Дело № 2-351/2022 (№2-3948/2021) 74RS0017-01-2021-005956-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления лесами Челябинской области к ФИО1 о возложении обязанности, встречному иску ФИО1 к Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление лесами Челябинской области обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит обязать ответчика в течение 60 календарных дней разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области проект освоения лесов по договору аренды лесного участка (л.д. 2-4).
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением лесами Челябинской области и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка №, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок, площадью 3,5 га, расположенный по адресу: <адрес> 5. Схема расположения лесного участка, его границы и характеристики приведены в приложениях 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью договора. Срок действия договора установлен со дня его государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ истец передал, а ответчик принял лесной участок, указанный в договоре аренды. Заключенный сторонами договор аренды не расторгнут, доказательств признания его недействительной сделкой не имеется. В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. В силу ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Условиями договора аренды установлена обязанность арендатора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения экспертизы. Однако до настоящего времени указанный проект арендатором с Главным управлением лесами Челябинской области согласован не был. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 была направлена претензия с требованием разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области проект освоения лесов, которая в добровольном порядке ответчиком удовлетворена не была, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
ФИО1 обратился в суд со встречным исковым заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области, в котором просит обязать ответчика по встречному иску обозначить в натуре и (или) указать в планово-картографических материалах границы лесного участка, площадью 3,5 га, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного в аренду по договору № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86).
В обоснование встречных исковых требований ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Главным управлением лесами Челябинской области был заключен договор № аренды лесного участка, в соответствии с которым арендатор принял во временное пользование лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>. В приложении 1 к договору аренды представлена схема расположения и границ арендуемого лесного участка. Условиями договора аренды предусмотрено, что указанный лесной участок является частью лесного участка с кадастровым номером №. Однако, согласно данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета, его границы на карте отсутствуют. В 2021 году в рамках рассмотрения Миасским городским судом Челябинской области гражданского дела по иску ФИО1 к администрации Миасского городского округа о признании права собственности в силу приобретательной давности на объекты, расположенные по адресу: <адрес> была проведена судебная экспертиза. В соответствии с заключением судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью «Бюро независимых экспертиз и оценки» (далее по тексту – ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки») № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанные объекты недвижимости располагались в пределах границ арендуемого земельного участка, который входил в состав земель лесного фонда, но после постановки на кадастровый учет в 2016 году земельного участка с кадастровым номером №, образовался вырез, который на кадастровом учете не стоит и относится к землям общего пользования. Главным управлением лесами Челябинской области, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, заключение судебного эксперта оспорено не было. Ответчиком (истцом по встречному иску) по требованию ФИО1 не представлен ни план лесного участка с учетом выреза, образованного в 2016 году, ни иной документ с указанием границ земельного участка, площадью 3,5 га, расположенного по адресу: <адрес>. Ссылаясь на то, что предусмотренную договором аренды обязанность обозначить в натуре и (или) указать в планово-картографических материалах границы земельного участка, предоставленного в аренду, Главное управление лесами Челябинской области не исполняет, ФИО2 обратился в суд с иском.
Представитель истца Главного управления лесами Челябинской области (ответчика по встречному исковому заявлению) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 126, 128).
Ответчик ФИО1 (истец по встречному исковому заявлению) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, на удовлетворении встречных исковых требований настаивал.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 не оспаривал наличие у него обязанности разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области проект освоения лесов по договору аренды лесного участка, однако пояснял, что указанная обязанность без определения границ лесного участка исполнена им быть не может.
Заслушав объяснения ответчика ФИО1 (истца по встречному иску), исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Главного управления лесами Челябинской области подлежащими удовлетворению, полагая необходимым в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 отказать.
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса (часть 1).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36, 38.1, 43-46, п. 3 ч.3 ст. 73.1 настоящего Кодекса (часть 3).
В силу ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Согласно ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением лесами Челябинской области (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) был заключен договор № аренды лесного участка, в соответствии с которым по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с протоколом № о результатах аукциона, арендодатель передал арендатору во временное использование (аренду) лесной участок, общей площадью 3,5 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный участок передан арендатору для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха (л.д. 5-7).
Договор аренды заключен сторонами сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1 договора).
В соответствии с п. 3.2 договора аренды арендодатель обязался обозначить в натуре и (или) указать в планово-картографических материалах границы лесного участка, предоставляемого в аренду (п. 3.2.1 договора); передать лесной участок, указанный в п. 1, арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду (п. 3.2.2 договора).
Арендатор в свою очередь, помимо прочего, обязался разработать проект освоения лесов на арендованный участок. Перед разработкой проекта представить на утверждение арендодателю эскизный проект лесного участка с нанесением имеющихся и планируемых сооружений, согласованный с подведомственным учреждением арендодателя (п. 3.4.3 договора).
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1.2 договора схема расположения лесного участка, его границы и характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к настоящему договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка).
Приложения 1 и 2 к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанную информацию содержат, подписаны сторонами без каких-либо замечаний и разногласий (л.д. 7-8).
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок, общей площадью 3,5 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: <адрес> 5, был передан ФИО1 (л.д. 9).
Заключенный сторонами договор аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем составлена запись государственной регистрации № от указанной даты (л.д. 12-13).
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса (часть 1).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ФИО1 была направлена претензия, в которой указано, что лесной участок, предоставленный в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, используется в отсутствие проекта освоения лесов, в связи с чем, предложено в течение одного месяца со дня направления претензии разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов и лесную декларацию на используемый по договору аренды лесной участок (л.д. 14, 15).
Почтовое отправление (№) получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, однако изложенные в нем требования ФИО1 в установленный срок не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен ответ на претензию, в котором он указал, что в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» необходимы границы арендуемого земельного участка по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ в законную силу должно вступить решение Миасского городского суда Челябинской области, которое необходимо для формирования земельного участка, граничащего с лесным участком, указанным в п.1.2 договора № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями о границах земельного участка он не располагает, поскольку при постановке на кадастровый учет в 2016 году образовался вырез с кадастровым номером №, который на кадастровом учете не стоит и относится к землям общего пользования. Ссылаясь на необходимость получения недостающей информации для разработки проекта освоения лесов, просил предоставить сведения о границах лесного участка, площадью 3,5 га, квартал № часть выдела 5, часть лесного участка № и землями общего пользования (вырезом с кадастровым номером №) (л.д. 89).
В соответствии с п. 3 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – Приказ) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа).
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (пункт 34 Приказа).
Ссылаясь на отсутствие возможности исполнения обязанности по разработке и предоставлению в Главное управление лесами Челябинской области проекта освоения лесов, ФИО1 предоставил в материалы дела заключение эксперта ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» № от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по определению Миасского городского суда Челябинской области в рамках рассмотрения гражданского дела № по иску ФИО1 к администрации Миасского городского округа о признании права собственности, согласно которому предоставленный по договору № от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок являлся частью лесного участка с кадастровым номером №. В настоящее время земельный участок № снят с кадастрового учета, его границ на публичной кадастровой карте не имеется. После постановки в 2016 году на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № образовался вырез, который на кадастровом учете не стоит и относится к землям общего пользования. Изложенное, по мнению ФИО1, является основанием для возложения на Главное управление лесами Челябинской области обязанности по определению границ переданного в аренду лесного участка (л.д. 51-67, 98-114).
В отзыве на встречное исковое заявление представитель Главного управления лесами Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121 оборот), указала, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ранее спорному участку были присвоены условные номера №, №, в настоящий момент участок имеет кадастровый №. В приложении 1 к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ отображены схема расположения и границы переданного в аренду лесного участка. В договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ изменения в части площади, местоположения и конфигурации лесного участка, предоставленного в аренду ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ не вносились (л.д. 119).
В письменных пояснениях представитель Главного управления лесами Челябинской области ФИО3 указала, что лесной участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет в 2016 году, лесной участок с кадастровым номером №, арендуемый ФИО1 по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлен на кадастровый учет в 2004 году, границы земельного в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Конфигурация выреза в лесном участке № и конфигурация лесного участка, предоставленного ФИО1 в аренду, совпадают, из этого следует, что это один и тот же лесной участок. При постановке на государственный кадастровый учет лесного участка № в 2016 году был учтен лесной участок, предоставленный в аренду, но не имеющий границ №, который был поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году, именно поэтому образовался вырез (л.д. 125).
Поскольку обязанность по указанию в планово-картографических материалах границ лесного участка, предоставляемого в аренду, Главным управлением лесами Челябинской области была надлежащим образом исполнена, схема расположения и границы лесного участка определены в Приложении № к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, суд, принимая во внимание, что изменения в договор аренды с момента его заключения в части определения объекта аренды не вносились, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не усматривает.
Утверждения ФИО1 о том, что он лишен возможности разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения экспертизы, состоятельными признаны быть не могут.
Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что ранее ФИО1 был разработан проект освоения лесов в отношении переданного ему в аренду лесного участка, который согласно выводам заключения № от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии по государственной экспертизе, отвечал требованиям «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 08 февраля 2010 года №32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (л.д. 64, оборот).
Вопреки утверждениям ФИО1 об обратном, отсутствие в его распоряжении сведений о местоположении границ лесного участка, переданного в аренду, препятствием для исполнения нормативно закрепленной обязанности по разработке и предоставлению в уполномоченный орган проекта освоения лесов не является.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от й3 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» координаты характерных точек границ земельного участка определяются посредством проведения кадастровыми инженерами кадастровых работ.
Лица, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, переданы в аренду, из числа субъектов, имеющих право выступать заказчиком кадастровых работ, не исключены.
С учетом изложенного, ФИО1 не лишен возможности обратиться к кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ по определению координат характерных точек границ арендуемого земельного участка. На Главное управление лесами Челябинской области ни в силу закона, ни в силу заключенного сторонами договора такая обязанность не возложена.
В связи с неисполнением ФИО1 в добровольном порядке обязанности по разработке и предоставлению в Главное управление лесами Челябинской области проекта освоения лесов, указанная обязанность подлежит возложению на него судом.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на ФИО1 обязанность в течение шестидесяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, переданного в аренду по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ФИО1 в доход бюджета Златоустовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец при обращении в суд с настоящим иском был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Главного управления лесами Челябинской области удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение шестидесяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Главное управление лесами Челябинской области проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, переданного в аренду по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на Главное управление лесами Челябинской области обязанности по обозначению в натуре, указанию в планово-картографических материалах границ лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, переданного в аренду по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Златоустовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Ю.С.Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.