Дело № 2-351/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 28 июля 2015 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Т.Ю. Сенотрусовой,
при секретаре В.В. Вороновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края к администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании незаконным бездействия и обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с вышеназванным иском мотивируя следующим.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в границах населенных пунктов с. <данные изъяты> и с. <данные изъяты> сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района Забайкальского края расположена электролиния <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., посредством которой <данные изъяты>» осуществляется электроснабжение сельского поселения «<данные изъяты>».
Указанная линия электропередач в собственности и на балансе <данные изъяты>» не стоит, в реестре объектов муниципальной собственности муниципального района «Тунгокоченский район» и сельского поселения «<данные изъяты> не состоит.
Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район» в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района и обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» принять меры по постановке на учет электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района, в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании помощник прокурора Нордопова Ж.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика - Н.М. Шекунова, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала частично, пояснила, что администрация не бездействовала, Комитетом по земельным, имущественным отношениям и архитектуры администрации минимального района «Тунгокоченский район» в настоящее время ведется работа по постановке на учет электролиний в качестве бесхозяйных, заключен договор на выполнение кадастровых работ, проводятся кадастровые работы по изготовлению технического плана линейного объекта. Также пояснила, что с требованиями истца об обязании принять меры по постановке на учет электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты> Тунгокоченского района, в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного, согласны.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор Тунгокоченского района Забайкальского края области обратился в суд с заявлением в пределах предоставленных прокурору полномочий.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что линия электропередач, расположенная на территории сельского поселения «<данные изъяты>» не включена в реестр муниципального имущества (л.д. 7).
Согласно письма <данные изъяты>» от 13.07.2015 года, линии электропередач села <данные изъяты> на балансе общества не стоят, собственностью не являются (л.д.9).
В соответствии с договором № № на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между комитетом по земельным, имущественным отношениям и архитектуры администрации муниципального района «Тунгокоченский район» и <данные изъяты>», общество обязалось выполнить работы по изготовлению технического плана, осуществить постановку сооружения на государственный кадастровый учет и получить кадастровый паспорт на линейный объект (электрические сети общей протяженностью <данные изъяты> м), расположенные в <данные изъяты> (л.д.11-15).
Согласно пояснительной записки директора <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, в настоящее время работы по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены на стадии - ознакомление с фактическим расположением объекта кадастровых работ и проведение геодезической съемки (л.д.___).
Исходя из п. п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, главы 12 «Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765, ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответчик является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Невыполнение ответчиком данной обязанности создает угрозу безопасности граждан, и как следствие невыполнение обязанности администрации муниципального района по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, ответчик, как субъект уполномоченный законом по постановке на учет бесхозяйного имущества не оспаривал бесхозность спорного объекта, однако возложенной ст. 225 ГК РФ обязанности по постановке на учет не исполнил.
Как установлено ст. 1 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 N 1014-ЗЗК "О перераспределении между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края полномочий по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения", отнесены к полномочиям исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (далее - органы государственной власти Забайкальского края) полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения (далее - полномочия по организации электроснабжения населения).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Закона, органы местного самоуправления осуществляют комплекс мероприятий в отношении бесхозяйных объектов недвижимого имущества, необходимых для осуществления органами государственной власти Забайкальского края полномочий по организации электроснабжения населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением части 2 статьи 5, которая вступила в силу 05 августа 2014 года.
Судом установлено, что спорный объект - электролиния <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенная в границах сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района, не имеет собственника, поскольку не входит в состав инфраструктуры <данные изъяты>», не включена в реестр муниципальной собственности. Исходя из того, что ответчик, в границах которого расположен бесхозяйный объект, обязан обратиться с заявлением о постановке его на учет, принимая во внимание техническое состояние спорного объекта и возможность угрозы безопасности граждан, возникновения чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района на учет в качестве бесхозяйного.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд руководствуется определением «бездействия», данным в абзаце четвертом пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Суд приходит к выводу, что ответчик не исполнил возложенные на него действующим законодательством обязанности, таким образом, допустил бездействие в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты> Тунгокоченского района.
Бездействие Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» в указанной сфере нарушает требования указанных выше правовых норм, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения «<данные изъяты> создает угрозу безопасности граждан, возникновение чрезвычайной ситуации, следовательно, является недопустимым.
Доводы ответчика относительно отсутствия бездействия, в связи с тем, что администрацией заключен договор № № на выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана на линейное сооружение (электрические сети протяженностью 10990 м, расположенные по адресу <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, по которому в настоящее время проведена часть работ, суд признает несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения заявления, обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного данного объекта ответчиком не исполнена.
Исходя из этого, требования прокурора Тунгокоченского района подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район» в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты>» Тунгокоченского района.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» принять меры по постановке электролинии <данные изъяты> кВ, протяженностью <данные изъяты> м., расположенной в границах сельского поселения «<данные изъяты> Тунгокоченского района, на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйного.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова