Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2016 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Седых М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Пасынкова В. Ю. к Министерству финансов <адрес> в лице Бояриновой Н. В. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ
Пасынков В.Ю. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству финансов Иркутской области в лице Бояриновой Н.В., требуя взыскать в его пользу денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между истцом Пасынковым В.Ю. и ответчиком возникли правоотношения, основанные на ст. 33 Конституции РФ. В указанные даты истцом были поданы в Министерство финансов <адрес> два заявления о предоставлении ему денежных средств в размере <данные изъяты><данные изъяты> руб. на обеспечение жильем и приобретение товаров, создание бюджета и предоставление трансферта. На ответчике лежит обязанность выплатить истцу денежные средства в размере <данные изъяты> руб., поскольку правом собственности на все денежные средства Российской Федерации обладает народ, то есть, они являются общенародной собственностью. Консолидированный бюджет РФ <данные изъяты> рублей. Численность населения Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> человек. Таким образом, на каждого человека приходится <данные изъяты> руб. из расчета: <данные изъяты> рублей / <данные изъяты> человек = <данные изъяты> руб. Из них <данные изъяты>% составляет персонифицированный бюджет гражданина, то есть <данные изъяты> руб., и <данные изъяты>% - на государственные программы. Бюджет Иркутской области составляет <данные изъяты> миллиарда рублей. Численность населения на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> человек. Следовательно, на каждого человека приходится по <данные изъяты> руб., из расчета: <данные изъяты> миллиарда рублей / <данные изъяты> человек = <данные изъяты> руб. Таким образом, <данные изъяты> руб. – сумма, составляющая бюджет истца в бюджете Иркутской области. В бюджет Иркутской области из консолидированного бюджета Российской Федерации уже было перечислено <данные изъяты>% от <данные изъяты>% суммы на каждого гражданина области. Из указанной суммы истец просил <данные изъяты> руб., в предоставлении которых ответчик ему необоснованно отказал.
В судебном заседании истец Пасынков В.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно суду объяснил, что указал ответчиком по иску является Министерство финансов Иркутской области. Министра финансов Иркутской области Бояринову Н.В. он указал как должностное лицо, которое рассматривало его обращения, и необоснованно отказала в выдаче денежных средств.
Представитель ответчика Министерства финансов Иркутской области Гиголаева Х.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Согласно ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области (далее - область), осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности, является согласно п.1 Положения о министерстве финансов Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, Министерство финансов Иркутской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГПасынков В.Ю. обратился в Министерство финансов Иркутской области с заявлением о предоставлении ДД.ММ.ГГГГ субсидии, субвенции в размере <данные изъяты> руб. на обеспечение жильем и приобретении товаров.
Согласно ответу Министерства финансов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение Пасынкова В.Ю., предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено: бюджетным и автономным учреждениям; некоммерческим организациям, не являющимися государственными учреждениями; юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; в форме межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам и федеральному бюджету. Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации возможно предоставление субвенций местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органом местного самоуправления в установленном порядке, а также предусмотрено предоставление субвенций федеральному бюджету. Бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление субсидий, или субвенций физическим лицам для приобретения ими жилых помещений и товаров. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возможно предоставление социальных выплат гражданам либо приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (статья 74.1 БК РФ). Если гражданин обладает правом на получение мер социальной поддержки или обладает специальным статусом, дающим право на обеспечение жилым помещением, то ему необходимо обратиться с заявлением с приложением необходимых документов в орган государственной власти (орган местного самоуправления), занимающийся предоставлением соответствующих мер социальной поддержки и (или) жилых помещений.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГПасынков В.Ю. обратился с заявлением на имя Министра финансов <адрес>Бояриновой Н.В. о пересмотре его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении <данные изъяты> руб. на обеспечение жильем и приобретении товаров (ресурсов), создании бюджета и предоставлении суммы в виде субсидии или дотации – межбюджетного трансферта.
Согласно ответу Министерства финансов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения. Средства областного бюджета расходуются на выполнение полномочий органов государственной власти, установленных федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», включая расходы на обеспечение деятельности учреждений социальной сферы (социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта), бюджетные инвестиции, сферу жилищно – коммунального хозяйства, иные расходы, а также предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. В соответствии с п. 1 Положения о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан. В связи с чем, Пасынкову В.Ю. было рекомендовано, в том случае, если он относится к одной из категорий граждан, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки, обратиться в Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>.
Не согласившись с доводами Министерства финансов Иркутской области, изложенных в ответах от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, на его обращения, Пасынков В.Ю. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у него права на получение денежных средств для обеспечения нужд, предусмотренное ст.ст. 69 и 74.1 Бюджетного кодекса РФ.
Вместе с тем, указанные доводы ответчика основаны на неверном понимании правовых норм, закрепленных федеральным законодателем в указанных статьях Бюджетного кодекса РФ.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В порядке статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В частности, указанной статьей Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень форм, в виде которых бюджетные ассигнования могут быть направлены для исполнения расходных обязательств муниципального образования: на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; на социальное обеспечение населения; на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; на предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права на обслуживание государственного (муниципального) долга; на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (ст. 85).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 85 БК РФ).
Указанные нормы обязывают органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (п. 1 ст. 74.1 БК РФ).
Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств (п. 2 ст. 74.1 БК РФ).
Публичными нормативными обязательствами являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Согласно п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Также в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов (ст. ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ст. 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в виде дотаций регулируется статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно статье 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) (далее в этом разделе - дотации) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений (внутригородских районов).
Таким образом, бюджетным законодательством не предусмотрено предоставление субсидий, субвенций или дотаций из бюджетов субъектов Российской Федерации непосредственно физическим лицам для приобретения ими жилых помещений и товаров.
Гражданин Российской Федерации в силу ст.1 и 152 БК РФ не является непосредственным субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, не может быть прямым получателем бюджетных средств в том понятии, которое определяют положения ст.ст. 38, 69 и 74.1 Бюджетного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для взыскания с Министерства финансов Иркутской области в лице Бояриновой Н.В., являющейся его руководителем на момент рассмотрения дела, денежных средств в форме субсидии, субвенции или дотации в размере <данные изъяты> руб. в пользу истца.
Суд также учитывает, что средства областного бюджета расходуются на выполнение полномочий органов государственной власти, установленных Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", включая расходы на обеспечение деятельности учреждений социальной сферы (социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта), бюджетные инвестиции, сферу жилищно – коммунального хозяйства, иные расходы, а также предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем, истцом не указано, на какую именно выплату он претендует, и к какой категории населения, имеющей право на меры социальной поддержки, он относится.
Истцу в ответах Министерства финансов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ было обоснованно разъяснено, что в случае его принадлежности к какой - либо категории граждан, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки, он вправе обратиться в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющим социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание населения.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Каких – либо нарушений ответчиком прав Пасынкова В.Ю. судом при рассмотрении настоящего спора не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пасынкова В. Ю. о взыскании с Министерства финансов Иркутской области в лице Бояриновой Н. В. денежных средств в размере <данные изъяты> руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ