ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/2013 от 25.10.2013 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело №2-351/2013                                                                                                                                                                                                                                                                  

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чухлома                                                                                                 «25» октября 2013 года

Судья Чухломского районного суда Костромской области Соколов Н.В.,

при секретаре Скворцовой Л.А.

с участием представителя Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1

рассмотрев заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отдельных положений Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отдельных положений Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, а именно:

1) п.п.б) п.3.10 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76

2) п.п. д) п.3.14 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части возложения на специализированную организацию ответственности за состояние прилегающей территории на расстоянии 5 метров;

3) п.4.1, п.4.2 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части установления порядка обращения с промышленными отходами, опасными промотходами 2 и 3 классов опасности, промотходов 4 и 5 классов опасности;

4) п.4.3 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части возложения обязанности на специализированные организации осуществляющие вывоз опасных отходов осуществлять такой вид деятельности при наличии лицензии на данный вид перевозок;

5) п.4.5 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части установление обязанности осуществлять размещение отходов на таком виде объекта размещения отходов как санкционированная свалка.

Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в ходе осуществления надзора за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов установлено, что решение Совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 «Об утверждении Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения» (далее по тексту - Порядок) в части противоречит федеральному законодательству.

Оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в печатном издании «Вестник» № 14 (94) от 10.10.2012 г.

Так, ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или. распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (ч.3 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Из изложенного следует, что собственник отходов вправе распорядиться образовавшимися у него отходами по своему усмотрению.

Между тем, п.п. б) п.3.10 Порядка предусмотрено, что вывоз отходов осуществляется владельцами (балансодержателями) вышеуказанных объектов (административных зданий, объектов социальной сферы).

Возложение на владельцев (балансодержателей) административных зданий, объектов социальной сферы обязанности по осуществлению самостоятельного вывоза отходов противоречит положениям ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Подпункт б) п.3.10 Порядка необходимо привести в соответствие с законом.

Подпунктом д) п.3.14 Порядка установлено, что ответственность за состояние мусоросборников и уборку контейнерных площадок, а также прилегающих к ним территорий на расстоянии 5 метров возлагается на специализированную организацию, осуществляющую вывоз твердых бытовых отходов.

Между тем, согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наделение органами местного самоуправления хозяйствующих субъектов и физических лиц ничем не предусмотренными обязанностями по уборке прилегающей территории, входит за пределы компетенции органа местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.д) ч.З Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Из п.п. д) п.3.14 Порядка необходимо исключить словосочетание «а также прилегающих к ним территорий на расстоянии 5 метров».

В соответствии с п.4.1 Порядка не утилизируемые промышленныеи твердые бытовые отходы, образующиеся у природопользователей, подлежат вывозу и захоронению на специально организованных охраняемых санкционированных свалках (полигонах).

Между тем, исходя из содержания п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вопросы организации сбора и вывоза промышленных отходов не входят в компетенцию органов местного самоуправления поселения.

Необходимо исключить из п.4.1 Порядка словосочетание «не утилизируемые промышленные» и из п.4.2 Порядка виды отходов как «опасные промотходы 2 и 3 класса опасности» и «промотходы 4 и 5 классов опасности».

Согласно п.4.3 Порядка вывоз опасных отходов осуществляется специализированными организациями при наличии лицензии на данный вид перевозок.

Между тем, п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

С учетом положения ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вопросы лицензирования деятельности по обращению с отходами не входят в компетенцию органов местного самоуправления поселения.

Таким образом, из п.4.3 Порядка необходимо исключить предложение: «вывоз опасных отходов осуществляется специализированными организациями при наличии лицензии на данный вид перевозок».

В соответствии с п.4.5 Порядка допускается приобретение разовых талонов без заключения договора, а также приобретение и погашение талонов непосредственно на санкционированной свалке (только для ТБО).

Между тем, ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» установлены коды видов объектов размещения отходов к которым относятся в том числе и полигон захоронения твердых коммунальных отходов, полигон захоронения промышленных отходов и др.

Таким образом, установление обязанности осуществлять размещение отходов на таком виде объекта размещения отходов как санкционированной свалкепротиворечит закону.

Пункт 4.5 Порядка необходимо привести в соответствие с законом.

В соответствии с требованием ст.7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Природоохранным прокурором в адрес председателя совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области внесен протест на решение Совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 «Об утверждении Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения».

Между тем, до настоящего времени оспариваемый нормативный акт не приведен в соответствие с законом.

В судебном заседании представитель природоохранной прокуратуры поддержал заявление в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования природоохранного прокурора признал.

Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 года №76 утвержден Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения.

Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения опубликован в печатном издании «Вестник» №14 (94) от 10.10.2012 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом и вступил в законную силу.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 7 этого же Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Cуд считает возможным, соглашаясь с доводами лиц, участвующими в деле, в соответствии со ст. 173ГПК РФ, принять признание заинтересованного лица требований заявителя, и удовлетворить в этой части по существу заявление прокурора.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч.3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о данном решении после его вступления в законную силу, подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был ранее официально опубликован оспариваемый нормативно правовой акт - в печатном издании «Вестник».

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 252-253 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.п.б) п.3.10 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.п. д) п.3.14 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части возложения на специализированную организацию ответственности за состояние прилегающей территории на расстоянии 5 метров.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.4.1, п.4.2 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части установления порядка обращения с промышленными отходами, опасными промотходами 2 и 3 классов опасности, промотходов 4 и 5 классов опасности

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.4.3 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части возложения обязанности на специализированные организации осуществляющие вывоз опасных отходов осуществлять такой вид деятельности при наличии лицензии на данный вид перевозок.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.4.5 Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шартановского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 10.10.2012 г. № 76 в части установление обязанности осуществлять размещение отходов на таком виде объекта размещения отходов как санкционированная свалка.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда, после его вступления в законную силу, подлежит опубликованию в печатном издании «Вестник».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Соколов Н.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2013 года