Дело № 2-3528/2013 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года
Сормовский районный суд г. Н.Новгорода в составе
председательствующего Клепцовой Л.В.
при секретаре Ширяевой Ж.Ю.
с участием заявителя Дукали М., его представителя адвоката Волкова М.Ю.,
представителей заинтересованных лиц Полякова А.П., Охотниковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.М. о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области незаконными,
У с т а н о в и л:
19.08.2013г. Дукали М. обратился в Советский районный суд г.Н.Новгорода с заявлением, в котором просил признать действия ОУФМС России по Нижегородской области в Советском районе г.Н.Новгорода по удержанию его паспорта незаконными, обязать ОУФМС России по Нижегородском районе в Советском районе г.Н.Новгорода передать ему паспорт и миграционную карту, ссылаясь, что является студентом подготовительного факультета Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского, после поступления куда получил въездную визу и право проживать на территории РФ до 02.10.2013г. В 2012-2013гг. он неоднократно пропускал занятия в университете, однако задолженности по сдаче экзаменов и зачетов у него не имеется, но, не смотря на то, что он до настоящего времени не исключен из университета, был незаконно лишен права проживания на территории РФ, т.к. работники миграционной службы и представитель университета обманным путем изъяли у него паспорт и миграционную карту, его просьбы о возврате документов остались без удовлетворения.
Определением Советского районного суда г.Н.Новгорода от 24.09.2013г. произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Управление Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, дело передано по подсудности в Сормовский районный суд г.Н.Новгорода.
Определением судьи от 22.10.2013 г. дело принято к производству суда.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Нижегородской области с заявлением не согласен, суду пояснил, что поскольку заявитель был отчислен из университета, а договор на обучение с ним - расторгнут, было принято решение о сокращении срока его временного пребывания на территории РФ, при этом никаких незаконных действий в отношении заявителя они не допускали, в том числе, не производили изъятие его личных документов. Заявитель от выезда из РФ уклонялся, при составлении протокола по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ скрылся из отдела УФМС России по Нижегородской области в Советском районе г.Н.Новгорода, оставив там паспорт, миграционную карту и визу,больше не появлялся, просьб о возврате документов не высказывал, хотя они сами хотели бы его увидеть, т.к. он находится на территории РФ незаконно и подлежит выдворению в установленном порядке.
Представитель заинтересованного лица Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского с заявлением не согласна, суду пояснила, что заявитель являлся слушателем очной формы обучения подготовительного отделения факультета иностранных языков, 25.06.2013г. был отчислен из Университета за неоднократные нарушения Устава и Правил внутреннего распорядка, после чего было принято решение о сокращении срока его пребывания на территории РФ, началась процедура оформления документов на его выезд из РФ. Заявитель добровольно передал им паспорт и транзитную визу, после этого сотрудниками деканата был оформлен пакет документов и передан в отдел УФМС России по Нижегородской области в Советском районе г.Н.Новгорода, приобретен авиационный билет, однако заявитель в установленные сроки из страны не выехал, стал от них скрываться, место его нахождения им до настоящего времени не известно, т.к. на контакт с ними он не идет.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде
решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пленум Верховного суда РФ в пункте 25 Постановления №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
По делу установлено: заявитель, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец и гражданин Алжира, холост, не работает и не учится, места жительства и регистрации на территории Российской Федерации не имеет.
10.10.2012г. заявитель по приглашению ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный университет им.Н.И. Лобачевского» (далее - Университет) прибыл на территорию Российской Федерации.
11.10.2012г. с заявителем заключен договор № 20-ПОД/Р-12/16 на обучение на платной основе на подготовительном отделении факультета иностранных студентов с целью получения общей педвузовской подготовки и необходимого уровня владения русским языком для продолжения обучения в Университете по избранной профессии, срок обучения - с 12.10.2012г. по 01.10.2013г.
15.10.2012г. приказом № 3120-ЛС заявитель зачислен в университет слушателем очной формы обучения факультета иностранных студентов программы педвузовской подготовки с оплатой стоимости обучения на договорной основе, поселен и поставлен на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: г.Н.Новгород, <адрес> (общежитие университета) на срок до 02.10.2013г.
14.06.2013г. заявитель оформил визовую анкету для получения однократной транзитной визы на выезд из Российской Федерации.
18.06.2013г. заявитель обратился к декану факультета с просьбой о разрешении выезда в Алжир, дата отъезда - 28.06.2013г.
25.06.2013г. приказом № 1492-ЛС заявитель отчислен из Университета за неоднократное нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка, с ним расторгнут договор на обучение.
27.06.2013г. решением ОУФМС России по Нижегородском районе в Советском районе г.Н.Новгорода заявителю сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации.
27.06.2013г. заявителю оформлена транзитная виза с датой отъезда из Нижнего Новгорода - 28.06.2013г., дата вылета из страны - 30.06.2013г., за получением которой он не явился.
13.08.2013г. заявитель при оформлении документов в отделе УФМС России по Нижегородской области в Советском районе г.Н.Новгорода самовольно покинул отдел, оставив там паспорт, миграционную карту и визу.
19.08.2013г. заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта, договора, приказов, заявления, решения, анкеты, справкой.
При наличии таких данных у суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст.5 указанного закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В соответствии с п.3 ст.17 указанного закона образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения:
1) гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечивает его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения, за исключением случаев продолжения обучения иностранным гражданином в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
2) в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования;
3) в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия
иностранного гражданина из данной образовательной организации направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.
Согласно ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации.
Как установлено судом, заявитель, являясь иностранным гражданином, въехал в Российскую Федерацию с целью обучения в образовательном учреждении по обыкновенной учебной визе, срок действия которой с 11.12.2012г. по 02.10.2012г.
В качестве приглашающей и принимающей заявителя стороны выступил ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный университет им.Н.И. Лобачевского».
Заявитель был зачислен на подготовительное отделение Университета, поселен в общежитие, поставлен на регистрационный учет.
В процессе обучения в Университете заявитель неоднократно нарушал Устав и Правил внутреннего распорядка, в связи с чем 25.06.2013г. договор на обучение с ним был расторгнут,он отчислен из Университета, информация об этом направлена в миграционный орган, который 27.06.2013г. сократил заявителю срок временного пребывания в Российской Федерации.
Возможность изменения срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российская Федерация предусмотрена законом, она обусловлена целями и задачами самого государства пребывания, в том числе: обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов, содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, иные задачи внутренней и внешней политики государства, которые определяются рядом национальных проектов, а также органами государственной власти РФ.
Единственным основанием для сокращения срока является изменение или прекращение условий и обстоятельств, в силу действия которых данному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, при этом вопрос о сокращении может быть инициирован и пригласившей стороной, и уполномоченными органами государственной власти, и самим иностранным гражданином, направлена на контроль миграционных процессов и повышение эффективности взаимодействия между отдельными категориями приглашенных субъектов и пригласившей их стороной
После принятия решения о сокращении срока иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течениетрех дней (ч.1 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Как установлено в судебном заседании, основанием для сокращения заявителю срока пребывания в РФ послужило его отчисление из Университета за неоднократные нарушения Устава и Правил внутреннего распорядка и расторжение с ним договора на обучение, что обоснованно было расценено как прекращение условий и обстоятельств, в силу действия которых заявителю был разрешен въезд в Российскую Федерацию, поэтому заявитель был обязан в установленный законом 3-дневный срок выехать из РФ.
Возможность исполнения указанного требования закона у заявителя имелась, т.к. ему была оформлена транзитная виза, приобретен билет на самолет, все личные документы были у него на руках.
Однако заявитель в указанный срок из Российской Федерации не выехал, место его фактического нахождения установлено не было.
13.08.2013г. заявитель вместе с представителем Университета явился в отдел УФМС России по Нижегородской области в Советском районе г.Н.Новгорода, где началась процедура привлечения его как иностранного гражданина, нарушающего режим пребывания в Российской Федерации, к административной ответственности по ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ, в процессе чего заявитель самовольно покинул отдел, оставив там свои документы (паспорт, миграционная карту и визу).
В дальнейшем в миграционный орган по вопросу возвращения документов заявитель не обращался, заявлений об этом не подавал, его документы до настоящего времени находятся в отделе УФМС.
При наличии таких данных суд считает, что не установлен и не доказан факт совершения государственным органом каких-либо конкретного незаконного действия, находящегося в прямой причинной связи с причинением вреда заявителю, каких-либо оснований полагать, что в результате действий Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, его должностных лиц были нарушены права и свободы заявителя, не имеется, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Суд дал оценку доводам заявителя, но не может принять их во внимание по следующим причинам.
Доводы, что он не знал об отчислении из Университета, не состоятельны и опровергаются следующим.
14.06.2013г. заявитель оформил визовую анкету, в которой просил выдать ему однократную транзитную визу в связи с приказом об отчислении из ННГУ, расторжением договора на обучение, решением о сокращении срока временного пребывания в РФ, приобретением билета и выездом из РФ. К анкете были приложены все указанные в ней документы, включая решение о сокращении срока пребывания в РФ, выписка из приказа об отчислении, копия билета. Более того, заявитель личной подписью подтвердил, что все указанные в анкете данные являются достоверными.
18.06.2013г. заявитель обратился с личным заявлением на имя декана, в котором просил разрешить ему поездку в Алжир, указав в качестве цели поездки - «для возвращения на родину в связи с отчислением из ННГУ», дату объезда - «28.06.2013г.», при этом получил в деканате миграционную карту и отрывную часть к бланку уведомления. Заявление подписано заявителем лично, цель и сроки поездки им указаны собственноручно.
Более того, в связи с расторжением договора и отчислением из Университета заявитель добровольно, забрав все свои личные вещи, выехал из общежития, что также свидетельствует, что он знал и понимал сложившуюся ситуацию, а с учетом того, что он не обжаловал ни действия должностных лиц Университета, ни приказ об отчислении, ни решение о сокращении срока временного пребывания в РФ - что и был согласен с ней.
Доводы, что сотрудники миграционной службы обобрали у него личные документы, никакими относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, опровергаются вышесказанным.
При обращении в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ на заявителе лежит обязанность по представлению доказательств, что указанные в заявлении действия государственным органом были фактически совершены, а на государственном органе - что эти действия соответствуют закону.
Указанная обязанность заявителю была разъяснена, однако никаких доказательств совершения сотрудниками миграционной службы в отношении его противоправных действий им представлено не было.
Доводы, что он звонил в миграционную службу, просил возвратить документы, ничем объективно не подтверждены, представителем заинтересованного лица оспариваются, но в любом случае заявитель и в настоящее время не лишен возможности явиться в миграционную службу лично, или направить туда своего представителя, или обратить с соответствующим заявлением, а при отказе в его удовлетворении - обжаловать
отказ в установленном порядке.
Более того, сам факт отсутствия (утраты) паспорта не освобождает заявителя от обязанности соблюдать законы страны пребывания, в частности ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которым иностранный гражданин, утративший документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы, что он не скрывался, что документы ему могли вернуть (выслать, передать), не состоятельны, т.к. заявитель не отрицал в суде, что постоянного места жительства в городе не имеет, живет у знакомых, сотрудники Университета сведений о месте его пребывания также не имели.
Доводы, что он хочет жить и учиться в РФ, поэтому не согласен на выезд и тем более - на выдворение из РФ, юридически не значимы, поскольку этот вопрос не является предметом разбирательства по настоящему делу. Суд исследовал личность заявителя, который находился в Российской Федерации короткий срок и с определенной целью - для учебы, при этом семьи и детей не имеет, не имеет места жительства и места регистрации, после отчисления из Университета не работает и не учится.
Доводы, что он не согласен с решением о сокращении срока пребывания в РФ, юридически не значимы, т.к. оно им не обжаловано и до настоящего времени не отменено и не изменено.
Доводы, что обратился в суд своевременно, до окончания срока визы, ошибочны, т.к. срок пребывания в РФ был заявителю сокращен 27.06.2013г., после чего срок действия визы не имеет значения, поскольку он был обязан в 3-дневный срок выехать из Российской Федерации, чего не сделал, в суд обратился только 19.08.2013г. В указанных случаях любой иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде выдворения за пределы РФ, при этом наличие у заявителя паспорта не свидетельствовало бы о законности его пребывания в РФ.
Доводы, что, подписывая вышеуказанные документы, он не понимал их смысла и содержания, надуманы, т.к. никаких возражений при этом заявитель не высказывал, ходатайств о предоставлении переводчика не заявлял, хотя имел полную возможность и достаточно времени, чтобы, при необходимости, воспользоваться услугами переводчика, но не сделал этого по личным мотивам. Не ссылался на данное обсотоятельство заявитель и в заявлении в суд.
Ссылка на незаконные, по его мнению, действия сотрудников Университета, юридически не значима, т.к. никаких требований к ним не заявлено, однако, при необходимости, заявитель не лишен возможности предъявить эти требования в установленном порядке в дальнейшем.
Руководствуясь ст.ст.12,67,198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление Д.М. о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области незаконными, об обязании передать паспорт и миграционную карту оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение месяца через районный суд.
Председательствующий: