Дело № 2-351/2019 г.
33RS0015-01-2019-000116-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего С.В. Скрябневой,
при секретаре судебного заседания Е.О. Живулько
с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело гражданское дело по исковому заявлению Администрации Петушинского района Владимирской области к ФИО1 о признании зданий самовольной постройкой и возложении обязанности снести их,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в Петушинский районный суд с иском к ФИО1, уточнив который, просят признать здание № - ориентировочной площадью 288 кв.м., расположенное адрес состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса самовольной постройкой; признать здание № - ориентировочной площадью 6400 кв.м., расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса самовольной постройкой; обязать ФИО1 снести здание № - ориентировочной площадью 288 кв.м., расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса и здание № - ориентировочной площадью 6400 кв.м., м, расположенное адрес состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса, находящиеся на земельном участке площадью 47 000 кв. м., с кадастровым номером №, за счет средств ФИО1 в течение * дней с даты вступления в силу решения суда.
В обоснование указав, что земельный участок площадью 47000 кв. м, расположенный по адресу: адрес с кадастровым номером №, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешённым видом использования - для производственных целей, принадлежит ответчику на праве собственности, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от дата№. В материалы дела поступил акт проверки Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области от дата. Согласно указанному Акту, в ходе про верки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем Ответчику, выполнены следующие работы: подготовительные работы, монтаж металлического ограждения по периметру строительной площадки, устройство фундаментов под металлический каркас двух зданий: Здание № - ориентировочные размеры 12 х 24 м адрес строительной площадки. Выполнены следующие работы: устройство монолитных столбчатых фундаментов, монтаж металлических колонн (двутавр №), металлических балок (двутавр №) и металлических связей (труба квадратного сечения 80Х80 мм) в уровне первого и второго этажа здания. Здание № - ориентировочные размеры 80 х 80 м, расположено адрес строительной площадки. Выполнены следующие работы: устройство монолитных столбчатых фундаментов, монтаж металлических колонн (двутавр №), металлических связей (труба квадратного сечения 120Х120 мм), металлических ферм по трём осям здания (труба квадратного сечения 80х80 мм) относительно железной дороги * металлические фермы смонтированы параллельно. Из выше указанного следует, что на указанном выше земельном участке, без разрешения на строительство, построены два здания. В силу п. 20 части 2,3,4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Петушинского района, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями в области градостроительства. Указанное выше строение является самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ, так как в отношении указанного строения, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство не выдавалось, что подтверждается справкой. Согласно генеральному плану * сельского поселения Петушинского района утверждённому Решением Совета народных депутатов * сельского поселения от дата№, а так же правил землепользования и застройки муниципального образования «*» Петушинского района, утверждённых решением Совета народных депутатов Пекшинского сельского поселения от 18.l2.2012 №, указанный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальной зоне * Зона занятая объектами сель-скохозяйственного назначения. Согласно Перечню позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка», постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей.
В судебном заседании представитель истца Администрации Петушинского района *., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, его интересы представлял *., который просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование указав, что из представленной Истцом кадастровой выписки № о земельном участке с кадастровым номером: № следует, что данный участок относится к категории земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики, земли для обеспечения космической безопасности и земли иного специального назначения», радиовещания, телевидения, деятельности, земли обороны, разрешенное использование - «Для производственных целей». В то же время, в ГПЗУ № - разделе 2.2. «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» содержится информация о том, что «Основные виды разрешенного использования» земельных участков, среди прочего, - это размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции; размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техник; «Условно разрешенные виды использования» - размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в Т.ч. стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, зданий или помещений, предназначенных для приема физических или юридических лиц в связи с предоставлением коммунальных услуг; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.; «Вспомогательные виды использования» - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №П от дата., если речь идет об общем интересе, ошибки или про счеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица. Таким образом, любые расхождения в указанных документах должны толковаться в интересах заинтересованного лица (т.е. ответчика). Кроме того, в соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 17 ст. 51 ГК РФ не требуется получения разрешения в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а равно строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. В соответствии с проектной документацией, прилагаемой Ответчиком к настоящим возражениям, спорные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу адрес, представляют собой - Объекты вспомогательного использования. Между тем, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ Истец не представил доказательств в обоснование своих исковых требований. В частности, заявляя о ведении Ответчиком именно строительства, требующего разрешения, в результате чего была возведена самовольная постройка, подлежащая сносу. Согласно ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, представленные Истцом доказательства должны отвечать требованиям относимости и допустимости. Однако указанные фотоотчеты не позволяют установить, каким уполномоченным государственным органом, в рамках каких процедур, с проверкой каких документов Ответчика, а равно с проведением какой экспертизы был установлен факт ведения ответчиком строительства без необходимого разрешения. Также Истец не указал в исковом заявлении, в чем именно заключается нарушение либо угроза нарушения прав и законных интересов Истца или прав и законных интересов других лиц, а равно не представил доказательств угрозы жизни и здоровью граждан объектом, возводимым на земельном участке Ответчика.
Третье лицо - представитель Инспекции государственного строительного надзора *. в судебном заседании пояснила, что дата органом гос.контроля проведена проверка. По итогам проверки установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка расположенного по адресу адрес, кадастровый номер участка №. На вышеуказанном земельном участке выполнен демонтаж здания (лесопильный цех). ФИО1 являясь собственником участка, осуществил работы по строительству объектов капитального строительства. На земельном участке выполнен монтаж металлического ограждения по периметру строительной площадки; устройство фундаментов под металлический каркас двух зданий. По данному факту был составлен протокол, который будет рассмотрен в конце мая.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, общей площадью 47 000 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира 1адрес, расположенного в границах участка, адрес ориентира адрес, кадастровый №, что подтверждается договором купли-продажи от дата и кадастровой выпиской о земельном участке от дата.
Из представленного суду, акта проверки Инспекции государственного строительного надзора администрации адрес от дата следует, что ФИО1 являясь собственником земельного участка общей площадью 47 000 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира адрес, расположенного в границах участка, адрес ориентира адрес, кадастровый № осуществил работы по строительству объектов капитального строительства на данном участке. В ходе проверки установлено, что выполнены следующие работы: подготовительные работы, монтаж металлического ограждения по периметру строительной площадки; устройство фундаментов под металлический каркас двух зданий: Здание № ориентировочные размеры в плане 12Х24 м., расположено с западной стороны строительной площадки. Выполнены строительные работы: устройство монолитных столбчатых фундаментов, монтаж металлических колонн (двутавр №), металлических балок (двутавр №) и металлических связей (труба квадратного сечения 80х80 мм) в уровне первого и второго этажа здания. Здание № - ориентировочные размеры в плане 80х80 м., расположено с восточной стороны строительной площадки. Выполнены работы: устройство монолитных столбчатых фундаментов, монтаж металлических колонн (двутавр №), металлических связей(труба квадратного сечения 120х120мм.), металлических ферм по трем осям здания (труба квадратного сечения 80х80 мм.), относительно железной дороги «*» металлические фермы смонтированы параллельною На момент проверки работы на объекте не велись. Проектная документация, исполнительно-техническая документация на выполненные этапы работ, договора подряда, приказы о назначении ответственных лиц не представлены. В ходе осмотра установлено, что строящиеся здания №,2 являются объектами капитального строительства, так как металлические конструкции данных объектов (колонны) расположены на монолитных столбчатых фундаментах и имеют прочную связь с землей. Разрешение на строительство не предъявлено.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для признания постройки самовольной необходимо наличие следующих условий: отсутствие отвода земельного участка под строительство, либо создание объекта без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, 1.1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Представитель ответчика ФИО1 - *. в судебном заседании указал, в настоящее время на участке строятся вспомогательные здания для обслуживания будущего завода, а в соответствии с ч. 17 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства и строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В обоснование представил проектную документацию на объекты вспомогательного использования площадью 576 кв.м. и 6 400 кв.м., выполненные ООО «*».
Суд критически относится к указанным доводам, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами, а именно актом проверки Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области от дата, где установлено, что это объекты капитального строительства, представленными фотоматериалами.
Кроме того, в судебном заседании в качестве специалиста допрошена зам. зав. Отделом (инспекцией) земельно-градостроительного надзора КУИ адрес*, которая представила письменное заключение, и пояснила, что монтаж каркаса спорных объектов выполнен из двутавра № - вид фасонного металлопроката, способный принимать большие нагрузки, по сравнению с уголком и швеллером. В частности строительстве металлопрокат с сечением Н-образного профиля используется только при создании крупногабаритных строений. Такая продукция, в зависимости от типа сечения, может применяться в крупногабаритном жилищном строительстве, при возведении зданий промышленного и гражданского назначения, в мостостроении. Металлические конструкции данных объектов расположены на монолитных столбчатых, заглубленных фундаментах и имеют прочную связь с землей, на основании чего данные объекты являются капитальными. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под объектами вспомогательного использования понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности. Они связаны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, представленных для индивидуального жилищного строительства. Согласно письма Минрегиона РФ от 25.06.2009 ода № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подсобные сооружения. Критэрием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Указанные объекты не могут считаться строениями и сооружениями пониженного уровня ответственности, на земельном участке отсутствует основное строение, т.е. объекты не могут считаться вспомогательными.
Таким образом, судом установлено, что возведенные объекты относятся к капитальным, не могут считаться строениями и сооружениями пониженного уровня ответственности, на земельном участке отсутствует основное строение, т.е. объекты не могут считаться вспомогательными, в связи с чем, на их возведение требуется разрешение.
Как установлено в ходе судебного разбирательства разрешение на возведение вышеуказанных объектов уполномоченными органами не выдавалось, следовательно, спорные сооружения являются самовольной постройкой.
Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ обратного не доказал.
В силу ч. 2 ст 222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
С учетом изложенного, объекты № расположенные на земельном участке площадью 47 000 кв. м., с кадастровым номером №, возведенное ответчиком, подлежит сносу последним и за его счет.
Доводы ответчика о том, что категория земельного участка предусматривает строительство спорного объекта, правового значения для разрешения данного спора не имеет, учитывая установленные выше нарушения градостроительного законодательства в виде отсутствия разрешения на строительство.
Таким образом, анализ всех исследованных в судебном заседании доказательств и значимых обстоятельств дела в их совокупности приводит суд к убеждению, что требования истца являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что месячного срока со дня вступления настоящего решения суда в законную силу будет достаточным сроком ответчику для исполнения данного решения суда
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Петушинского района Владимирской области к ФИО1 - удовлетворить.
Признать здание № - ориентировочной площадью 288 кв.м., расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса самовольной постройкой.
Признать здание № - ориентировочной площадью 6400 кв.м., расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса самовольной постройкой.
Обязать ФИО1 снести здание № - ориентировочной площадью 288 кв.м., расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса и здание № - ориентировочной площадью 6400 кв.м., м, расположенное адрес, состоящее из монолитных столбчатых фундаментов и металлического каркаса, находящиеся на земельном участке площадью 47 000 кв. м., с кадастровым номером № за счет средств ФИО1 в течение 30 дней с даты вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Петушинского районного суда С.В. Скрябнева