ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3526/2022 от 25.07.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд в составе судьи Топчиловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Рычковой К.Н.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском и просил обязать ответчика прекратить действия по начислению ему платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» как собственнику жилого дома, расположенного по адресу: ; обязать ответчика списать незаконно начисленную задолженность за сбор и вывоз ТКО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 11 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцу как собственнику указанного жилого помещения было начислено 11 553 рублей за услугу «Обращение с ТКО». Вместе с тем, каких-либо договоров с ответчиком на вывоз твердых коммунальных отходов ФИО1 не заключал, в данной услуге не нуждается, фактически истец проживает по иному адресу, где вносит плату за жилищно-коммунальные услуги, какая-либо контейнерная площадка на близлежащей территории с принадлежащим истцу жилым домом отсутствует, проезд к указанному дому отсутствует, дом не достроен.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, дал соответствующие пояснения, просил заявленные требования удовлетворить. Указал, что он в данном доме постоянно не проживает, приезжает по выходным, мусор забирает с собой. Поскольку машина приезжает по четвергам, в поселке отсутствует организованное место для сбора мусора, он лишен возможности пользоваться услугами ответчика.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующее.

Из представленных материалов следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. ).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; согласно части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).

В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории от ДД.ММ.ГГГГ обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории .

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и обществом с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.

Региональный оператор разместил предложение и текст типового договора ДД.ММ.ГГГГ на своем официальном сайте www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете «Советская Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ и приступил к исполнению своих обязательств на территории с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 148 (34) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а в случае их отсутствия с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил ).

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в пункте 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.

Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых –с учетом количества собственников жилого помещения (пункт 56 (2) Правил).

Из представленных материалов следует, что начисления ответчиком произведены исходя из утвержденного тарифа, на одного собственника индивидуального жилого дома.

Так, согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, не предусмотренный Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются.

Исходя из вышеприведенного толкования норм права, довод о том, что истец постоянное не проживает в данном доме, соответственно не пользуется услугами по вывозу твердых коммунальных отходов, не имеет правового значения, поскольку в неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела не нашел своего подтверждения факт нарушения прав ФИО1 в связи с начислением ему платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными услугами», поскольку сам по себе факт постоянного проживания по иному адресу и оплаты коммунальных услуг по данному адресу, не освобождает собственника жилого помещения от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ссылки истца на то, что дом не достроен, правового значения не имеют, поскольку из сведений ЕГРН следует, что за ФИО1 зарегистрировано право именно на достроенное жилое строение. Сам по себе факт осуществления в доме ремонта не может быть признан достаточным для освобождения от обязанности по оплате твердых бытовых отходов, которые, в том числе, образуются в ходе осуществления такого ремонта.

Что касается довода истца об отсутствии контейнерных площадок на близлежащей с его домом территории, то суд учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» контейнерная площадка – место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, региональный оператор несет ответственность за обращение твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В обязанности регионального оператора не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, суд учитывает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории предусматривает мобильный прием ТКО от потребителей (кольцевой вывоз в мешках). Согласно пункту 54 Постановления -п при сборе ТКО по маршрутному графику региональный оператор определяет места приема, а также периодичность вывоза ТКО.

В соответствии с пунктом 12.1 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п, на территории муниципальных образований в зоне индивидуальной жилой застройки организован бесконтейнерный сбор ТКО и с использованием контейнеров, вывоз осуществляется по маршрутному графику (кольцевой вывоз).

Согласно пункту 23 Постановления в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.

С целью обеспечения транспортирования ТКО на территории общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» привлекло общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТранс-Н» в качестве оператора по транспортированию ТКО на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 26 Постановления оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно пункту 30 Постановления в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.

Форма маршрутного журнала утверждена приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы маршрутного журнала о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов». Маршрутный журнал ведется двумя способами – электронным и бумажным, соответствующими форме, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики .

Сведения об объемах фактически оказанных услуг потребителям региональный оператор общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» получает из отчета оператора по транспортированию ТКО (маршрутный журнал – отчет оператора по транспортированию ТКО).

Как следует из представленных материалов, на в места (площадки) накопления ТКО, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства, отсутствуют. Вывоз отходов с территории индивидуальной жилой застройки производится в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами , Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п, согласно установленному графику, размещенному в общем доступе на официальном сайте регионального оператора.

В соответствии с графиком вывоза ТКО с территории индивидуальной жилой застройки населенных пунктов , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с территории , в частности, , осуществлялся еженедельно по пятницам, что подтверждается копией выписки из отчета оператора по транспортированию ТКО. Согласно отчетам оператора по транспортированию вывоз ТКО от потребителей индивидуальной жилой застройки по производится с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

Доказательств оказания услуг ненадлежащего качества материалы дела не содержат. Более того, в судебном заседании ФИО1 настаивал, что требование о перерасчете обусловлено именно фактом его не проживания в данном доме, а не тем, что услуги ответчиком не оказываются.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ссуд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 Следовательно, и производное от основных требование о взыскании понесенных расходов по оплате услуг представителя также не подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья Н.Н. Топчилова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.