ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3522/2015 от 16.03.2015 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело №2-...

...

...

..., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда ... гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о признании приказа о расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о признании приказа о расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование завяленных исковых требований указано следующее.

...ФИО1 была уволена приказом начальника Инспекции ГСН РТ ... л/с с должности начальника юридического отдела на основании пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального Закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с формулировкой: за однократное грубое нарушение гражданским служащим своих должностных обязанностей, повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации.

Увольнение считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

При принятии решения об увольнении ФИО1 начальник отдела по вопросам государственной службы и кадровой политики Инспекции ГИСН РТ руководствовалась исключительно Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ... № 79-ФЗ, но проигнорировала факт наличия у ФИО1 малолетнего ребенка в возрасте до 3-х лет, что является грубым нарушением Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье,воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Нарушена процедура проведения служебной проверки и порядок увольнения. Проверка проведена в отношении ФИО1 начальника юридического отдела и начальника отдела административной практики и контроля за долевым строительством, а не в отношении тех лиц, которые допустили нарушения законодательства Российской Федерации.

В отличие от правил, установленных трудовым законодательством для увольнения гражданского служащего за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, повлекшее за собой нapyшение законодательства Российской Федерации, необходимо наступление определенных последствий, а именно: причинения вреда государственному органу и (или) нарушения законодательства Российской Федерации.

Увольнение за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей является одной из форм дисциплинарного взыскания (часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации применение взыскания должно быть оформлено приказом (распоряжением) работодателя.

Таким образом, прежде чем издать приказ об увольнении работника, необходимо составить приказ о применении взыскания.

Основанием для увольнения послужил результат служебной проверки в отношении ФИО1, начальника юридического отдела, и начальника отдела административной практики и контроля за долевым строительством. Служебная проверка была инициирована начальником Инспекции вследствие нарушения законодательства руководителями территориальных органов Инспекции, которые нарушили Кодекс РФ об административных правонарушениях, незаконно вынеся 172 постановления об административных правонарушениях.

Из заключения служебной проверки следует, что ФИО1 нарушила положения должностного регламента Инспекции (п.п. З.1., 3.2., 3.3., 6.2.), а уволена за однократное грубое нарушение служащим должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

ФИО1 законодательство не нарушала и ущерб государственному органу не наносила, и как следствие этого отсутствует приказ о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1.

В том случае, если увольнение ФИО1 будет признано судом незаконным, то в результате необоснованного увольнения она была лишена законной возможности трудиться и, соответственно, не получила причитающегося ей заработка за период с ....

Кроме того, ФИО1 испытывала моральные и нравственные страдания в связи с потерей любимой работы, так как в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан она проработала с ..., а в должности начальника юридического отдела Инспекции с ....

Моральный вред, причиненный в результате незаконного увольнения оценивается в 10 000 руб.

Руководствуясь изложенным, ФИО1 просит суд отменить незаконное увольнение и восстановить ФИО1 на работе в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в должности начальника юридического отдела, взыскать с Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ... по день восстановления на работе, взыскать с Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в свою пользу в счет компенсации морального вреда сумму в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, уточнив размер среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ... по ... в сумме 65 006, 86 руб., денежной компенсации за задержку выплат причитающихся работнику в сумме 260, 44 руб.

Представители ответчика Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились.

Представителем прокуратуры ... города ФИО3 Курмашевой в ходе судебного рассмотрения дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

В силу статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Частью 1 статьи 59 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При этом, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами, предусмотренными частью 8 статьи 59 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что на основании государственного контракта ... от ..., дополнительного соглашения ... от ... об изменении государственного контракта, приказа работодателя от ...... л/с ФИО1 состояла на государственной гражданской службе в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в должности начальника юридического отдела.

Приказом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан от ...... л/с начальник юридического отдела ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

По факту однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей проведена служебная проверка, из материалов которой следует, что ... обнародован Федеральный закон от ... N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно статье 36 Закона его положения, актуальные для деятельности Инспекции вступают в силу по истечении 30 дней с момента его официального опубликования, то есть ....

Начальником юридического отдела было сообщено об указанных изменениях руководству инспекции лишь ..., спустя 39 дней после вступления в силу указанных норм в форме служебной записки от ... № 2345-вн.

За указанный срок с нарушением законодательства было вынесено 172. постановления о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц, сумма штрафов по ним составила 5 745 000 рублей.

С ФИО1 заключен служебный контракт ... от ... (п. 3 категория «руководители»), дополнительное соглашение ... от ... к служебному контракту. Издан приказ от ...... л/с о назначении на должность начальника юридического отдела Инспекции.

Должностной регламент начальника юридического отдела Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан утвержден начальником Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан .... С указанным должностным регламентом ФИО1 ознакомлена при заключении служебного контракта, а так же в процессе его согласования под роспись.

В пункте 1.8 должностного регламента начальника юридического отдела Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, указано, что должность начальника отдела относится к категории «руководители» ведущей группы должностей.

Пункт 3.2. должностного регламента определяет обязанность начальника юридического отдела по осуществлению контроля соблюдения законодательства в деятельности Инспекции, её структурных подразделений в пределах своей компетенции.

Пункт 3.3 регламента определяет обязанность по обеспечению правовыми средствами единообразное применение законодательства структурными подразделениями Инспекции.

Пункт 6.2 начальник отдела обязан не позже, чем за два рабочих дня до истечения срока исполнения по документу, который установлен законом или нормативным правовым актом, либо в иной срок, установленный вышестоящим органом, начальником, заместителями начальника инспекции, информировать о результатах работы и, если необходимо представить проект документа.

До настоящего времени начальником юридического отдела не предприняты необходимые юридические действия, не подготовлены проекты документов по приведению указанных постановлений в соответствие с требованиями законодательства в пределах полномочий Инспекции.

ФИО1 зная и понимая о вредных последствиях для осуществления полномочий Инспекции неисполнения ею должностных обязанностей в форме бездействия, сознательно допускала такие последствия и уклоняется от принятия мер к их устранению. Обладая необходимыми навыками работы, ФИО1 не предотвратила вредные последствия и не имеет такого намерения в настоящее время. Вина ФИО1 выражена в форме косвенного умысла. Обстоятельств, исключающих и смягчающих вину ФИО1 в неисполнении должностных обязанностей комиссией не установлено.

Таким образом, комиссия пришла к выводу, что в период с ... по ... вопреки положениям служебного контракта, дополнительного соглашения к нему, положений должностного регламента (п.п. 3.1., 3.2., 3.3., 6.2.), начальник юридического отдела Инспекции ФИО1 не уведомила руководство Инспекции, территориальные органы и профильные отделы об изменении законодательства Российской Федерации (статьи 23.56 КоАП РФ), составляющего основу властных полномочий Инспекции. Не осуществляла надлежащий контроль за соблюдением законодательства в деятельности Инспекции, своевременно не отслеживая содержания норм, регламентирующих полномочия Инспекции. Отсутствие надлежащего руководства ФИО1 деятельностью юридического отдела и обеспечение эффективного его взаимодействия с территориальными органами, привели к нарушениям законодательства Российской Федерации в осуществлении полномочий Инспекции. После обнаружения факта вынесения постановлений по привлечению к административной ответственности вопреки действующему законодательству, ФИО1 допустила бездействие по восстановлению законности в деятельности Инспекции, путем исправления правовыми средствами допущенных нарушений законодательства Российской Федерации. Подобное отношение к должностным обязанностям начальника юридического отдела является грубым их неисполнением, создает для Инспекции и её должностных лиц дополнительные условия наступления юридической ответственности.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что примененная к ФИО1 мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 части первой статьи 37 Федерального закона от ... № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины государственного гражданского служащего, что соответствует положениям вышеприведенных правовых норм и нашло свое подтверждение в ходе разрешения настоящего спора.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности отвечает требованиям Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Ссылка ФИО1 в судебном заседании о том, что она в силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подпадает под действие части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей гарантию в виде запрета на расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не может быть принята во внимание, поскольку положения части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет по инициативе работодателя, в частности, по основанию, предусмотренному пунктом 10 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

При этом, исходя из буквального толкования части 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" приведенной правовой нормой установлен исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя предопределяемый особым правовым статусом государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии.

Довод ФИО1 относительно не соблюдения работодателем порядка привлечения к дисциплинарной ответственности выразившегося в отсутствии вынесенного до прекращения служебного контракта приказа о применении к государственному гражданскому служащему взыскания не согласуется с разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости содержащимися в письме от ... № 1493-6-1, согласно которым если взысканием является увольнение по соответствующим основаниям, приказ составляется по унифицированной форме № Т-8, в которой в графе «основание» указываются докладные записки, акты и объяснительные работника. Издания дополнительного приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в этом случае не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд ....

Судья ...

...

...