РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Шабалиной А.Н.,
с участием:
помощника прокурора г. Братска Иркутской области Матвеевской М.С.,
истца ФИО1,
представителя ответчика – Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Братскому району» ФИО2,
действующей на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора г. Братска Иркутской области, действующего в интересах ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Братску», Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат Иркутской области» о признании незаконным решения, назначении и выплате пособия на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Братска Иркутской области обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Братску» (далее – ОГКУ «УСЗН по г. Братску»), Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат Иркутской области», в котором просит признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Братску» *** от ДД.ММ.ГГГГ от отказе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначении меры социальной поддержки «Социальное пособие на погребение»; признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на выплату социального пособия на погребение К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальное пособие на погребение К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка по обращению ФИО3 по факту отказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Братску» в выплате социального пособия на погребение несовершеннолетнего К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Проверкой установлено, что К.Г.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении *** от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении матерью несовершеннолетнего К.Г.С. является ФИО1, отцом ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом по <адрес>) в управлении государственной регистрации службы ЗАГС <адрес>, К.Г.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти ***.
ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетнего К.Г.С. – ФИО1 обратилась в ОГКУ «УСЗН по <адрес>» по вопросу выплаты социального пособия на погребение ее дочери, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ*** об отказе в назначении меры социальной поддержки «Социальное пособие на погребение», по причине несоответствия льготной категории, о чем заявителю направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ***.
Исходя из норм закона, в случае смерти у неработающего родителя несовершеннолетнего ребенка, на день смерти не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющегося пенсионером, выплата социального пособия на погребение осуществляется территориальным органом социальной защиты населения.
Поскольку погребение несовершеннолетнего К.Г.С. было произведено за счет средств родителя ФИО1, которая за реализацией своего права на получение пособия на погребение обратилась в органы социальной защиты населения в установленный законом срок, представив полный пакет документов, предусмотренных законом № 8-ФЗ, оснований для принятия решения об отказе в назначении социального пособия на погребение у ответчика не имелось.
В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Иркутской области Матвеевская М.С. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила заявленные требований удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по г. Братску» ФИО2, действующая на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ, представила суду возражения на исковое заявления, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» факт того, что родители умершей являются безработными, не подлежат обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не являются пенсионерами, не создает для органов социальной защиты населения обязанности по выплате социального пособия на погребение.
В судебное заседание представитель ответчика Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат Иркутской области» не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования в части назначения меры социальной поддержки «Социальное пособие на погребение» не признаю, так как назначение меры социальной поддержки осуществляет ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Братску», а ОГКУ «Центр социальных выплат» занимается непосредственно выплатой денежных средств.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Согласно п. 4 Приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 03.05.2012 N 69-мпр (ред. от 17.10.2018) "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности" Социальное пособие на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, выплачивается супругам, близкому родственнику, иному родственнику, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение указанных лиц (далее - заявитель).
Под государственной услугой в настоящем административном регламенте понимается выплата социального пособия на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности (далее - социальное пособие на погребение) (п. 22 административного регламента).
Социальное пособие на погребение не предоставляется в следующих случаях:
а) если заявитель получил на безвозмездной основе услуги по погребению, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
б) если обращение за пособием на погребение последовало позднее шести месяцев со дня смерти (п. 23 административного регламента).
В соответствии с п.. 34, 35, 36 административного регламента, для получения социального пособия на погребение заявитель или его представитель в срок не позднее шести месяцев со дня смерти лица, погребение которого осуществлено за счет заявителя, представляет в расположенное по месту жительства заявителя учреждение заявление по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту (далее - заявление).
К заявлению прилагаются следующие документы (далее - документы): документ, удостоверяющий личность заявителя.
При предоставлении государственной услуги министерство, учреждения не вправе требовать от заявителей или их представителей документы, не указанные в пункте 35 настоящего административного регламента.
Анализируя предоставленные доказательства, суд установил, что К.Г.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью несовершеннолетнего является ФИО1, отцом – ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти ***, выданному *** отделом по <адрес>) службы записи актов гражданского состояния Иркутской области, К.Г.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти ***.
ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетнего К.Г.С. – ФИО1 обратилась в ОГКУ «УСЗН по г. Братску» с заявлением о выплате социального пособия на погребение ее сына.
Однако, решением ОГКУ «УСЗН по г. Братску» от ДД.ММ.ГГГГ*** заявителю отказано в назначении меры социальной поддержки «Социальное пособие на погребение», по причине несоответствия льготной категории, о чем заявителю направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ***.
ФИО1 и ФИО4 не работают, официально не трудоустроены.
Из записей в трудовой книжке ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в качестве сторожа в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут, по инициативе работника п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, более записей в трудовой книжке не имеется.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 работал электриком в <данные изъяты>» в должности электрика, уволен по собственному желанию п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, иных сведений о трудовой деятельности не имеется.
Согласно справке *** от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «УСЗН по г. Братску» ФИО1 действительно получала меры социальной поддержки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как малоимущая семья, на основании Закона Иркутской области 63-оз от 23.10.2006 «О социальной поддержке Иркутской области семей, имеющих детей».
Согласно объяснениям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данных помощнику прокурора ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в настоящее время не имеет постоянного источника дохода, ранее постоянно работала до ДД.ММ.ГГГГ в подрядной организации <данные изъяты> после выполнения организацией подрядных работ была уволена. В настоящее время неофициально подрабатывает на различных предприятиях, в должности сторожа. Средний доход в месяце составляет около 7-8 тысяч рублей. Гражданский муж официально не работает с ДД.ММ.ГГГГ, последние 2 года работает неофициально на автомойке сторожем, его средняя заработная плата составляет 7-8 тысяч рублей. Таким образом, на семью истца общий доход составляет около 14-16 тысяч рублей. Ранее на иждивении было двое детей: К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая обучается в 3 классе в МБОУ «СОШ ***». Поскольку официального источника дохода у истца и ее мужа не имеется, истец не может оформить все причитающиеся им социальные пособия как малоимущей семье, однако, до ДД.ММ.ГГГГ данные пособия были оформлены. Сейчас истец планирует обратиться в центр занятости, оформить пособия на ребенка.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Соответственно, несовершеннолетние не являются лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию.
Таким образом, в случае смерти у неработающего родителя несовершеннолетнего ребенка, на день смерти не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющегося пенсионером, выплата социального пособия на погребение осуществляется территориальным органом социальной защиты населения.
На основании изложенного, учитывая, что погребение несовершеннолетнего К.Г.С. было произведено за счет средств родителя ФИО1, за реализацией своего права на получение пособия на погребение истица обратилась в органы социальной защиты населения в установленный законом срок, представив полный пакет документов, суд приходит к выводу, что оснований для принятия решения об отказе в назначении социального пособия на погребение у ответчика не имелось.
Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законом определены полномочия трех различных органов для осуществления выплаты пособий на погребение в соответствии с категориями лиц, имеющими право на получение такого пособия, установлен порядок финансирования таких расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом, при обращении лица в орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, финансирование выплаты пособия осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, исковые требования прокурора города Братска Иркутской области о признании за ФИО1 право на выплату социального пособия на погребение, назначении и выплате социального пособия на погребение несовершеннолетнего К.Г.С. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в назначении меры социальной поддержки «социальное пособие на погребение».
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на выплату социального пособия на погребение К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальное пособие на погребение К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Г. Балабан