ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/2022 от 19.01.2022 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу номер (2-3956/2021)

УИД: 23RS0номер-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 19 января 2022 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Радченко Д.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием:

представителя истца ФИО5,

действующей на основании доверенности <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО6,

действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГномер.02-45/290,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес>, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> об установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации <адрес>, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, в котором просит установить границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, ЖСТ «Бриз», участок номер, согласно указанному каталогу координат в системе <адрес> МСК-23; указать, что решение суда является основанием для управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости земельного участка, без согласования со смежными землепользователями и истребования дополнительных документов.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, общей площадью 723 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер. Границы земельного участка уточнены в соответствии с действующим законодательством, и сведения о них содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 23:49:0123016:1419, который так же принадлежит истцу на праве собственности. Истец обратилась к кадастровому инженеру с целью выполнения работ по выносу в натуру границ земельного участка кадастровым номером 23:49:0123016:1035. В ходе проведения полевых работ установлено, что граница земельного участка кадастровым номером 23:49:0123016:1035, сведениям ЕГРН не соответствует фактическому ограждению, в пределах которого используется земельный участок для эксплуатации жилого дома. Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, площадью 723 кв.м., и земель муниципальной собственности площадью 50 кв.м., находящегося в смежестве с земельным участком истца, не затрагивая права и законные интересы третьих лиц. Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> отказал в предоставлении заявленной муниципальной услуги. Фактические границы земельного участка индивидуализированы на местности, носят следы длительного климатического воздействия. Физическое состояние фактических границ, проходящих по существующему зданию, позволяют судить об использовании и их существованию не менее 15 лет, на что также указывает следы длительного климатического воздействия.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщила.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. При постановке судом вопроса о назначении по дуле экспертизы, пояснила, что такой необходимости не имеется.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представитель ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В связи с изложенным и, руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Частью 2 ст. 195 ГПК РФ установлено, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 1 вышеуказанной статьи, одним из оснований государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, общей площадью 723 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации номер, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, ЖСТ «Бриз», участок номер уточнены ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством и сведения о них содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из искового заявления, на указанном земельном участке расположен объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером 23:49:0123016:1419, который так же принадлежит истцу на праве собственности.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы, а также площадь индивидуализируют земельный участок как вещь, в связи с чем, их точное установление являются неотъемлемой частью оформления и полной реализации права собственности на земельный участок, обязанностью собственников.

В силу положений ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Как указано в п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

По заказу истца кадастровым инженером ФИО8 выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035.

В ходе проведения полевых работ установлено, что граница земельного участка кадастровым номером 23:49:0123016:1035, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, ЖСТ «Бриз», участок номер, по сведениям ЕГРН не соответствует фактическому ограждению, в пределах которого используется земельный участок для эксплуатации жилого дома.

Определенные кадастровым инженером границы земельных участков должны соответствовать как документам, предусмотренным ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, так и фактической ситуации на местности во избежание нарушения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков.

В соответствии с п. 8 ч. 22 Приказа Министерства экономического развития РФ номер от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» межевой план по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, возможно подготовить на основании вступившего в законную силу решения суда.

Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Схема), с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, площадью 723 кв.м., и земель муниципальной собственности площадью 50 кв.м., находящегося в смежестве с земельным участком истца.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» <адрес> обратилась по вопросу предоставления муниципальной услуги 02.38 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» дело номер.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер утвержден административный регламент «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее - Административный регламент).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности местоположение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035 - <адрес>, жилищно-садоводческое товарищество «Бриз».

На основании ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который истцом не представлен.

Согласно п. 12 административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер (далее – административный регламент) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается по следующим основаниям: 1. Перераспределение земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2. Перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4. Земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, включая с целью изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; - объекты использования атомной энергии; - объекты обороны и безопасности; - объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; - объекты, обеспечивающие космическую деятельность; - объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; - объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.

Заявление ФИО2 о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 12 Административного регламента, в связи с чем на основании пп.1 п. 31 Административного регламента, уполномоченный орган департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> правомерно принял решение об отказе в предоставлении заявленной муниципальной услуги.

На основании изложенного при принятии решения суд не может руководствоваться выводами кадастрового инженера и подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Специалист не предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо в ходе досудебного производства.

Представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема) предусматривается образование земельного участка площадью 772 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:1035 площадью 772 кв. м., находящегося в частной собственности и свободных земель площадью 50 кв.м.

Однако, документация по планировке территории жилищно-садоводческое товарищество «Бриз» <адрес> отсутствует. Прямых оснований для перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и увеличения площади истца, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

Кадастровым инженером не представлено сведений, о том, что границы исследуемого земельного участка согласованы.

Довод стороны истца об отсутствии споров, притязаний по сформированным границам со стороны третьих лиц не подтверждается материалами дела и, согласно представленной Схеме, основывается лишь на указании на то обстоятельство, что уточняемый земельный участок граничит по точкам: 1 - 2 - 3 – 4, с дорогой (землями общего пользования), проверить которое не представляется возможным при отсутствии утвержденного проекта межевания территории ЖСТ «Бриз».

Доказательств в подтверждение местоположения фактических исторически сложившихся границ земельного участка, существующих на местности более пятнадцати лет, в материалах дела не имеется и в ходе судебного разбирательства стороной истца на обозрение суда не представлялись.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не является ненадлежащим доказательством, не обладает необходимыми признаками допустимости и достоверности, поскольку не представлено доказательств в обоснование довода относительно того, что конфигурация и площадь земельного участка соответствуют фактическому местоположению границ на местности, при этом не нарушаются права и законные интересы третьих лиц.

В частности, оценив представленную Схему, суд полагает, что при удовлетворении заявленных истцом требований будут затронуты права смежного землепользователя – правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0123016:1005 в части возможности пользования, а именно, беспрепятственного доступа (проезда, прохода) к данному объекту.

При вынесении решения суд также учитывает, что согласно имеющейся в материалах дела справке о присвоении регистрационного адреса от ДД.ММ.ГГГГ рег. номер, выданной департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, принадлежащий ФИО2 дом литер А общей площадью 531,3 кв.м., этажность: 3, расположенный на земельном участке для садоводства номер в ЖСТ «Бриз» с кадастровым номером 23:49:0123016:1035, фактически используется как гостиница, что является нарушением требований, установленных Земельным кодексом РФ, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные материалы в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, поскольку истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлены доказательства в обоснование заявленных требований, которые могут быть положены в основу решения суда, приходит к выводу, что законные основания для удовлетворения требований истца об установлении границ земельного участка согласно представленной Схеме отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований искового заявления ФИО2 к администрации <адрес>, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> об установлении границ земельного участка, - отказать.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Д.В. Радченко

Копия верна