ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/20 от 07.12.2020 Ивановского районного суда (Амурская область)

УИД: 28RS0009-01-2020-000665-95 Дело №2-351/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2020 года с. Ивановка Амурской области

Ивановский районный суд Амурской области, в составе: председательствующего судьи Ступниковой Н.С., при секретаре Мартель О.Б.,

с участием помощника прокурора Ивановского района Комбаровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-351/2020 по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц, к администрации Ивановского района Амурской области, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, выделении финансирования на выполнение необходимых мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц, первоначально обратился в Ивановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» (далее - МОБУ OOIII с. Константиноградовка), в обоснование указав, что прокуратурой Ивановского района Амурской области проведена проверка исполнения Муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено следующее. МОБУ ООШ с. Константиноградовка осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного и.о. главы муниципального образования Ивановский район №893 от17.11.2015. Согласно п.п.1.3 Устава, учредителем и собственником имущества Организации является Муниципальное образование Ивановский район. В силу п.п. 1.4, 1.5 Устава МОБУ ООШ с. Константиноградовка от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, выполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. МОБУ ООШ с. Константиноградовка отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества

Учреждения не отвечает по обязательствам Учреждения. МОБУ ООШ с. Константиноградовка осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68. Согласно паспорту безопасности на объект (территорию) МОБУ ООШ с. Константиноградовка, указанный объект отнесен к четвертой категории опасности. Ссылаясь на положения нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы противодействия терроризму и антитеррористической защищенности объектов (территорий), прокурор указывает, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что здание МОБУ ООШ с. Константиноградовка, расположенное по адресу: с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что отрицательным образом сказывается на комплексной безопасности лиц, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность здания, что в свою очередь непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам защиты и охраны детей, находящихся в учреждении. Учитывая повышенное количество пребывающих и посещающих лиц, нарушение требований антитеррористической защищенности зданий МОБУ ООШ с. Константиноградовка приобретает особое значение, поскольку может способствовать совершению противоправных действий с причинением вреда жизни и здоровью посетителей, пребывающих лиц, в том числе детей и работников.

На основании изложенного, с учётом принятых судом уточнений и дополнений исковых требований (определения Ивановского районного суда от

от 19.11.2020 и протокольное определение от 07.12.2020), прокурор просит: обязать администрацию Ивановского района Амурской области произвести финансирование Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» для выполнения мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу; обязать Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» оборудовать здание, расположенное по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня осуществления администрацией Ивановского района Амурской области финансирования Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» мероприятия по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика, были привлечены: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Амурской области (определение Ивановского районного суда от 09.09.2020), Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (определение Ивановского районного суда от 23.09.2020) и Муниципальное бюджетное учреждение Ивановского района «Айрис» (определение Ивановского районного суда от 19.11.2020). Определением Ивановского районного суда от

из числа лиц, участвующих в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика, исключены Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Амурской области и Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области».

В возражениях на иск (вх. № 4891 от 07.09.2020) ответчик МОБУ ООШ с. Константиноградовка указывают на несогласие с заявленными исковыми требованиями в полном объеме, поскольку ответчиком разработаны мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории), составлен паспорт безопасности с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года (следующих за текущим финансовым годом), разработаны локальные акты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Указывают, что исходя из буквального толкования вышеприведенного постановления, законодатель предусмотрел планирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности на 2 финансовых года. Паспорт безопасности составлен в октябре 2019 года, следовательно, мероприятия по АТЗ необходимо завершить не позднее октября 2021 года. Кроме того, указывают, что ответчиком предпринимались действия, направленные на оснащение объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по номеру «112» (отношение в ФГКУ «ОБО ВНГ России по Амурской области») в январе 2020 года. Ответом от 16.01.2020 отказано в заключении договоров на охрану в связи с отсутствием технической возможности, а также разъяснено, что сроки осуществления мероприятий, указанных в паспорте безопасности, с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, определены на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении искового заявления прокурора.

В представленных письменных возражениях на иск (вх. № 4948 от

и уточненные заявления прокурора (вх. № 6712 от 19.11.2020 и от

б/н) ответчик - администрация Ивановского района Амурской области указала на несогласие с иском, поскольку Паспорт безопасности объекта составлен в ноябре 2019 года, которым установлены необходимые мероприятия для обеспечения безопасности объектов, то, по мнению администрации Ивановского

района, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), абз. 3 п. 15.5 методических рекомендаций, изложенных в Письме Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ», срок исполнения указанных мероприятий истекает в ноябре 2021 года. Указывают, что в настоящий момент иск не подлежит удовлетворению, поскольку направление не запланированных бюджетных средств на исполнение настоящего судебного решения за счет сокращения бюджетных ассигнований предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств, может создать угрозу сбалансированности бюджета. Кроме того, администрация Ивановского района указала, что в соответствии с п.1.3 Устава образовательной организации функции и полномочия учредителя Организации в соответствии с Уставом Ивановского района и Положением об Отделе образования администрации Ивановского района осуществляет Отдел образования в пределах компетенции, именуемые в дальнейшем «Учредитель». Согласно абзацу 3.10 Положения об Отделе образования, утвержденного решением Совета народных депутатов Ивановского района от 25.02.2020 № 372 (размещенного на

официальном сайте http://ivanovskiy28.ru/docs-npa/reshenie-ot-25-02-2020-goda-372- o-polozheniya-ob-otdele-obrazovaniya-administraczii-ivanovskogo-rajona/) Отдел

осуществляет общее руководство и координацию деятельности подведомственных образовательных организаций Ивановского района в том числе: формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) образовательным организациям по основным видам деятельности в соответствии с их Уставами; распределяет в установленном порядке средства бюджета на финансирование деятельности образовательных организаций; утверждает сметы доходов и расходов образовательных организаций; получает от муниципальных образовательных организаций ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; осуществляет полномочия главного распорядителя средств, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством, а также финансово- экономическое обеспечение деятельности организаций. В силу своих полномочий Отдел образования направляет заявку на планирование финансирования в бюджете района необходимых средств на финансирование образовательной организации на финансовый год, в том числе по антитеррористической защищенности объектов образования, в связи с чем, полагают целесообразным в качестве соответчика привлечь Отдел образования администрации Ивановского района. Более того, администрацией предоставлялся запрос министерства образования и науки Амурской области от 04.09.2020 № 05-6801 о предоставлении сведений о потребности муниципальных образовательных организаций в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов. Отдел образования провел мониторинг среди образовательных организаций района и направил информацию в минобр Амурской области с учетом сведений коммерческого предложения ФГУП «ОХРАНА» о стоимости монтажных работ технических средств сигнализации на объектах образовательных организаций района. На основании изложенного, принимая во внимание, что законодательно установлены сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Как следует из отзыва, представленного третьим лицом МБУ Ивановского района «Айрис» (вх. № 6867 от 26.11.2020), 03.11.2020 Государственное казенное учреждение Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» (ГКУ Центр ГЗ и ПБ) сообщили, что в 2018 году было сформировано и установлено оборудование для функционирования системы «112», которая находится в постоянной эксплуатации и является программным пультом, позволяющим принять сигналы с тревожных и пожарных кнопок по GSM или радиоканалу. Пожарные и тревожные кнопки уже функционируют в Ивановском районе. На ЕДДС Ивановского района сформировано и установлено оборудование - Аппаратный комплекс СПО ИСТОК- СМ, который и является пультом для приема сигналов пожарных и охранных кнопок. Для реализации действующего законодательства РФ в области противодействия терроризму на территории Ивановского района администрации района необходимо заключить договор на установку дополнительного оборудования на объекты школ. Экстренные вызовы по номеру «112» принимает ЕДДС Ивановского района, у программного обеспечения, установленного в ЕДДС существует возможность принимать сигналы по тревожным кнопкам, установка дополнительного оборудования на ЕДДС Ивановского района не требуется, требуется только установка оборудования на контрольные объекты для интеграции с программным обеспечением и вывода сигнала на пульт системы 112 ЕДДС Ивановского района. В связи с изложенным, полагает подлежащим исключению Муниципальное бюджетное учреждение Ивановского района «Айрис» в качестве третьего лица.

Дело в силу ч.З, ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено судом в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителей ответчиков - администрации Ивановского района Амурской области, МОБУ ООШ с. Константиноградовка и представителя третьего лица МБУ Ивановского района «Айрис», от которых поступила телефонограмма о рассмотрении дела без их участия.

Помощник прокурора Ивановского района Комбарова Е.В. в судебном заседании поддержала изложенные в исковом заявлении доводы, дала суду пояснения, полностью совпадающие с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении, с учётом их дальнейшего уточнения и дополнений, просила удовлетворить иск в полном объёме.

В ходе судебного заседания 23.09.2020 представитель ответчика - МОБУ ООШ с. Константиноградовка, Чивилева М.В. с исковыми требованиями прокурора была не согласна, просила в иске отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Ивановского района и представителя ответчика МОБУ ООШ с.Константиноградовка, приняв во внимание письменные возражения и отзывы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Заместитель прокурора Ивановского района, действующий на основании прав по должности, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав граждан, пребывающих в образовательном учреждении по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.

В связи с чем, суд находит правомерным обращение заместителя прокурора Ивановского района с рассматриваемым иском, осуществленным в рамках предоставленных ему полномочий.

Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

В силу статей 2, ч.1 ст.ст.20, 38, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья

обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка», утвержденному постановлением и.о. главы МО Ивановский район от 17.11.2015 № 893, школа является муниципальным бюджетным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (п. 1.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества Организации является Муниципальное образование Ивановский район. Функции и полномочия учредителя Организации в соответствии с Уставом Ивановского района и положением об отделе образования администрации Ивановского района осуществляют администрация Ивановского района и Отдела образования в пределах компетенций, именуемые в дальнейшем «Учредитель». Функции и полномочия собственника имущества в соответствии с Уставом Ивановского района и положением о Комитете по управлению имуществом Ивановского района осуществляет Комитет по управлению имуществом Ивановского района (п. 1.3 Устава).

Из содержания п. 1.4 Устава следует, что Организация является некоммерческой организацией, создана на базе имущества, находящегося в собственности МО Ивановского района, выступает истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 1.6 Устава установлено, что Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами Амурской области, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно лицензии Министерства образования и науки Амурской области от

№ ОД5738 Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.

Согласно свидетельству о государственной аккредитации № 02713 от 27.02.2015 МОБУ ООШ с. Константиноградовка прошло аккредитацию образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, указанным в приложении к настоящему свидетельству.

Согласно свидетельству серии 28 №000197399 МОБУ ООШ

с. Константиноградовка поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, ИНН/КПП 2816007565/281601001.

Согласно комиссионному акту обследования и категорирования МОБУ ООШ с. Константиноградовка от 30.09.2019 года, проведенным по адресу: с. Константиноградовка. ул. Ветеранов, 68, объекту присвоена четвертая категория опасности. В качестве необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической деятельности указано на необходимость оснащения школ системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему «112»; обеспечение поддержание системы в исправном состоянии.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.З). Одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма (ст.2).

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых

программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона).

В силу ч.13 ст.ЗО Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством

посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с пп. «г» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 (далее - Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

Согласно вышеуказанному Постановлению к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) является пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму пр. (пункт 20 Постановления).

Из пп. «г» п.24 Постановления Правительства Российской Федерации от

№ 1006 следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются ряд мероприятий, в том числе и оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России №635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно рапорту помощника прокурора Ивановского района Амурской области юриста 1 класса Комбаровой Е.В. на имя прокурора Ивановского района Амурской области Малых А.Ю. проведенной проверкой исполнения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму в общеобразовательных учреждениях Ивановского района, установлено, что в общеобразовательных учреждениях Ивановского района, в том числе МОБУ ООШ с. Константиноградовка, в нарушение п.п. «г» п. 24 раздела III Требований не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Согласно ответу начальника Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Отделение вневедомственной охраны по Ивановскому району - филиал федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (Ивановского филиала ФГКУ «ОБО ВНГ России по Амурской области) Якунина М.И. № 85103/15 от 28.05.2020 в период с 02.09.2019 по настоящее время договоров на оказание услуг по охране имущества с помощью технических средств охраны (тревожной сигнализации) с МОБУ ООШ с. Константиноградовка не заключалось.

Вместе с тем, из письменного обращения директора МОБУ ООШ с. Константиноградовка Чивилёвой М.В. от 16.01.2020 № 3 на имя и.о. начальника Ивановского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» следует, что школа просила обеспечить их системой передачи тревожных сообщений (тревожной кнопкой) в целях мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Согласно ответу начальника Ивановского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» № 85103/15-11 от 16.01.2020 на данное обращение, в штатном расписании филиала не имеется достаточного количества единиц оттестированного личного состава для реагирования на сигналы «тревога», поступающие с объектов, расположенных за пределами зоны обслуживания, т.е. с. Ивановка. Заключение договора на охрану объектов в с. Константиноградовка Ивановского района считали невозможным.

Из обращения заместителя председателя Правительства области - министра образования и науки Яковлева С.В., адресованного главам городских округов и муниципальных районов, руководителям органам местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования №05-6801 от 04.09.2020 следует, что проектом Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение средств из областного бюджета муниципальным образованиям на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности МО, образовательных

организаций, в связи с чем, необходимо в срок до 09.09.2020 направить сведения

о потребности в финансировании данных мероприятий.

Иных сведений о принятии МОБУ ООШ с. Константиноградовка мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, материалы гражданского дела не содержат.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности здания МОБУ ООШ с. Константиноградовка (с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68) не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Выявленные нарушения подтверждаются материалами прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Данное обстоятельство согласно указанным выше правовым нормам не обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность МОБУ ООШ с. Константиноградовка, в результате чего нарушаются права посещающих это учреждение лиц.

При этом суд исходит из того, что МОБУ ООШ с. Константиноградовка является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения, выполнение которых необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Указанные нарушения со стороны МОБУ ООШ с. Константиноградовка свидетельствуют о нарушении требований, предъявляемых к системам защиты объекта образования с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан.

Из сообщения Государственного казенного учреждения Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» приложенного к уточнению исковых требований (вх. № 6460 от

следует, что в 2018 году было сформировано и установлено оборудование для функционирования системы «112», которая находится в постоянной эксплуатации и является программным пультом, позволяющим принять сигналы с тревожных и пожарных кнопок по GSM или радиоканалу. Пожарные и тревожные кнопки уже функционируют в Ивановском районе. На

ЕДДС Ивановского района сформировано и установлено оборудование - Аппаратный комплекс СПО ИСТОК-СМ. который и является пультом для приема сигналов пожарных и охранных кнопок. Для реализации действующего законодательства РФ в области противодействия терроризму на территории Ивановского района администрации района необходимо заключить договор на установку дополнительного оборудования на объекты школ. Экстренные вызовы по номеру «112» принимает ЕДДС Ивановского района, у программного обеспечения, установленного в ЕДДС существует возможность принимать сигналы по тревожным кнопкам, установка дополнительного оборудования на ЕДДС Ивановского района не требуется, требуется только установка оборудования на контрольные объекты для интеграции с программным обеспечением и вывода сигнала на пульт системы 112 ЕДДС Ивановского района.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных заместителем прокурора Ивановского района к МОБУ ООШ с. Константиноградовка требований об обязании учреждение оборудовать здание, расположенное по адресу: Амурская область, Ивановский район, с.

Константиноградовка. ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Рассматривая иск заместителя прокурора Ивановского района Амурской области в части требований о возложении на администрацию Ивановского района Амурской области обязанности в целях выполнения мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму произвести финансирование МОБУ ООШ с. Константиноградовка для исполнения учреждением судебного решения, суд приходит к следующему.

В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.4 ст.З Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации», п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризма.

Положениями ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ

«О противодействии терроризму», предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п.7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» к вопросам местного значения муниципального городского, сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В силу п.З ч. 1 ст. 17 данного Федерального закон в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Представленные администрацией Ивановского района к возражениям на иск сведения о потребности в финансовом обеспечении мероприятий по антитеррористической защищенности объектов на 2020- 2022 годы, в частности на оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (на сумму 500 тыс. руб.); коммерческое предложение Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Амурской области на выполнение монтажных работ технических средств сигнализации, в том числе в МОБУ ООШ с. Константиноградовка (системы передачи тревожных сообщений, системы оповещения и управления эвакуацией (антитеррор)), свидетельствуют об отсутствии технической укрепленности и антитеррористической защищенности зданий образовательного учреждения МОБУ ООШ с. Константиноградовка, указанных в исковом заявлении.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области здания школ и земельные участки под ними принадлежат Муниципальному образованию Ивановский район Амурской области.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» следует, что учредителем и собственником имущества организации является Муниципальное образование Ивановский район. Функции и полномочия учредителя организации в соответствии с Уставом района и Положением об Отделе образования администрации Ивановского района осуществляет администрация Ивановского района и Отдел образования в пределах компетенции. Собственником имущества организации является Муниципальное образование Ивановский район.

В соответствии с п.6.1. ч.1 ст.8 Устава Ивановского района к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.

Данные положения свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления муниципального района обязанности принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), в том числе в сфере образовательной деятельности, также меры, направленные на обеспечение здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только МОБУ ООШ с. Константиноградовка, но и администрации Ивановского района как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающих финансирование образовательных учреждений. Именно на администрации района как на органе местного самоуправления и собственнике зданий школ возложена обязанность по организации и обеспечению в здании школы МОБУ ООШ с. Константиноградовка выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов. При этом участие данного органа власти в профилактике терроризма не ограничивается финансированием мероприятий, направленных на достижение указанной цели. Возложение функций и полномочий учредителя МОБУ ООШ с.Константиноградовка не только на администрацию Ивановского района, но и на Отдел образования администрации Ивановского района, не исключает обязанности администрации Ивановского района выполнять указанные функции и нести бремя собственника имущества, в силу положений ст. 210 ГК РФ, в связи с чем, доводы представителя ответчика администрации Ивановского района Амурской области в части того, что администрация района должна отвечать совместно с Отделом образования администрации Ивановского района по вопросу выделении финансирования на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, не основано на приведенных выше нормах права.

Доводы администрации Ивановского района Амурской области и МОБУ «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» о том, что законодательно установлены сроки осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности спорных объектов с учетов объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению, так как срок исполнения мероприятий указанных в Паспорте безопасности объекта истекает только в октябре (ноябре) 2021 года, ссылаясь при этом на абз.З п. 15.5 Методических рекомендаций «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», изложенных в Письме Минпросвещения России от

№ ВБ-85/12, суд считает несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права (закона).

Так, в целях реализации Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» Министерством просвещения Российской Федерации для руководства и использования в работе разработаны Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28.01.2020 № ВБ-85/12) (далее Методические рекомендации).

В Разделе 7 «Оформление результатов обследования объекта (территории)» Методических рекомендаций указывается, что по окончании обследования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который должен содержать ряд информации, в том числе Предложения по присвоению соответствующей категории объекту (территории) (п. 15.5). Далее указывается, что Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.

Из содержания указанного следует, что даны рекомендации о необходимости составления именно Перечня необходимых мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий.

Указание Министерством просвещения Российской Федерации в Методических рекомендациях на учет объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года при указании сроков осуществления указанных мероприятий, по мнению суда, не имело своей целью освобождение руководителей объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации от необеспечения объектов антитеррористической защищенностью в течение двух лет, соблюдая при этом Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

Кроме того, проанализировав доводы администрации Ивановского района Амурской области и МОБУ ООШ с. Константиноградовка, изложенные в отзывах на исковое заявление о том, что срок окончания запланированных мероприятий по антитеррористической защищенности на дату подачи искового заявления и рассмотрения дела в суде не истек, направление незапланированных бюджетных ассигнований на исполнение указанных мероприятий не представляется возможным, суд приходит к выводу, что они сводятся к затруднительности исполнения решения суда, тогда как из вышеизложенного следует, что требования, указанные в иске, основаны на законе, в силу которого не имеет правового значения затруднительность его исполнения и сбалансированность бюджета.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от их финансовых возможностей.

Поскольку судом установлен факт нарушения МОБУ ООШ с. Константиноградовка требований законодательства о противодействии терроризму, с учётом того, что администрация Ивановского района Амурской области, являясь собственником имущества МОБУ ООШ с. Константиноградовка, и выступая в качестве органа местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, несет ответственность по обязательствам МОБУ ООШ с. Константиноградовка, суд приходит к выводу о необходимости возложения на собственника имущества - учредителя МОБУ ООШ с. Константиноградовка - Администрацию Ивановского района Амурской области обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что доводы третьего лица МБУ Ивановского района «Айрис», согласно которым оно является ненадлежащей стороной по делу, несостоятельны, поскольку из представленных к отзыву документов усматривается, что именно данное учреждение оснащено оборудованием для функционирования системы «112», которое находится в постоянной эксплуатации и является программным пультом, позволяющим принять сигналы с тревожных и пожарных кнопок по GSM или радиоканалу, и для реализации действующего законодательства в области противодействия терроризму на территории Ивановского района администрации района необходимо заключить договор на установку дополнительного оборудования на объекты школ.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что выявленные прокуратурой Ивановского района нарушения МОБУ ООШ с. Константиноградовка устранены, либо того, что администрацией Ивановского района профинансированы МОБУ ООШ с. Константиноградовка мероприятия по оборудованию зданий школы системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», ответчиками суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Ивановского района Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

С учётом обстоятельств дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в части требований, заявленных к администрации Ивановского района Амурской области, об обязании произвести финансирование МОБУ ООШ с. Константиноградовка мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район,

с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», - в течение месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу, а в части требований, заявленных к МОБУ ООШ с. Константиноградовка по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», - в течение месяца со дня осуществления администрацией Ивановского района финансирования МОБУ ООШ с. Константиноградовка для выполнения данных мероприятий.

В силу положений п. 9 и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор и администрация Ивановского района Амурской области освобождены от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, суд находит возможным, на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ, освободить от уплаты государственной пошлины ответчика МОБУ ООШ с. Константиноградовка, поскольку деятельность данного учреждения финансируется за счет средств бюджета МО Ивановский район, а уплачиваемая государственная пошлина при рассмотрении дел в Ивановском районном суде, подлежит зачислению в бюджет МО Ивановкой район (ч. 2 ст. 61.1 БК РФ).

Руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц к администрации Ивановского района Амурской области, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, выделении финансирования на выполнение необходимых мероприятий, с учетом их уточнения, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Ивановского района Амурской области произвести финансирование Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» для выполнения мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу.

Обязать Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» оборудовать здание, расположенное по адресу: Амурская область, Ивановский район,

с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня осуществления администрацией Ивановского района Амурской области финансирования Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Константиноградовка» мероприятия по оборудованию здания, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Константиноградовка, ул. Ветеранов, 68, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда (675000, Амурская область г. Благовещенск ул. Шевченко, 6) через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54) через Ивановский районный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья:

Ступникова Н.С.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней -11.12.2020

Ступникова Н.С.

Судья: