Дело № 2-3525/2017 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетней М., к Департаменту образования администрации г.Перми о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетней М., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее- Департамент), в котором просит признать бездействие, выразившегося в не обеспечении его дочери М. свободного места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, незаконным, и возложить на ответчика обязанность предоставить М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации с учетом территориальной доступности по месту прописки в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Департаментом образования администрации г. Перми незаконно отказано в предоставлении его дочери М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольной образовательной организации, поскольку нарушается право последней на получение бесплатного дошкольного образования, ссылается на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Перми, принятый Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996, Конституцию Российской Федерации. Указывает, что территориально-шаговыми доступными садами для него являются МДОО, находящиеся в микрорайоне «Садовый» <Адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик - Департамент образования администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что Департамент с иском не согласен, органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. На территории города Перми существует муниципальная сеть - 148 МДОУ. Кроме того, органами местного самоуправления г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией г. Перми утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории г. Перми, закрепленный в постановлении администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112, в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МДОУ территории города Перми постановлением администрации г.Перми с учетом имеющихся прав у родителей (законных представителей) на внеочередное и первоочередное зачисление детей в МДОУ г.Перми. М. состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г. Перми. Согласно информации регистра в возрастной категории М. состоит 3962 ребенка равного с ней возраста и старше. Кроме того, в регистре имеются 505 детей, отнесенных к льготной категории, не обеспеченных местами в МДОУ в связи с их отсутствием. По мере освобождения мест в МДОУ М. будет включена в список детей для зачисления в МДОУ с учетом установленных норм. Кроме того, прием М. в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено количество детей в группе. Законных оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении места в МДОУ, находящегося в микрорайоне «Садовый» не имеется, так как это противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливающего обязанность органа местного самоуправления организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа. Удовлетворение требования истца об исполнении решения суда в течение месяца нарушит права 505 детей льготной категории граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в МДОУ.
Суд, оценив доводы искового заявления, оценив возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает требования законными и обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
В образовательной организации могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, что родителями М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством об установлении отцовства и свидетельством о регистрации по месту жительства (л.д. 4, 5, 9).
Доказательства того, что законному представителю М. предлагались места в дошкольных образовательных учреждениях в группах с 12-часовым пребыванием в материалах дела отсутствуют.
Из ответа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М. будет предоставлена услуга дошкольного образования с учетом движения детей в регистре по дате рождения, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление мест в МОУ (л.д. 6-7).
Учитывая содержание данного ответа, суд считает, что он по существу является отказом Департамента в предоставлении несовершеннолетней М. места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе по месту жительства, что не основано на приведенных выше положениях Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем бездействие Департамента, выразившееся в не обеспечении местом в дошкольном учреждении, является незаконным, а требование истца в данной части подлежащим удовлетворению.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении обязанности представить место в МДОУ, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании иска ФИО1 и содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего спора место несовершеннолетней М. в дошкольном образовательном учреждении в группу полного дня (с 12-часовым пребыванием) не предоставлено, несмотря на то, что ее право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается, при этом несовершеннолетняя достигла установленного Законом возраста, в связи с чем, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получил, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетней на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.
Ссылка ответчика на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Для реализации предусмотренного законом права на получение равного доступа в образовательные учреждения, органы муниципального образования обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, чтобы обеспечить потребности всех детей дошкольного возраста в получении бесплатного дошкольного образования.
Доказательств того, что Департаментом приняты все меры по обеспечению несовершеннолетней М. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено, направленным им отзывом на иск не подтверждается, более того, Департамент в отзыве указывает, что выдать направление М. не представляется возможным.
Требование истца в части предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении именно на территории микрорайона «Садовый» <Адрес> суд считает необоснованным, поскольку несовершеннолетняя М. проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. Причем ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 № 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.
В силу изложенного обязанность по предоставлению М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Перми должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований в части установления срока предоставления места несовершеннолетнему ребенку в муниципальной дошкольной образовательной организации, не имеется, поскольку сроки исполнения решений судов (в том числе сроки для добровольного исполнения) установлены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
бездействие Департамента образования администрации города Перми, выразившееся в не обеспечении местом в дошкольной образовательной организации М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать незаконным.
Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность предоставить М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г.Перми по месту проживания, с учетом территориальной доступности.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>