ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/15 от 26.08.2015 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-351/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Почеп Брянской области 26 августа 2015 года

Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Разнатовской И. А., при секретаре Сидоренко О. Н., с участием истца ФИО1, его представителя адвоката Коротченко А. В., (удостоверение № 494, ордер № 364141), ответчика представителя администрации Почепского района по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Почепского района на отказ в назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, о признании права на ежемесячную надбавки к трудовой пенсии и назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с первоначальным иском на отказа администрации Почепского района в назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, как муниципальному служащему. В ходе судебного разбирательства истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил первоначально заявленные требования, указав следующее. Истец является получателем пенсии по старости. До ДД.ММ.ГГГГ трудовая деятельность истца осуществлялась на следующих государственных должностям: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность главы <данные изъяты>, которую выполнял до ДД.ММ.ГГГГ. Был уволен в связи с не избранием в соответствии со ст. 83 п. 3 ТК РФ. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Почепского района за назначением ему ежемесячной надбавки к трудовой пенсии как муниципальному служащему, поскольку имел требуемый 15-летний стаж работы муниципального служащего. ДД.ММ.ГГГГ ответом администрации Почепского района истцу было отказано в удовлетворении его заявления. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в администрацию Почепского района с письменным заявлением о назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии как муниципальному служащему согласно Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, утверждённого решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ истец получил письменный отказ, за подписью главы администрации Почепского района, в котором было указано, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы <данные изъяты>, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты>, а также, что выборная должность главы <данные изъяты> в Реестре должностей муниципальной службы <данные изъяты>, утвержденном решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , не указана.

Истец полагает, что указанный ответ администрации Почепского района нарушает его право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с учетом выслуги лет и группы должностей муниципальной службы, замещаемой на день увольнения, поскольку в период избрания главой <данные изъяты>, истец также являлся главой администрации <данные изъяты>, за выполняемую работу получал денежной вознаграждение, которая относилась к высшей муниципальной должности муниципальной службы согласно Реестра должностей муниципальной службы <данные изъяты>, утвержденном решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец и его представитель Коротченко А. В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Ответчик представитель администрации Почепского района по доверенности ФИО2 иск не признал, суду пояснил. Положением «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, утверждённого решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ регламентировано право на доплату к пенсии, но выборная должность главы района к данным должностям не отнесена. Иных законодательных норм, подтверждающих требования истца не имеется.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец в должность главы <данные изъяты> вступил ДД.ММ.ГГГГ на основании решения территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ полномочия истца были прекращены в связи с неизбранием на должность согласно п. 3 ст. 83 ТК РФ. В указанный период истец также исполнял обязанности главы администрации <данные изъяты>, в связи с чем ему выплачивалась заработная плата.

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, переопределяет собой правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования установить для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

В соответствии с положениями, содержащимися в статье 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Являясь получателем пенсии по старости, истец обратился в администрацию Почепского района с заявлением о назначении ему доплат к трудовой пенсии в соответствии с Положением «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, утверждённого решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . Однако ему было отказано по тем мотивам, что истец занимал выборную должность, был уволен в связи с неизбранием на должность.

При этом в суде ответчик представитель администрации Почепского района ФИО2 не отрицал и не оспаривал, что истец в указанный период исполнял обязанности как главы района, так и главы администрации <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность граждан (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет государственное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностей местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих представительному органу местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовой пенсии, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.

Следовательно, Совет депутатов <данные изъяты> вправе самостоятельно определять условия и порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, осуществлявшему полномочия главы района на постоянной основе исходя из финансово-экономических возможностей муниципального образования.

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации ль 30.07.2001 года № 13-П, от 14.07.2005 года № 8-П указано на то, что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования. Иное означает возможность неоднозначного понимания, истолкования закона и его произвольного применения.

Учитывая, что ни содержание Устава <данные изъяты>, ни сам текст Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы», утверждённого решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , не содержат в себе условия, согласно которому право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие полномочия главы муниципального образования на постоянной и профессиональной основе, поэтому у администрации Почепского района отсутствовали основания для отказа ФИО1 в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая редакция Положений, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы <данные изъяты>, которым утверждены п. 1 Положение «О порядке ведения Реестра муниципальных служащих муниципальной службы <данные изъяты>», п. 2 Положение «О муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления», п. 6 Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в <данные изъяты>».

Согласно Положения «О порядке ведения Реестра муниципальных служащих муниципальной службы <данные изъяты>» п. 1.2 Реестр муниципальных служащих – систематизированные сведения обо всех муниципальных служащих <данные изъяты>; п. 3.1 сведения, содержащиеся в Реестре муниципальных служащих, являются основанием для проведения анализа кадрового состава и выработки предложений и рекомендаций для руководителей района.

Согласно Положения «О муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления <данные изъяты> п. 1 к выборным муниципальным должностям относится должность главы <данные изъяты>.

Положение «О порядке установления, выплат и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в <данные изъяты>» (п. 1), в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Брянской области, определяет порядок установления, выплаты и перерасчета, исходя из месячного денежного содержания, установленного лицам, замещавшим на ДД.ММ.ГГГГ и позднее муниципальные должности муниципальной службы <данные изъяты>.

Согласно п. 2 вышеназванного Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, … замещавшим муниципальные должности муниципальной службы <данные изъяты>, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты> и получившим денежное содержание за счет средств местного бюджета, при наличии следующих условий: а) стаж муниципальной службы, дающий право на доплату к пенсии, составляет не менее 15 лет; б) увольнение с замещаемой должности муниципальной службы <данные изъяты> имело место не ранее ДД.ММ.ГГГГ по всем основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, за исключением случаев увольнения за совершение проступка, за который в соответствии с федеральным законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты>, где в Приложении к решению районного Совета от ДД.ММ.ГГГГ указано, что высшей должностью признается глава администрации муниципального района.

Представитель истца адвокат Коротченко А. В. в суде пояснила, что ежегодно в администрацию <данные изъяты> направлялись сведения «О сводном Реестре муниципальных служащим <данные изъяты>». Согласно Реестра представленного ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период полномочий истца в должности главы <данные изъяты> и главы администрации <данные изъяты>, указано, что выборной муниципальной должностью является должность главы <данные изъяты>.

Кроме того, постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты>, в связи с принятием изменений в Устав <данные изъяты>, районным Советом народных депутатов в раздел 1 Реестра «Выборные муниципальные должности», дополнительно включено – глава муниципального образования.

Согласно ст. 44 Устава муниципального образования <данные изъяты>, утвержденного постановлением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Управлении Минюста РФ ДД.ММ.ГГГГ) должности муниципальной службы <данные изъяты> устанавливаются реестром муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты>, утвержденным решением <данные изъяты> в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в <данные изъяты>, утвержденным законом <данные изъяты>.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ«О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования <данные изъяты>», опубликованных ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> в п. 10 указано, что гражданин Российской Федерации, осуществлявший на постоянной основе полномочия главы <данные изъяты> в течение срока, установленного муниципальным правовым актом, но не менее трех лет либо не менее одного года, но при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», … Аналогичная норма закреплена в статье 15 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Согласно распоряжения администрации Почепского района от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждено штатное расписание аппарата администрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в наименование должностей значится - глава района.

Довод представителя ответчика администрации Почепского района ФИО2 о том, что истец в период полномочий главы <данные изъяты> не исполнял обязанности главы администрации <данные изъяты>, противоречит статье 14 изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), где в пункте 6 указано, что глава <данные изъяты> осуществляется руководство администрацией <данные изъяты>. Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав <данные изъяты>, согласно Приложения 1 в статье 37 пункте 2 указано, что структуру администрации <данные изъяты> составляют глава администрации <данные изъяты>, первый заместитель, его заместитель, структурные подразделения местной администрации, а также отраслевые и территориальные органы местной администрации. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Устав муниципального образования <данные изъяты> статья 20 изложена в следующей редакции: «глава <данные изъяты> является высшим должностным лицом <данные изъяты>, избирается гражданами, проживающими на территории <адрес> и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года и является главой администрации <данные изъяты>.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

При этом, для данного дела юридически значимым является не установление буквального наименования должности, занимаемой истцом: глава муниципального района или глава администрации района, а установление факта работы истца в предусмотренной областным законодательством должности – главы администрации района, что ответчиком не оспаривалось.

Ссылка в письменном отзыве представителя ответчика на исковое заявление ФИО1 о том, что при обращении в суд истцом нарушен процессуальный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, суд считает несостоятельной, поскольку в ходе судебного разбирательства, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил первоначально заявленные требования и просил суд признать отказ администрации Почепского района от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, как муниципальному служащему, необоснованным и не соответствующим Закону и признать за истцом право на назначение ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, как муниципальному служащему, и обязать администрацию Почепского района назначить истцу ежемесячную надбавку к трудовой пенсии, как муниципальному служащему, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), таким образом, оспаривания не только ответ администрации Почепского района, но просил разрешить вопрос материального права. В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Это включает в себя и реализацию права на судебную защиту путем обращения в суд с заявление и, порядке ст. 39 ГПК РФ, право истца уточнить первоначально заявленные требования. Срок обращения в суд с требования материального характера, согласно ст. 199 ГПК РФ, составляет три года. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ администрации Почепского района Брянской области в назначении ФИО1 ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, как муниципальному служащему, необоснованным.

Признать за ФИО1 право на ежемесячную надбавки к трудовой пенсии как муниципальному служащему начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд в течение месяца.

Председательствующий - И. А. Разнатовская

Мотивированное решение суда изготовлено 31 августа 2015 года