(...)
Дело № 2-352/13
(...)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2013 года город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Барабановой Т.К.
при секретаре Шкандыбиной Л.А.
с участием прокурора Афанаскиной Е.В.
представителей заявителя ФИО1, ФИО2
представителей заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета Мурманского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет Мурманского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту Комитет МО ОПП «КПРФ», Комитет, заявитель) обратился в суд с заявлением об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск № 81/372 от 30.07.2013. В обоснование заявленных требований указано, что 28 июля 2013 года уполномоченным представителем городского отделения ЗАТО «Александровск» политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск») в территориальную избирательную комиссию (далее по тексту ТИК, избирательная комиссия) был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу и иные документы, необходимые для их выдвижения и участия в выборах, назначенных на 08 сентября 2013 года. Решением ТИК от 30.07.2013 заявителю отказано в заверении списка кандидатов, в связи с не соблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ от 11.07.2001 "О политических партиях" (далее по тексту Федеральный закон N 95-ФЗ от 11.07.2001), а именно: пункта 2 статьи 36 указанного закона и требования Устава политической партии (пункты 5.8, 5.12, 5.13), а также части статьи 19.2 Закона Мурманской области № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее по тексту Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007). Полагает, что указанное решение ТИК является незаконным и необоснованным, поскольку выдвижение кандидатов в депутаты происходило на заседании комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», в представленном в ТИК протоколе ошибочно указано на заседание бюро комитета городского отделения, поскольку такой ячейки управления и принятия решения в городском отделении не избиралось, полномочиями не наделялось. Оформленный не по установленному образцу представленный в ТИК список кандидатов в депутаты, не может считаться не поданным, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в заверении списка. Кроме того, полагали, что избирательной комиссией при вынесении обжалуемого решения были нарушены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002) - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, избирательное объединение вправе вносить изменения в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Сообщения о ненадлежащем оформлении представленных для заверения списка документов, в городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск» не поступало. Просили признать незаконным и отменить решение ТИК ЗАТО Александровск № 81/372 от 30.07.2013 и обязать избирательную комиссию заверить список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу, выдвинутых избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск».
Представители заявителя ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении, настаивали, дали аналогичные пояснения. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители ТИК ЗАТО Александровск ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании требования не признали, пояснили, что 28 июля 2013 года уполномоченными представителями городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу и иные документы, необходимые для их выдвижения, а именно: список кандидатов в депутаты; список уполномоченных представителей: доверенность; протокол об исключении из списка кандидатов: постановление бюро КПРФ Мурманской области об утверждении местных отделений; постановление бюро КПРФ Мурманской области о согласовании кандидатов; постановление бюро ЗАТО Александровск КПРФ о выдвижении единого списка; свидетельство о государственной регистрации КПРФ; копия выписки из ЕГРЮЛ; выписка из устава КПРФ; протокол КПРФ об утверждении 1-го секретаря Мурманского областного КПРФ; Устав КПРФ, заявления кандидатов, их анкеты и правоустанавливающие документы. 30 июля 2013 года на заседании ТИК было принято решение об отказе в заверении списка кандидатов городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» в связи с не соблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренного частью 2 статьи 36 Федеральным законом N 95-ФЗ от 11.07.2001, а именно: политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах. Согласно пунктам 5.8, 5.12, 5.13 Устава политической партии КПРФ, Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления на досрочных, повторных и дополнительных выборах. Между тем, в нарушение положений Устава партии выдвижение кандидатов произведено ненадлежащим органом – Бюро комитета городского отделения ЗАТО «Александровск». Кроме того, нарушен порядок согласования кандидатов, поскольку Бюро Комитета Мурманского областного отделения партии КПРФ утвердила список кандидатов в депутаты после проведения процедуры голосования в городском отделении. Также была нарушена часть 2 статьи 19.2 Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 - список кандидатов представлен в избирательную комиссию не в форме, утвержденной решением ТИК ЗАТО Александровск № 74/289 от 28.06.2013. Полагали, что избирательной комиссии не были нарушены требования действующего законодательства, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение помощника прокурора, полагавшей, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В Федеральном законе N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, законами субъектов Российской Федерации они не могут быть изменены или ограничены.
Однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).
Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 39 от 13.06.2013 в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002), Уставом муниципального образования ЗАТО Александровск и в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов в Совет депутатов ЗАТО Александровск.
В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 28.07.2002 (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ от 28.07.2002) и принятым в его исполнение Законом МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 организация и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Мурманской области возложены на соответствующие избирательные комиссии.
В силу п.п. 2, 14, 14.1, 14.2, 14.4 ст. 35 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы, в том числе,
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Аналогичные требования к предоставлению документов содержатся в ст. 19.2 Закона МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007.
Так, пунктами 1, 5 указанного закона предусмотрено, что Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования.
Список кандидатов представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, установленной этой комиссией. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, заверяет список кандидатов и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие какого-либо из документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом. В случае наличия оснований для отказа в заверении списка кандидатов избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, принимает мотивированное решение об отказе в заверении списка кандидатов и выдает заверенную копию данного решения уполномоченному представителю избирательного объединения.
Из системного толкования указанных норм следует, что при принятии решения о заверении списка кандидатов, избирательная комиссия соответствующего уровня должна проверить наличие всех перечисленных в приведенных законных актов документов и соблюдение избирательным объединением требований к выдвижению списка кандидатов.
Судом установлено, что 28 июля 2013 года уполномоченным представителем городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу и иные документы, необходимые для их выдвижения, а именно: список кандидатов в депутаты; список уполномоченных представителей; доверенность; протокол об исключении из списка кандидатов; постановление бюро КПРФ Мурманской области об утверждении местных отделений; постановление бюро КПРФ Мурманской области о согласовании кандидатов; постановление бюро ЗАТО Александровск КПРФ о выдвижении единого списка; свидетельство о государственной регистрации КПРФ; копия выписки из ЕГРЮЛ; выписка из устава КПРФ; протокол КПРФ об утверждении 1-го секретаря Мурманского областного КПРФ; Устав КПРФ, заявления кандидатов, их анкеты и правоустанавливающие документы. ТИК выдано подтверждение о получении указанных документов.
Решением избирательной комиссии от 30.07.2013 городскому отделению КПРФ ЗАТО «Александровск» отказано в заверении списка кандидатов, в связи с не соблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ от 11.07.2001 - в нарушение положений Устава партии выдвижение кандидатов произведено ненадлежащим органом, нарушен порядок согласования кандидатов. Также была нарушена часть 2 статьи 19.2 Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 - список кандидатов представлен в избирательную комиссию не в форме, утвержденной решением ТИК ЗАТО Александровск № 74/289 от 28.06.2013.
Оценив действия территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск при принятии обжалуемого решения № 81/327 от 30.07.2013 на соответствие требований действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ от 11.07.2001 предусмотрено, что политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ установлено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует вывод о том, что полномочиями принимать решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.
Установлено, что согласно Уставу политической партии КПРФ в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии (п. 3.1). Постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен (п. 5.7).
Согласно материалам дела, Мурманское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 05 сентября 2012 года (л.д. 14).
Как следует из пояснений представителей заявителя и исследуемого в судебном заседании постановления Бюро Комитета Мурманского областного отделения политической партии КПРФ от 19.09.2012, в соответствии с пунктом 5.1 Устава КПРФ утверждены местные отделения КПРФ (городские, районные) без прав юридических лиц, в том числе, городское отделение ЗАТО «Александровск» (л.д. 11-13).
Пунктами 5.8, 5.9 Устава политической партии КПРФ предусмотрено, что Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме постановлений.
Между тем, согласно протоколу от 16 июля 2013 года, представленному уполномоченным представителем городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» в ТИК, мероприятия, связанные с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, проходили на заседании Бюро комитета городского отделения, что противоречит требованиям пункта 5.8 Устава.
Обосновывая свои требования, представители заявителя указали, что выдвижение кандидатов в депутаты происходило на заседании Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», в представленном в ТИК протоколе ошибочно указано на заседание Бюро Комитета городского отделения, поскольку Бюро в городском отделении КПРФ ЗАТО «Александровск» не избиралось, полномочиями не наделялось.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы представителей заявителя в этой части не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения гражданского дела.
Так, указание на то, что 16 июля 2013 года проводилось заседание Бюро Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» имеется не только в наименовании, но также в тексте документа. Протокол подписан председателем заседания Бюро ФИО5. Отсутствует ссылка на форму проводимого мероприятия.
Кроме того, в соответствии с пунктами 5.12, 5.13 Устава партии, для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет местных отделений избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления на досрочных, повторных и дополнительных выборах.
Таким образом, доводы представителей заявителя о том, что Бюро Комитета городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск» не избиралось, а в протоколе допущена техническая ошибка, суд находит необоснованным, поскольку данная ячейка партии могла быть избрана в связи с решением вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления на досрочных, повторных и дополнительных выборах. Доказательств наличия именно технической ошибки, а не смешения понятий первичных выборов в органы местного самоуправления с повторными, дополнительными и досрочными, представителями заявителя представлено не было.
Кроме того, из текста извещения городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», следует, что 16 июля 2013 года в 18 часов 00 минут будет проходить заседание Бюро ЗАТО «Александровск». Указанный документ был направлен в ТИК ЗАТО Александровск.
Ссылки Комитета МО ОПП «КПРФ» на то, что при выдвижении кандидатов в депутаты присутствовали, в том числе, представители избирательной комиссии, при этом, нареканий с их стороны по форме проводимых мероприятий, не поступало, суд находит необоснованными, поскольку в соответствии с действующим законодательством, избирательная комиссия уполномочена проверять документы, представленные политическими партиями, а не приносить замечания по организации работы политической партии, в том числе, к проведению процедуры выдвижения кандидатов в депутаты.
Ссылки представителей заявителя на показания свидетелей ФИО5 и ФИО6, согласно которым в процессе проведения заседания ФИО5 ошибочно указывала, что мероприятие проводится Бюро Комитета городского отделения и ей неоднократно делались замечания, а в дальнейшем она допустила машинописную опечатку, суд находит необоснованными, поскольку указанные показания не подтверждаются материалами дела. Свидетель ФИО5, отвечая на поставленные вопросы лиц, участвующих в деле, не смогла назвать различия между наименованием Бюро и Комитета, их полномочий и порядок создания. Свидетель ФИО6, который занимает должность заведующего организационным отделом Мурманского областного комитета КПРФ, сообщил, что не ознакомился с документом, изготовленным по результатам проведения заседания. Между тем, согласно постановлению заседания Бюро Мурманского областного отделения политической партии КПРФ от 20 июля 2013 года, где проводилось согласование списка кандидатов в депутаты ЗАТО Александровск и рассматривалось решение городского отделения КПРФ ЗАТО «Александровск», выдвинувшего кандидатов, свидетель принимал непосредственное участие. Каких-либо замечаний к форме принятия соответствующего решения у присутствующих на собрании членов бюро, не имелось. В связи с чем показания указанных свидетелей, не могут быть признаны судом доказательствами по делу.
Также нашли свое подтверждение доводы представителей избирательной комиссии, что городским отделением КПРФ ЗАТО «Александровск» был нарушен порядок согласования кандидатов в депутаты - Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты (пункт 5.8 Устава партии).
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением заседания Бюро Мурманского областного отделения политической партии КПРФ от 20 июля 2013 года, согласно которому, присутствующие члены бюро рассматривали решение городского отдела, которое было принято после осуществления процедуры тайного голосования, и фактически, согласовывали уже сформированный список кандидатов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что был нарушен порядок выдвижения и согласования кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу.
Как следует из текста обжалуемого решения, вторым основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты, представленного городским отделением КПРФ ЗАТО «Александровск» явилось то, что избирательное объединение представило список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу не по форме, утвержденной территориальной избирательной комиссией.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле документы и доказательства, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
Согласно пунктами 14.1, 14.4 статьи 35 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 в списке кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам указываются: фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.
Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Аналогичные требования к форме и содержанию списка содержатся в пункте 1 статьи 19.2 Закона МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 - список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования. В списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого кандидата, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место его жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кто-либо из кандидатов является депутатом, но работает на непостоянной основе. Сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа, сведения о неснятой и непогашенной судимости кандидата (при наличии), а также, по желанию кандидата, его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения, либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения, постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Таким образом, если Федеральный закон либо закон субъекта Российской Федерации обязывает избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она является обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рекомендует кандидатам представлять документы по единообразной форме, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не является нарушением.
Судом установлено, что решением ТИК ЗАТО Александровск № 74/289 от 28 июня 2013 года внесены изменения в решение № 73/281 «О формах документов, используемых при выдвижении, регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО Александровск назначенных в единый день голосования 08 сентября 2013 года» в части уточнений формы списка кандидатов в депутаты – изменены графы 8, 9.
Указанное решение было размещено на сайте администрации ЗАТО Александровск и опубликовано в газете «Полярный Вестник».
Сопоставив утвержденную форму списка кандидатов в депутаты и список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутых избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск» по единому избирательному округу на выборах 08 сентября 2013 года, представленный в ТИК уполномоченным представителем избирательного объединения, суд приходит в выводу, что представленный список не соответствует форме, утверждаемой ТИК ЗАТО Александровск.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении настоящего дела установлено нарушение избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск» требований действующего законодательства к выдвижению списка кандидатов - часть 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» N 95-ФЗ от 11.07.2001, т.е. не соблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, что является основанием для отказа в заверении указанного списка избирательной комиссией, а также принимая во внимание, что заявителем были допущены нарушения по форме составления данного списка, суд приходит к выводу о правомерности принятия ТИК решения об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу, представленный избирательным объединением городское отделение КПРФ ЗАТО «Александровск».
Ссылки представителей заявителя на нарушение ТИК при принятии обжалуемого решения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 являются необоснованными, поскольку указанная норма права подлежит применению при рассмотрении вопроса о регистрации списка кандидатов в депутатов и её положения не могут быть распространены на спорные правоотношения.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения ТИК от 30.07.2013 № 81/327 не имеется.
Также не подлежат удовлетворению требования об обязании ТИК ЗАТО Александровск заверить список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, представленных городским отделением КПРФ ЗАТО «Александровск», поскольку в судебном заседании не были представлены доказательства, устранения нарушений действующего законодательства в установленном порядке и сроки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Комитета Мурманского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Судья Т.К. Барабанова
(...)
(...)
(...)
(...)