ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3524/2021 от 16.09.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3524/2021

44RS0001-01-2021-006529-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца Разина А.К., представителя ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Федорова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой И.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за электроотопление в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Киселева И.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что является педагогическим работником с <дата>. С <дата> и по настоящее время работает в сельской местности в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Островская детская школа искусств» Островского района в должности преподавателя (справка МКУДО «Островская ДШИ» от <дата>). Проживает и зарегистрирована в сельской местности в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, о чем свидетельствует справка администрации Островского сельского поселения от <дата> и свидетельство о праве собственности (на момент выдачи справки в доме истца с <дата> был временно зарегистрирован брат - П, что подтверждается копией его паспорта). Отопление в жилом помещении, где проживает истец, осуществляется электрокотлом, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>. Этим же документом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в доме. Отдельное технологическое присоединение электроустановки (электрокотла) в квартире осуществлено <дата> и на электрокотел установлен отдельный счетчик, что подтверждается актом об осуществления технологического присоединения от <дата>. С <дата> учет электроэнергии, потребляемый электрокотлом, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой с <дата>. Так как истец является педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, она в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности. В период после установки котла и введения его в эксплуатацию (<дата>) котел использовался очень мало ввиду настройки. Затраты электроэнергии на его работу были очень малы и не выходили за нормы потребления. Основное его использование началось с <дата>. За апрель 2021 истец получила компенсацию за электроотопление не в полном объеме, а за 485 Квт на человека. Это видно из справки ответчика от <дата>. В частности, в апреле на электроотопление истец израсходовала 2940 Квт электроэнергии на сумму 9575 рублей. Компенсировано ответчиком - 1418 рублей (с учетом норматива потребления на одного человека - 485 Квт). То есть не 100%. Действия ответчика по предоставлению истцу, как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающему и работающему в сельской местности меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате отопления жилого помещения истца (потребление электроэнергии электрокотлом в квартире) за период с <дата> в пределах нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20.11.206 N 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» незаконны. Потребление электроэнергии электроконвекторами в квартире фиксируется отдельным счетчиком электроэнергии. Показания счетчика фиксируются в ОАО «Костромская сбытовая компания» и передаются в ЕИРКЦ. В соответствии с ними можно увидеть, сколько затрачено электроэнергии на отопление жилого помещения. Данная информация через единый расчетный центр поступает ответчику и на ее основании рассчитывается компенсация. На основании изложенного истец просит обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за отопление жилого помещения истца (потребление электроэнергии электрокотлом в жилом помещении) как педагогическому работнику муниципального казенного учреждения дополнительного образования Костромской области, проживающему и работающему в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 №95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с <дата>.

В судебном заседании истец Киселева И.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не участвует.

Представитель истца Разин А.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Федоров Е.В. исковые требования не признал. Пояснил, что согласно Закону Костромской области, предусмотрены выплаты с разбивкой по видам коммунальных услуг, в том числе электроснабжению, по которому предусмотрен норматив потребления. Отопление электроснабжением и теплоснабжение – это разные понятия. Электроотопление не является самостоятельной коммунальной услугой, согласно ст. 154 ЖК РФ, такое понятие не определено. Согласно п. 27 Правил установления нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 36, речь идет о таком виде услуги, как электроснабжение. Расходование предполагается, в том числе, на стационарные электроплиты, электронагревательные установки при отсутствии централизованного теплоснабжения. В данном случае истцу на цели отопления предоставляется коммунальная услуга электроснабжения. В Законе Костромской области под теплоснабжением понимается теплоснабжение посредством централизованных магистралей.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Киселева И.А. работает преподавателем, осуществляет педагогическую деятельность в сельской местности в МКУ ДО «Островская ДШИ» с <дата> по настоящее время, что подтверждается справкой от <дата>, копией трудовой книжки истца.

Согласно справке Администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области от <дата>, МКУ ДО «Островская ДШИ», находящаяся по адресу: <адрес> относится к Островскому (центральному) сельскому поселению Островского муниципального района Костромской области.

Согласно справкам Администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области от <дата>, от <дата>, Киселева И.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Ранее в указанном жилом помещении также имеет регистрацию по месту жительства её двоюродный брат П

Указанное жилое помещение принадлежит Киселевой И.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права от <дата>.

Из материалов дела следует, что в жилом доме по адресу: <адрес> отопление (обогрев помещений) осуществляется собственным электрическим котлом, имеющим отдельный счетчик учета потребленной электроэнергии. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>, составленным специалистом ОГБУ «Островский комплексный центр социального обслуживания населения», актами об осуществлении технологического присоединения от <дата>, о выполнении технических условий от <дата> допуска прибора учета в эксплуатацию от <дата>, составленными работниками ПАО «МРСК-Центра».

Согласно справке ОГКУ «ЦСВ» от <дата>, Киселева И.А. является получателем меры социальной поддержки по категории «Сельский специалист – педагогический работник», получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Киселевой И.А. выплачена компенсация за период с <дата> по <дата> в размере 47,32 рублей, за период с <дата> по <дата> в размере 1453,63 рубля, за период с <дата> по <дата> в размере 342,30 рубля, за период с <дата> по <дата> в размере 342,30 рубля, за период с <дата> по <дата> в размере 1418,10 рублей.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области.

Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;

2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:

а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.

При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.

Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).

Согласно п.п. 7, 25, 26, Порядка, предоставление мер социальной поддержки осуществляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ОГКУ «Центр социальных выплат». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. п. 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт*час.

Анализируя приведенные положения законодательства, суд учитывает, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций.

На основании положений Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» суд приходит к выводу, что указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «специалист, работающий и проживающий в сельской местности на территории Костромской области - педагогический работник» за отопление жилого помещения.

О смыслу приведенных положений данного Закона, компенсация предоставляется по одному виду отопления без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления, за исключением отопления газовым котлом.

При таких обстоятельствах суд не находит состоятельными доводы ответчика, что в приведенных нормах Закона от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО понятие «отопление» ограничено теплоснабжением от централизованной сети, а электроотопление подлежит отнесению к коммунальной услуге электроснабжение. В данном случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса, при этом в отношении отопления с применением газоснабжения предусмотрена компенсация в пределах нормативов потребления. Предоставление компенсаций по иным видом отопления Законом не ограничено нормативами потребления.

Соответственно, исковые требования Киселевой И.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Киселевой И.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять Киселевой И.А. как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», с <дата>.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» в пользу Киселевой И.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина