Дело № 2-351/2019
УИД 21RS0007-01-2019-000399-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В., с участием
истца ФИО3,
ответчика - представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) ФИО4, действующей по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) (далее - УПФР в Козловском районе, пенсионный орган) о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права. Исковые требования обосновываются тем, что 24.07.2018 она (истец) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением <число> от <дата> ей (истцу) в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (24.07.2018). При этом пенсионным органом были исключены, в том числе, оспариваемые периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 л. 3 м. 14 дн.) - нахождение на курсах повышения квалификации, как не предусмотренные пунктом 5 Правил от 11.07.2002 № 516; с 15.10.2013 по 31.12.2013 (0 л. 2 м. 16 дн.) - работа директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3", ввиду отсутствия выполнения объема ведения преподавательской деятельности со ссылкой на пункт 8 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 29.10.2002 № 781. При требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа определена- 23 года 2 месяца 23 дня. Данное решение в части исключения из специального стажа указанных периодов и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии считает незаконным и необоснованным. Полагает, что не включение в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение пенсионных прав. В силу специальных нормативных актов повышение квалификации для педагога являлось и является обязательным условием выполнения работы. При направлении на курсы повышения квалификации по приказу работодателя за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, считает, что исключенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии. Относительно спорного периода работы директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с 15.10.2013 по 31.12.2013 полагала, что в этот период вырабатывала норму педагогической нагрузки для директора образовательного учреждения 6 часов в неделю или 240 часов в год, что подтверждается приказом по школе <число>-У от <дата>. Ссылаясь на нормы законодательства, просила признать незаконным решение пенсионного органа <число> от <дата> в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и работы директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с 11.11.2013 по 31.12.2013; включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В судебном заседании ФИО3 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. По обстоятельствам дела дополнительно пояснила, что решением ответчика <число> от 31.07.2018 нарушаются ее пенсионные права, поскольку, работая учителем географии, а затем заместителем директора по воспитательной работе и директором школы, когда одновременно вела уроки географии и биологии, непосредственно осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей. На курсы повышения квалификации направлялась по приказам работодателя на определенный срок, их прохождение необходимо для последующей аттестации и присвоения квалификационной категории. В периоды прохождения курсов повышения квалификации трудовые отношения с образовательным учреждением не прерывались, за ней сохранялись рабочее место и заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления. Выполнение нормы рабочего времени, установленной для директора учебного образовательного учреждения, в спорный период с 11.11.2013 по 21.12.2013 документально подтверждено, педагогическая нагрузка составляла 6 часов в неделю. С учетом необоснованно исключенных из подсчета спорных периодов, считает, что специальный стаж на дату обращения к ответчику составлял 23 года 7 месяцев 27 дней, а на день вынесения судом решения - 24 года 7 месяцев 27 дней.
Ответчик- представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) ФИО4 иск не признала, полагая, что в назначении досрочной страховой пенсии по старости Котле Л.В. отказано правомерно. При этом пояснила, что ФИО3 обратилась к ним <дата> с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением <число> от <дата> Котле Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за ее назначением. ФИО3 зарегистрирована в системе пенсионного страхования с <дата>, по состоянию на <дата> страховой стаж истца составляет 27 лет 04 месяца 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 72,822 балла. По представленным документам в бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 23 года 2 месяца 23 дня. Принятое решение считает правильным. В специальный страховой стаж не были засчитаны спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, как не соответствующие требованиям п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516, поскольку ФИО3 тогда непосредственно не занималась педагогической деятельностью. Период работы с 11.11.2013 по 31.12.2013 не был включен в специальный стаж, так как документов о ведении ФИО3 в этот спорный период преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год) в пенсионный орган не представлено. Указанный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета, соответственно, не может быть зачтен в специальный страховой стаж. При этом согласилась с тем, что должность и учреждения, в которых работала ФИО3 в спорные периоды, подпадают под Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО3 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с педагогической деятельностью.
Решением УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) <число> от <дата> Котле Л.В. отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 25 лет на дату обращения. Из специального стажа ФИО3 были исключены, в том числе, оспариваемые периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 л. 3 м. 14 дн.) - нахождение на курсах повышения квалификации, как не предусмотренные пунктом 5 Правил от 11.07.2002 № 516; с 15.10.2013 по 31.12.2013 (0 л. 2 м. 16 дн.) - работа директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3", ввиду отсутствия выполнения объема ведения преподавательской деятельности со ссылкой на пункт 8 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 29.10.2002 № 781. При требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа установлена 23 года 2 месяца 23 дня.
Из справки, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии <число> от <дата>, выданной директором МБОУ "Козловская основная общеобразовательная школа <число>" имени ФИО2 А.<адрес>, видно, что ФИО1 работала в Козловской средней школе <число> в качестве учителя географии с <дата> (пр. <число> от <дата>) по <дата> (пр. <число>-к от <дата>). В период работы направлялась на курсы повышения квалификации: с <дата> по <дата> (пр. <число>-к от <дата>), с <дата> по <дата> (пр. <число>-к от <дата>), с <дата> по <дата> (пр. <число>-к от <дата>). В учебных отпусках, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет - не находилась. Выполняемая норма (продолжительность) рабочего времени (педагогическая нагрузка) составила 1,0 ставку. В справке имеются сведения о переименованиях школы.
В соответствии со справкой Управления образования администрации <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата>, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, ФИО1 работала в МБОУ "Козловская СОШ <число>" заместителем директора по воспитательной работе с <дата> (пр. <число>-К от <дата>) по <дата> (пр. <число>-К от <дата>). В период работы в административных отпусках, в учебных отпусках, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет - не находилась; на курсы повышения квалификации направлялась с <дата> по <дата> (пр. <число>-У от <дата>). Выполняемая норма (продолжительность) рабочего времени составила 9 часов. Имеются сведения о переименованиях МБОУ "Козловская СОШ <число>".
Согласно справке <число>, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, выданной Управлением образования администрации <адрес> Чувашской Республики, с <дата> (пр. <число>-К от <дата>) по настоящее время ФИО1 работает в МБОУ "Козловская СОШ <число>" в качестве директора школы, учителя географии и биологии. В период работы в административных отпусках, в учебных отпусках, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет - не находилась; на курсы повышения квалификации направлялась с <дата> по <дата> (пр. <число>-В от <дата>), с <дата> по <дата> (пр. <число>-В от <дата>), с <дата> по <дата> (пр. <число>-В от <дата>). В период работы с <дата> по <дата> выполняемая норма (продолжительность) рабочего времени (педагогическая нагрузка) составила 6 часов, в период работы с <дата> по <дата> - 8 часов. Имеются сведения о переименованиях МБОУ "Козловская СОШ <число>".
Приказом директора МБОУ "Козловская СОШ № 3" от <дата><число> была произведена перетарификация учебной нагрузки ФИО7 и ФИО8, в результате чего с <дата> Котле Л.В. были переданы от ФИО7 два часа природоведения в 5А классе, от ФИО8- два часа географии в 7Б классе и два часа географии в 8Б классе. Котле Л.В. затарифицировано всего 6 часов учебной нагрузки.
Из перетарификационного списка педагогических работников МБОУ "Козловская СОШ № 3" на <дата>, утвержденного директором образовательного учреждения и согласованного с начальником Управления образования администрации Козловского района, видно, что ФИО3 занимала штатную должность директора, учителя в названном учреждении и выполняла норму часов преподавательской работы 6 часов в неделю: 2 часа природоведения и 4 часа географии.
В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО3 сведения о работе с 15.10.2013 по 31.12.2013 представлены с указанием кода льгот и 48 часов педагогической нагрузки, период работы с 01.09.2014 по настоящее время отражен с указанием кода досрочного пенсионного обеспечения по должности руководителя.
По предложению суда дополнительные доказательства не представлены. Стороны предупреждены судом о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, предусмотренных статьями 12, 56, 57 ГПК РФ. Поэтому суд выносит решение на основании предоставленных доказательств по делу.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2, 3 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность директора (начальника, заведующего), в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве образовательных учреждений в числе прочих названы школы всех наименований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 года N 781).
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей, в частности директора (начальника, заведующего), установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждения, указанного в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности директора общеобразовательного учреждения, указанного в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781, - директора школы. С 1 сентября 2000 года такая работа засчитывается в специальный стаж при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Суд считает установленным, что ФИО3 с <дата> по <дата>, а также с <дата> по настоящее время осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе с <дата> по <дата> - в должности учителя географии МБОУ "Козловская основная общеобразовательная школа № 1", с <дата> по <дата> - в должности заместителя директора по воспитательной работе МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3", с 15 октября 2013 года - в должности директора, учителя географии и биологии МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3".
<дата> ФИО3 обратилась в УПФР в Козловском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решением пенсионного органа от <дата> N 266 Котле Л.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности ФИО3 в учреждениях для детей, учтенный ответчиком, составил 23 года 2 месяца 23 дня. При этом пенсионный орган включил в специальный стаж ФИО3 периоды ее работы в должности учителя географии МБОУ "Козловская основная общеобразовательная школа № 1" (за исключением времени ее нахождения на курсах повышения квалификации в указанный период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>), в должности заместителя директора по воспитательной работе МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" (за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации в указанный период с <дата> по <дата>) и в должности директора, учителя географии и биологии МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с <дата> по <дата> (за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации в данный период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>). Не включен в специальный стаж ФИО3 период ее работы с 15 октября 2013 года по 31 декабря 2013 года в должности директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3", поскольку объем учебной преподавательской работы не менее 6 часов в неделю (240 часов в год) отсутствовал.
Разрешая спор относительно включения в льготный стаж истца периода работы с <дата> по <дата> в должности директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" суд, соглашаясь с доводами иска, находит требования истца ФИО3 обоснованными, приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного органа в указанной части.
Суд считает установленным, что в период с 11 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года во время работы в должности директора школы истец ФИО3 выполняла работу учителя природоведения в 5 классе (2 часа в неделю) и учителя географии в 8-9 классах (4 часа в неделю), что подтверждается копией приказа по МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" о перетарификации учебной нагрузки и копией перетарификационного списка педагогических работников МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" на 11 ноября 2013 года.
Факт работы истца ФИО3 в спорный период стороной ответчика не оспаривается.
Установив, что в периоды работы с 11.11.2013 по 31.12.2013 в должности директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" истец ФИО3 вела преподавательскую работу в объеме 6 часов работы в неделю (240 часов в год), как требует подпункт "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781, суд считает необходимым включить данный спорный период в специальный страховой стаж истца.
Приведенные доводы ответчика об отсутствии выработки истцом часов педагогической работы суд отклоняет ввиду их несостоятельности.
Мнение стороны ответчика о том, что спорный период работы не подтвержден сведениями персонифицированного учета, а потому не может быть зачтен в специальный страховой стаж, не может быть принят во внимание.
Действительно, согласно действующему законодательству в области пенсионного обеспечения, подсчет страхового стажа производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, связанного с предоставлением работодателем в пенсионный орган персонифицированных сведений о начислении и уплате страховых взносов.
Однако, надлежащий контроль за исполнением работодателем своих обязанностей в части персонифицированного учета должен осуществлять пенсионный орган, в связи с чем неисполнение ответчиком своих обязанностей не может явиться основанием для отказа в реализации истцом своих пенсионных прав.
Кроме того, как указано выше, в обоснование своего права на получение досрочной страховой пенсии истцом представлены иные документы (уточняющие справки, приказы, тарификационный список), подтверждающие конкретную занятость в особых условиях труда.
При установленных по делу обстоятельствах, исковые требования ФИО3 в части включения в льготный стаж периода с 11 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года в должности директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с одновременным ведением преподавательской деятельности в объеме 6 часов работы в неделю подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд также приходит к выводу об их удовлетворении, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пункт 9 Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения в этот перечень не входят.
В силу ст. 26 Федерального закона "Об образовании", дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Для отдельных категорий работников, в том числе, осуществляющих педагогическую деятельность, повышение квалификации - обязательное условие выполнение работы.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч.ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). Статьей 187 Трудового кодекса РФ (ранее действовавшей статьей 112 КЗоТ РСФСР) установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные нормативные положения содержались в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из вышеприведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 14.12.2012 N 15-КГ2-2.
Факт нахождения ФИО3 на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подтверждается вышеприведенными исследованными доказательствами, в частности, уточняющими справками, и не оспаривается стороной ответчика.
В периоды работы, включенные в специальный стаж пенсионным органом, истец ФИО3 по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации. В течение всего этого времени за ней сохранялись рабочее место и должность, выплачивалась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание, что направление ФИО3 на курсы повышения квалификации имели место, когда работала на должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд считает, что данные спорные периоды также подлежат включению в подсчет специального стажа.
Доводы ответчика о том, что включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от профессиональной деятельности, не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, и в указанные периоды ФИО3 педагогическую деятельность непосредственно не осуществляла, - суд признает несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Следовательно, к установленному по состоянию на 24.07.2018 (включительно) пенсионным органом специальному стажу ФИО3 продолжительностью 23 года 2 месяца 23 дня подлежат присоединению периоды работы с 11.11.2013 по 31.12.2013 (0 лет 1 мес. 21 дн.) в качестве директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с ведением преподавательской деятельности в объеме 6 часов неделю и нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 мес. 14 дн.), с учетом которых ее специальный стаж на дату обращения к ответчику с заявлением составлял 23 года 7 месяцев 28 дней, а на дату вынесения судом настоящего решения (с учетом того, что после 24.07.2018 и по настоящее время истец продолжает работать в должности директора МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3") - 24 года 8 месяцев 6 дней.
Истцом также заявлено требование о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом удовлетворенной части исковых требований по состоянию на 24.07.2018, а также и на момент вынесения судом решения, отсутствует необходимая продолжительность специального страхового стажа, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, заявленные исковые требования ФИО3 к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) <число> от <дата> в части исключения из специального стажа ФИО3, учитываемого при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и работы директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с ведением преподавательской деятельности в объеме 6 часов в неделю с 11 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий ФИО3 право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и работы директором МБОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 3" с ведением преподавательской деятельности в объеме 6 часов в неделю с 11 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года.
В удовлетворении оставшейся части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 05 августа 2019 года