Дело № 2-351/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2018 года г. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ковальчук Т.М.
при секретаре Чукариной Н.С.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика администрации Минераловодского городского округа в лице Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Минераловодского городского округа об обязании Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края произвести трансформацию сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с данным иском, указав, что между ним и Муниципальным образованием - Перевальненским сельским советом Минераловодского района Ставропольского края, интересы которого представляло МУ Администрация Перевальненского сельсовета Минераловодского Муниципального района Ставропольского края, в лице главы ФИО4 были заключены договора аренды земельных участков за № .............. от .............. года и № .............. от .............. года.
В соответствии с п.1.1 договора аренды земельного участка за № .............. от .............. года, предметом договора является то, что Арендодатель предоставляет для производства сельскохозяйственной продукции, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, для расширения КФХ сроком на 49 лет, из земель сельскохозяйственного назначения на территорий Перевальненского сельского совета с кадастровым номером .............. площадью .............. кв. м., расположенный: .............. метров на юго-восток от здания сельской администрации по .............., с разрешенным видом использования -сельскохозяйственное производство.
В соответствии с п.1.1 договора аренды земельного участка, за № .............. от .............. года, предметом договора является то, что Арендодатель предоставляет для производства сельскохозяйственной продукции, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, для расширения КФХ сроком на 49 лет, из земель сельскохозяйственного назначения на территорий Перевальненского сельского совета с кадастровым номером .............. площадью .............. кв. м, расположенный: .............. на северо-восток от здания сельской администрации по .............., с разрешенным видом использования - сельскохозяйственное производство.
Однако использовать данные земли для выращивания сельскохозяйственной продукции не представляется возможным, поскольку они для данного вида деятельности не пригодны.
Чтобы использовать указанные земли для выращивания сельскохозяйственной продукции потребуется проведение ряда долгосрочных мелиоративных и других дорогостоящих мероприятий, и даже такие меры, возможно, не приведут данные земли к тем параметрам необходимым для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Поэтому почвы данного класса лучше использовать под пастбища. Все эти факты обстоятельно изложены в характеристике вышеуказанных земельных участков ............... В связи с чем, не имея возможности и намерений осуществлять на данных землях производство сельскохозяйственной продукции, т.е. выращивания сельскохозяйственные культуры, он использует их только лишь для выпаса скота, т.е. по тому прямому предназначению, каковыми эти земли, на самом деле и являются.
При этом он должен уплачивать, годовую арендную плату за использование данных земель, в размере 2% от их кадастровой стоимости, тогда как для земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых - для сенокошения и выпас скота составляет 0,4 % от их кадастровой стоимости.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Размер годовой арендной платы за земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства (пашни), определен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы и составляет 2 % от кадастровой стоимости земли, в то время, как земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых - для сенокошения и выпаса скота, составляет 0,4%, от кадастровой стоимости земли.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Указанным классификатором установлен такой вид разрешенного использования земельных участков как сельскохозяйственное использование (код 1.0). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе, растениеводство, овощеводство, животноводство, скотоводство и т.д. В свою очередь содержание видов разрешенного использования животноводство (1.7), скотоводство (1.8) включает в себя осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных.
В целях охраны земель, как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы и в соответствии с Законом Ставропольского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" разработаны Правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края, утвержденные приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14.02.2011 №30.
Данные Правила устанавливают условия и порядок трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края.
В соответствии с Правилами п. 3. Трансформация осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) пашня трансформируется в другие виды сельскохозяйственных угодий в случае уменьшения в пахотном горизонте на 30 процентов норматива содержания гумуса, установленного приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 09 февраля 2010 г. N 21 "Об установлении нормативов плодородия земель сельскохозяйственного значения и режимов экологической безопасности использования земельных участков на территории Ставропольского края" (далее - норматив), с учетом поправочных коэффициентов на гранулометрический состав, каменистость, солонцеватость, засоленность и переувлажненность почв. Пашня трансформируется в земли, занятые многолетними насаждениями, при наличии проектно-сметной документации; п.5. Решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается: собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края); министерством сельского хозяйства Ставропольского края по земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности Ставропольского края.
Для определения истинной ценности и состава данных земель, их почвенный покров и другие параметры, которым соответствовали бы земли, используемые под сельскохозяйственное производство, он обратился в «Федеральное государственное бюджетное учреждение государственный центр агрохимической службы «Ставропольский» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Департамента растениеводства, химизации и защиты растений, для проведения исследования земельных участков.
.............. года за № .............. выдано исследование почвенного покрова земельных участков для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером .............. и .............. в границах Минераловодского городского округа Минераловодского района Ставропольского края. Согласно которому, почвы исследуемого земельного участка имеют ряд негативных свойств: чтобы использовать указанные земли для выращивания сельскохозяйственной продукции потребуется проведение ряда долгосрочных мелиоративных и других дорогостоящих мероприятий, и даже такие меры, возможно, не приведут данные земли к тем параметрам необходимым для выращивания сельскохозяйственной продукции. Поэтому почвы данного класса лучше использовать под пастбища, все эти факты обстоятельно изложены в вышеуказанном исследовании земельных участков.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также материалами почвенного, геоботанического и агрохимического обследований, выполненных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственный центр Агрохимической службы «Ставропольский» от ..............
В связи с чем, ............... им было подано ходатайство о трансформации сельскохозяйственных угодий с кадастровым номером .............. и .............. в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
............... Министерством сельского хозяйства Ставропольского края было принято решение об отказе в ходатайстве о трансформации сельскохозяйственных угодий по причине отсутствия в государственной собственности Ставропольского края вышеуказанных земель. В устной форме сотрудниками министерства было сообщено, что данные земли находятся в муниципальной собственности Минераловодского городского округа и рекомендовано было обратиться с соответствующим ходатайством в Управление имущественных отношений Минераловодского городского округа.
............... было подано ходатайство о трансформации сельскохозяйственных угодий с кадастровыми номерами .............. и .............. в Управление имущественных отношений Минераловодского городского округа.
............... руководителем Управления имущественных отношений Минераловодского городского округа ФИО5 было отказано в трансформации сельскохозяйственных угодий.
Данный отказ был мотивирован тем, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и .............. являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
А федеральное законодательство не регламентирует трансформацию сельскохозяйственных угодий.
В связи с чем, у администрации Минераловодского городского округа отсутствуют полномочия по трансформации сельскохозяйственных угодий на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и ...............
С данным решением не согласен считает его не законным и необоснованным по следующим основаниям. ФИО1 были заключены договора аренды земельных участков № .............. от .............. года и № .............. от .............. года с Муниципальным образованием - Перевальненский сельский совет, Минераловодского района. Ставропольского края, интересы которого представляло МУ Администрация Перевальненского сельсовета Минераловодского Муниципального района Ставропольского края, в лице главы ФИО4
Администрация Минераловодского городского округа, согласно ст.11 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах Минераловодского городского, и находящихся в муниципальной собственности Минераловодского городского округа.
Поскольку в ведении Минераловодского городского округа находятся вышеупомянутые земельные участки, то у администрации данного муниципального образования имеются полномочия по трансформации сельскохозяйственных угодий на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и ..............
Истец просит обязать Управление имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края произвести трансформацию сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, администрации Минераловодского городского округа в лице Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация Минераловодского городского округа согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах Минераловодского городского округа, и находящихся в муниципальной собственности Минераловодского городского округа.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и .............. являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральное законодательство не регламентирует трансформацию сельскохозяйственных угодий.
Согласно части 4 ст. 5.1 Закона Ставропольского края от 15.05.2006 №31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае», Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14 февраля 2011 г. № 30 утверждены правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края. Указанными правилами трансформация сельскохозяйственных угодий на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, также не регламентирована.
В связи с вышеизложенным, администрация Минераловодского городского округа не наделена полномочиями по трансформации сельскохозяйственных угодий на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и ............... Так же .............. г. ФИО1 была направлена претензия по имеющейся задолженности арендной платы с 1 квартала 2015 г. по 3 квартал 2017 г. в размере 341 711,17 рублей.
Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также Министерства сельского хозяйства Ставропольского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне и дате рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Представитель третьего лица, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО6 в письменном отзыве указал, что ФИО1 обратился в Минераловодский городской суд Ставропольского края с исковым заявлением к Администрации Минераловодского городского округа об обязании произвести трансформацию сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища. Ознакомившись с исковым заявлением министерство сельского хозяйства Ставропольского края, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 5 Правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края, утвержденных приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14 февраля 2011 г. № 30, решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается министерством сельского хозяйства Ставропольского края по земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности Ставропольского края. Из искового заявления усматривается, что спорные земельные участки не находятся в государственной собственности Ставропольского края. В связи с чем, министерство сельского хозяйства Ставропольского края не имеет оснований для принятия решения о трансформации земельных участков. Следовательно, решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Просил принять решение в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО7 представил письменные пояснения от ............... за №.............. где указал, что согласно Единому государственному реестру недвижимости сведения о регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами .............. и .............. отсутствуют.
Согласно пункту 1 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137, Минимущество края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Ставропольского края Минимущество края осуществляет мероприятия по регистрации права государственной собственности Ставропольского края на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также мероприятия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; управление земельными участками и долями в праве общей долевой собственности на земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края. Законом Ставропольского края от 15.05.2006 № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющего государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (далее-уполномоченный орган), относятся, в том числе, установление правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края.
Статьей 13 закона СК № 31-кз предусмотрено, что собственник, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и виду сельскохозяйственных угодий; не допускать загрязнение, захламление, деградацию земель сельскохозяйственного назначения ухудшения плодородия почв; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначена исключающими неблагоприятное воздействие такой деятельности окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 3 приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14.02.2011 № 30 «Об утверждении Правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории» Ставропольского края» пашня трансформируется в другие и сельскохозяйственных угодий в случае уменьшения в пахотном горизонте на 30 процентов норматива содержания гумуса, установленного приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 09.02.2010 № 21 «Об установлении нормативов плодородия земель сельскохозяйственного назначения и режимов экологической безопасности использования земельных участков на территории Ставропольского края) (далее-норматив), с учетом поправочных коэффициентов на гранулометрический состав, каменистость, солонцеватость, засоленность и переувлажненность почв. Пашня трансформируется в земли, занятые многолетними насаждениями, при наличии проектно-сметной документации.
При этом, согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Истцом заключены договоры аренды от .............. № .............. и от .............. № .............., предметом которых являются указанные земельные участки с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Истцом не представлена проектно-сметная документация. Министерство имущественных отношений Ставропольского края просит по требованиям ФИО1 о производстве трансформации сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища, принять решение в соответствии с законом.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими отказу по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
В силу ст. 42 ФЗ "Об охране окружающей среды", при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Согласно ст. 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Часть 1 ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть 1 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ определяет, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В судебном заседании установлено:
1) что между муниципальным образованием-Перевальненский сельсовет Минераловодского района, интересы которого представляла МУ Администрация Перевальненского сельсовета Минераводского с муниципального района(арендодатель) и ФИО1 (арендатор) сроком с .............. года по .............. года заключен договор аренды N .............. от ............... земельного участка с кадастровым№ .............., площадью .............. кв.м., для расширения крестьянского фермерского хозяйства, с разрешенным видом использования-под сельскохозяйственное производство;
2) что между муниципальным образованием-Перевальненский сельсовет Минераловодского района, интересы которого представляла МУ Администрация Перевальненского сельсовета Минераводского с муниципального района(арендодатель) и ФИО1 (арендатор) сроком с .............. года по .............. года заключен договор аренды N .............. от .............. земельного участка с кадастровым№ .............., площадью .............. кв.м., для расширения крестьянского фермерского хозяйства, с разрешенным видом использования-под сельскохозяйственное производство.
Согласно ст. 1 Закона Ставропольского края № 51-кз от 28 мая 2015 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края и об образовании местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», преобразованы городские поселения, сельские поселения, в том числе муниципальное образование Перевальненский сельсовет путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края.
Согласно ст. 6 данного закона, органы местного самоуправления Минераловодского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками городских и сельских поселений, входящих в состав Минераловодского муниципального района.
Согласно решения № 19 «О вопросах правопреемства» от 23 октября 2015 года Совета депутатов Минераловодского городского округа, все имущество, находящееся в собственности преобразованных муниципальных образований, в том числе поселения Перевальненский сельсовет переходит в собственность муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края.
Данным решением также определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления является администрация Минераловодского городского округа в отношениях имущества, включая права на имущество, возникшее у органов местного самоуправления муниципальных образований по основаниям указанным в главе 14 Гражданского кодекса РФ и (или) в ином порядке установленном законодательством РФ, законодательством Ставропольского края в соответствии с правовыми актами Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Согласно выписке, из ЕГРИП от ............... в отношении ФИО1 имеются сведения о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства ...............
Согласно выпискам, из ЕГРН от .............. земельные участки с кадастровыми номерами .............. и .............. на основании договоров аренды №.............. от .............. и №.............. от ............... земельных участков переданы: на срок с .............. по .............. и с .............. по ............... ФИО1
Из ответа Министерства сельского хозяйства Ставропольского края №.............. от .............. следует, что ходатайство ФИО1 о трансформации сельскохозяйственных угодий рассмотрено.
В соответствии с пунктом 5 правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края, утвержденных приказом сельского хозяйства СК от 14.02.2011г. №30, решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается министерством сельского хозяйства Ставропольского края по земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности Ставропольского края. Таким образом, решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Из ответа Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на обращение ФИО1 №.............. от .............. следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и .............. являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Федеральное законодательство не регламентирует трансформацию сельскохозяйственных угодий. Согласно ч.4 ст. 5.1 Закона Ставропольского края от 15.05.2006г. №31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» Приказом Министерства сельского хозяйства СК от 14.02.2011г. №30 утверждены правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края. Указанными правилами трансформация сельскохозяйственных угодий на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, также не регламентирована.
В связи с вышеизложенным, администрация Минераловодского городского округа не наделена полномочиями по трансформации сельскохозяйственных угодий на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и ...............
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", п. п. 6, 8 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденного приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.
Требования при проведении работ по рекультивации земель утверждены приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 N 1136).
В соответствии с п. 3 данного положения рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
В частности п. 5 положения предусмотрено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно ст. 5-1 Закон Ставропольского края от 15.05.2006 N 31-кз (ред. от 21.07.2017) "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае,
К полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющего государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, относятся:
1) организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства Ставропольского края в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края;
4) установление правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края;
5) установление нормативов плодородия земель сельскохозяйственного назначения и режимов экологической безопасности использования земельных участков.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 15 мая 2006 г. N 31-кз "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае", собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и виду сельскохозяйственных угодий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14.02.2011 N 30 "Об утверждении Правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края"
1) пашня трансформируется в другие виды сельскохозяйственных угодий в случае уменьшения в пахотном горизонте на 30 процентов норматива содержания гумуса, установленного приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 09 февраля 2010 г. N 21 "Об установлении нормативов плодородия земель сельскохозяйственного значения и режимов экологической безопасности использования земельных участков на территории Ставропольского края", с учетом поправочных коэффициентов на гранулометрический состав, каменистость, солонцеватость, засоленность и переувлажненность почв. Пашня трансформируется в земли, занятые многолетними насаждениями, при наличии проектно-сметной документации. Сенокосы и пастбища не трансформируются.
5. Решение о трансформации сельскохозяйственных угодий принимается:
1) собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края);
2) министерством сельского хозяйства Ставропольского края по земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности Ставропольского края.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки, переданные по договорам аренды ФИО1, не находятся в государственной собственности Ставропольского края.
На основании ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Судом установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .............. и .............., переданные по договору аренды ФИО1 являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает правовых норм, предоставляющих право администрациям поселений, а также администрации Минераловодского городского округа принимать решения по трансформации сельскохозяйственных угодий, из пашен в пастбища, в том числе в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 4 ст. 5.1 Закона Ставропольского края от 15.05.2006 №31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14 февраля 2011 г. № 30 утверждены правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края.
Указанными правилами трансформация сельскохозяйственных угодий на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не регламентирована.
В связи с изложенным, заявленные требования ФИО1 об обязании Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края произвести трансформацию сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища являются не обоснованными и подлежат отказу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Минераловодского городского округа об обязании Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края произвести трансформацию сельскохозяйственных угодий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .............. и .............. из пашен в пастбища в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2018 года.
Судья Т.М. Ковальчук