ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/13 от 16.08.2013 Полярного районного суда (Мурманская область)

КОПИЯ

Дело № 2-351/13

(...)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2013 года город Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Шкандыбиной Л.А.

с участием прокурора Бардинова Г.А.

заявителя ФИО1

представителей заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Добровольского (ИО)1 об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск № 86/387 от 04.08.2013. В обоснование заявленных требований указано, что 29 июля 2013 года им в территориальную избирательную комиссию (далее по тексту ТИК, избирательная комиссия) были представлены документы, необходимые для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по избирательному округу № 3 на выборах, назначенных на 08 сентября 2013 года. 31 июля 2013 года он получил извещение о выявлении несоблюдения закона к оформлению документов, текст которого был утвержден решением избирательной комиссии от 31.07.2013. 02 августа 2013 года он внес недостающие данные в заявление, однако, заменить протокол заседания Комитета городского отделения ЗАТО «Александровск» политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск») оформленный ненадлежащим образом, ему не разрешили. 04.08.2013 ТИК принято решение об отказе в регистрации, в связи с не соблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные Федеральным законом «О Политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001, а именно: субъект выдвижения не соответствует Уставу политической партии. Полагает, что указанное решение ТИК является незаконным и необоснованным, поскольку избирательной комиссией при вынесении обжалуемого решения был нарушены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002) - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, последний вправе вносить изменения в документы, содержащие сведения о нем, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Однако ТИК лишило его права представить надлежаще оформленный документ, отказав в его принятии. Просит признать незаконным и отменить решение ТИК ЗАТО Александровск № 86/387 от 04.08.2013 и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по избирательному округу № 3.

Заявитель в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении, настаивал, дал аналогичные пояснения. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица - Комитета Мурманского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме. Полагали, что действиями избирательной комиссии были нарушены конституционные и избирательные права ФИО1. Просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель ТИК ЗАТО Александровск ФИО2 в судебном заседании требования не признала, представила мотивированные возражения, приобщенные к материалам дела. Пояснила, что 04 августа 2013 года на заседании ТИК было принято решение об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты в связи с не соблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренного частью 2 статьи 36 Федеральным законом N 95-ФЗ от 11.07.2001, а именно: решение о выдвижении его как кандидата в депутаты принято неуполномоченным органом. Так, в нарушение положений Устава партии выдвижение кандидата произведено ненадлежащим органом – Бюро комитета городского отделения ЗАТО «Александровск». Кроме того, нарушен порядок согласования кандидатов, поскольку Бюро Комитета Мурманского областного отделения партии КПРФ утвердило список кандидатов в депутаты, куда был внесен ФИО1, после проведения процедуры голосования в городском отделении. Полагала, что избирательной комиссии не были нарушены требования действующего законодательства, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В Федеральном законе N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, законами субъектов Российской Федерации они не могут быть изменены или ограничены.

Однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

Установлено, что Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 39 от 13.06.2013 в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002), Уставом муниципального образования ЗАТО Александровск и в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов в Совет депутатов ЗАТО Александровск.

В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 28.07.2002 (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ от 28.07.2002) и принятым в его исполнение Законом МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 организация и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Мурманской области возложены на соответствующие избирательные комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 24 статье 38 указанного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе, является: для кандидатов, выдвинутых политической партии, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (пункт «а»).

Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты содержатся в ст. 25 Закона МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007.

Согласно статье 21 Законом МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 регистрация кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом документов, представляемых не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, либо решения политической партии, указанного в пункте 20 настоящей статьи, и первого финансового отчета либо уведомления кандидата, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 39 настоящего Закона.

Избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, список кандидатов, в течение семи дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Судом установлено, что ФИО1 был выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по одномандатному округу № 3 избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск».

29 июля 2013 года ФИО1 в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск были представлены документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, а именно: свидетельство о государственной регистрации МО КПРФ, заявление, копия паспорта, копия диплома, копия трудовой книжки, справка о доходах, справка о членстве в КПРФ, справка об источниках дохода, справка 2 НДФЛ, анкета, резюме, выписка из Устава партии, свидетельство о регистрации КПРФ, протокол пленума п/п КПРФ и КРК, постановление Мурманского бюро КПРФ, постановление бюро КПРФ ЗАТО Александровск, устав КПРФ, фото. ТИК выдано подтверждение о получении указанных документов (л.д. 9-10, 13-14).

31 июля 2013 года ФИО1 получил извещение о выявлении несоблюдения закона к оформлению документов, текст которого был утвержден решением избирательной комиссии от 31.07.2013, а именно: предоставленные документы на выдвижение кандидата не соответствуют субъекту выдвижения; в заявлении отсутствует номер округа; не заверена трудовая книжка; нет сведений о доходах (л.д. 11-12)

02 августа 2013 года заявителем представлена копия трудовой книжки, заверенная надлежащим образом и внесены изменения в ранее представленные документы.

Решением избирательной комиссии от 04.08.2013 ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты, в связи с не соблюдением требований к выдвижению и регистрации кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» N 95-ФЗ от 11.07.2001 - в нарушение положений Устава партии выдвижение кандидатов произведено ненадлежащим органом, нарушен порядок согласования кандидатов.

Оценив действия территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск при принятии обжалуемого решения № 86/387 от 04.08.2013 на соответствие требований действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ от 11.07.2001 предусмотрено, что политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ установлено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует вывод о том, что полномочиями принимать решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.

Установлено, что согласно Уставу политической партии КПРФ в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии (п. 3.1). Постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен (п. 5.7).

Согласно материалам дела, Мурманское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 05 сентября 2012 года (л.д. 14).

Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и исследуемого в судебном заседании постановления Бюро Комитета Мурманского областного отделения политической партии КПРФ от 19.09.2012, в соответствии с пунктом 5.1 Устава КПРФ утверждены местные отделения КПРФ (городские, районные) без прав юридических лиц, в том числе, городское отделение ЗАТО «Александровск» (л.д. 11-13).

Пунктами 5.8, 5.9 Устава политической партии КПРФ предусмотрено, что Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме постановлений.

Между тем, согласно протоколу от 16 июля 2013 года, представленного заявителем в ТИК, мероприятия, связанные с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, проходили на заседании Бюро комитета городского отделения, что противоречит требованиям пункта 5.8 Устава.

Обосновывая свои требования, заявитель, а также представители Комитета Мурманского областного отделения политической партии КПРФ указали, что выдвижение кандидатов в депутаты происходило на заседании Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», в представленном в ТИК протоколе ошибочно указано на заседание Бюро Комитета городского отделения, поскольку Бюро в городском отделении КПРФ ЗАТО «Александровск» не избиралось, полномочиями не наделялось.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы заявителя в этой части не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения гражданского дела.

Так, указание на то, что 16 июля 2013 года проводилось заседание Бюро Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» имеется не только в наименовании, но также в тексте документа. Протокол подписан председателем заседания Бюро ФИО5. Отсутствует ссылка на форму проводимого мероприятия.

Кроме того, в соответствии с пунктами 5.12, 5.13 Устава партии, для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет местных отделений избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления на досрочных, повторных и дополнительных выборах.

Таким образом, доводы представителей заявителя о том, что Бюро Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» не избиралось, а в протоколе допущена техническая ошибка, суд находит необоснованным, поскольку данная ячейка партии могла быть избрана в связи с решением вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления на досрочных, повторных и дополнительных выборах. Доказательств наличие именно технической ошибки, а не смешение понятий первичных выборов в органы местного самоуправления с повторными, дополнительными и досрочными, представителями заявителя представлено не было.

Кроме того, из текста извещения городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», следует, что 16 июля 2013 года в 18 часов 00 минут будет проходить заседание Бюро ЗАТО «Александровск». Указанный документ был направлен в ТИК ЗАТО Александровск.

Ссылки Комитета МО ОПП «КПРФ» на то, что при выдвижении кандидатов в депутаты присутствовали, в том числе, представители избирательной комиссии, при этом, нареканий с их стороны по форме проводимых мероприятий, не поступало, суд находит необоснованными, поскольку в соответствии с действующим законодательством, избирательная комиссия уполномочена проверять документы, представленные политическими партиями, а не приносить замечания по организации работы политической партии, в том числе, к проведению процедуры выдвижения кандидатов в депутаты.

Также нашли свое подтверждение доводы представителей избирательной комиссии, что городским отделением КПРФ ЗАТО «Александровск» был нарушен порядок согласования кандидатов в депутаты - Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты (пункт 5.8 Устава партии).

Указанное обстоятельство подтверждается постановлением заседания Бюро Мурманского областного отделения политической партии КПРФ от 20 июля 2013 года, согласно которому, присутствующие члены бюро рассматривали решение городского отдела которое было принято после осуществления процедуры тайного голосования, и фактически, согласовывали уже сформированный список кандидатов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что был нарушен порядок выдвижения и согласования кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении настоящего дела установлено нарушение избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск» требований действующего законодательства к выдвижению списка кандидатов - часть 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» N 95-ФЗ от 11.07.2001, т.е. не соблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, что является основанием для отказа в регистрации выдвинутых кандидатов в депутаты, суд приходит к выводу о правомерности принятия ТИК решения об отказе в регистрации ФИО1 кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинутого избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск».

Ссылки заявителя на нарушение ТИК при принятии обжалуемого решения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с указанным пунктом, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Таким образом, положения указанной нормы закона применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов или замены ненадлежащего документа, составленного в нарушение действующего законодательства, иным.

До истечения срока регистрации кандидатов, предусмотренного действующим законодательством - не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени в соответствующую избирательную комиссию, т.е. до 18 часов 29 июля 2013 года, документов, подтверждающих соблюдение избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск» порядка выдвижения своих кандидатов, избирательной комиссии представлено не было.

Ссылки заявителя на то, что ТИК лишило его права представить надлежаще оформленный документ, отказав в его принятии, суд находит необоснованными, поскольку они не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела, доказательств неправомерности действий членов избирательной комиссии при приеме документов, суду не представлено. Кроме того, в судебное заседание также не были представлены доказательства соблюдения избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов в депутаты.

В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения ТИК от 04.08.2013 № 86/387, не имеется.

Также не подлежат удовлетворению требования об обязании ТИК ЗАТО Александровск зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по избирательному округу № 3, поскольку в судебном заседании не были представлены доказательства, устранения нарушений действующего законодательства в установленном порядке и сроки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Добровольского (ИО)2 об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск № 86/387 от 04.08.2013 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.

Судья Т.К. Барабанова

(...)

(...)

(...)

(...)3