О.В.,
при секретаре Меркуловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 июля 2014 года гражданское дело по иску Министерства образования Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Омской области обратилось в суд с иском к МРОСП по ОиП УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда г. Омска на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (далее - Порядок). **.**.**** г. постановлением СПИ МРОСП по ОиП УФССП по Омской области возбуждено исполнительное производство № ****. **.**.**** г. СПИ МРОСП по ОиП УФССП по Омской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. С данным постановлением Министерство образования Омской области не согласно в полном объеме, считает данное постановление незаконным и необоснованным, поскольку со стороны Министерства образования Омской области отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда города Омска.Постановлением Правительства Омской области от 14.05.2014 г. № 98-п, внесены изменения в Порядок № 284-п, согласно которому Министерство образования исключено из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, изменены полномочия Министерства образования по предоставлению сведений о детях-сиротах, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущества. Просит освободить Министерство образования Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству № ****, возбужденному **.**.**** г. на основании исполнительного листа № **** от **.**.**** г., выданного Центральным районным судом г. Омска.
Представитель Министерства образования Омской области по доверенности Окунев А.С. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежаще, не явилась, причин неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте уведомлено надлежаще.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п.
**.**.**** г. СПИ МРОСП по ОИП УФССП по Омской области Поповой А.П. на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ****. В постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, СПИ МРО по ОиП УФССП по Омской области **.**.**** г. было вынесено постановление о взыскании с Министерства строительства исполнительского сбора в размере 5000 руб.
В обоснование заявленных требований истцом представлены следующие документы: договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от **.**.**** г., распоряжение Министерства образования Омской области от **.**.**** года о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот, письмами УФССП по Омской области об исполнении исполнительных производств, об отложении исполнительных действий, из которых следует, что **.**.**** г. между Казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» и Г. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ; его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.
В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении отвзыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в течение пяти дней требования о предоставлении Г. жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма.
Кроме того, Постановлением Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п, внесены изменения в Порядок № 284-п, согласно которому Министерство образования Омской области исключено из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, изменены полномочия Министерства образования Омской области по предоставлению сведений о детях-сиротах, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.
Таким образом, суд находит заявленные требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб. подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства образования Омской области удовлетворить.
Освободить Министерство образования Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству № ****, возбужденному **.**.**** г. на основании исполнительного листа № **** от **.**.**** г., выданного Центральным районным судом г. Омска..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
О.В. Свотина