ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-352/19 от 25.03.2019 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-352/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кропоткин 25 марта 2019 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Сотникова И.А.,

при секретаре Малышенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ООО «Радиострой» об обязании предоставлять коммунальную услугу, отвечающую параметрам качества и надежности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ООО «Радиострой» об обязании предоставлять коммунальную услугу, отвечающую параметрам качества и надежности, в котором просит суд признать незаконными действия ответчика ООО «Радиотсрой», выразившиеся в предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, не соответствующую действующим нормативным требованиям к качеству коммунальной услуги по отоплению в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, помещение и , обязать ООО «Радиострой» обеспечить предоставление услуги по теплоснабжению надлежащего качества, в соответствии с требованиями, установленными в Приложении № 1 к Правилам №354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г., по адресу: <адрес>, помещение и , взыскать с ООО « Радиострой» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО3 мотивирует свои требования тем, что она является собственником встроенных помещений и в многоквартирном доме по адресу : <адрес>. На основании решения собственников помещений данного дома 25.03.2015г. она заключила с ООО «Радиострой» договор на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества МКД. В ее помещениях, начиная с 21 декабря 2015г. по настоящее время в отопительный сезон, эти услуги не соответствовали указанным требованиям, что выразилось в отсутствии услуг по отоплению, а именно в том, что тепло не поступало по стоякам, связанным с батареями в ее помещениях, и температура воздуха была ниже предельно допустимой 14-16 градусов. Это установлено экспертизой показателей микроклимата в помещениях, проведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» от 31 января 2017года и неоднократными актами проверки качества услуг по теплоснабжению, составленными ООО строй» и ООО «Кропоткинтеплоэнерго». Данной экспертизой установлено, что при измерении показателей микроклимата в помещении магазина «Мило» по адресу: <адрес> среднемесячная температура воздуха в торговом зале на рабочем месте продавца составила всего +15,7- 15,9 градусов, при норме +19 градусов, что не соответствует требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» и СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Во втором помещении, в магазине «PLATINUM» по адресу: <адрес> среднемесчная температура воздуха в торговом зале на рабочем месте продавца составила всего +16,5- 16,3 градусов при норме +19 -24 градусов, что также не соответствует требованиям вышеуказанных норм. Согласно актам, составленным с участием ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» и ООО « Радиострой» температура подающего трубопровода центрального отопления на входе здания <адрес> составляет +67 градусов, температура обратного трубопровода центрального отопления +39 градусов, то есть тепловая энергия до стены дома соответствует нормативу, а температура обратного трубопровода центрального отопления в подвале нет. В указанном случае, нарушение качества коммунальной услуги, возникли во внутридомовых инженерных системах, которые обслуживает ООО «Радиострой», и вина за низкую температуру в помещениях лежит на ООО «Радиострой», т.к. задвижки подачи тепловой энергии в подвале дома закрыты на 80% -90%. На ее неоднократные обращения в ООО «Радиострой» о том, чтобы исключили несанкционированное вмешательство в работу системы отопления лиц, не исполняющих обязанности по содержанию общего имущества в МКД, и не закрывали задвижки на 80% -90%, никаких результатов не давало, меры не принимались. Считает, что своим бездействием управляющая компания умышленно нарушает ее конституционное право на благоприятную среду обитания. В течение трех лет совершаемые противоправные действия ООО « Радиострой» привели к нравственным страданиям, т.к. испытывала чувства подавленности и дискомфорта, а также действия ответчика отразились на привычном образе жизни, физическом и психическом состоянии, приходилось тратить время в очереди на прием к руководителю, на проведение экспертизы и помощь адвоката, отсутствие тепла в помещениях, заставляло ее находиться в состоянии постоянного беспокойства. В результате отказа в оказании коммунальной услуги надлежащего качества, не принятия мер, установленных как законом, так и договором, а также взятыми на себя обязательствами, ей причинялись нравственные и физические страдания, в том числе обусловленные игнорированием ее законных требований со стороны ООО «Радиострой». Считает, что ей причине моральный вред, который она оценивает в 5000 рублей.

В судебном заседании истица ФИО3, представитель истца ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Радиострой» ФИО5, в судебном заседании с иском не согласился, просил в иске отказать, суду пояснил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес>, находится в управлении ответчика и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. За период с 01.01.2016г. по 30.04.2017г. с участием управляющей организации ООО «Радиострой» были проведены обследования на основании поступавших от ответчика обращений. Так, 01.02.2016г. был составлен акт с участием представителя истца, собственника ФИО3 и иных лиц, температура воздуха составляла +17 градусов, поскольку помещение имеет статус нежилого и используется ответчиком под размещение магазина (розничная торговля), необходима установка тепловой завесы, которая отсутствует у ответчицы и которая бы сохраняла тепло при непрерывном открывании дверей помещения. Температура воды на входе в дом Т1 +72 С при норме +63С, Т2 +39С при норме +47С. Данный акт истицей не оспаривался. Управляющая организация обязана поставить собственнику (нанимателю) помещения коммунальный ресурс до помещений многоквартирного дома. Техническая документация на многоквартирный жилой дом, в частности, имеющийся у управляющей организации в силу оказываемых услуг по управлению технический паспорт на дом, предусматривает, что при строительстве и проектировании дома помещения истицы являлись жилыми и не предусматривали непрерывное открывание дверей (в связи с размещением магазина для неопределенного круга лиц и установкой дверного проема) и размещение витражного окна. Управляющая организация считает, что понижение температуры воздуха в спорных помещениях вызвано действиями самой истицы, ненадлежащим образом осуществляющей бремя содержания своего имущества и допустившей при переустройстве жилого помещения в нежилое, устройство в помещении магазина входной двери и увеличение оконного проема путем размещения витражного окна. 15.12.2016г. также проведено обследование температурного режима помещения истицы, отопительные стояки батареи в рабочем состоянии, теплые, температура составила +18С. 17.12.2016г. проведено очередное комиссионное обследование и установлено, что температура на вводе в здание (помещение) соответствуют нормам, запорная арматура на обратном трубопроводе закрыта на 90%, ответственным за регулирование узла учета тепловой энергии является домком ФИО1 Аналогичные результаты обследования были установлены актом от 30.01.2017г. Иные акты, приводимые истцом, составлены исключительно собственниками нежилых помещений, без участия управляющей и ресурсоснабжающей организаций. Представленное истцом заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» содержит результаты измерений показателей микроклимата помещений истца в течение рабочего дня 31.01.2017г. (10 час., 14 час., 18 час.), и в то же время не подтверждает нарушение температуры воздуха в помещениях в течение всего отопительного сезона 2016-2017гг. Считает, что вины управляющей организации в оказании услуги по отоплению ненадлежащего качества не установлено, в подтверждение чего истцом не представлено суду доказательств. В соответствии с протоколом № 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 27.11.2018 года принято решение регулировать расход теплоносителя многоквартирного дома в ручном режиме, но сохраняя при регулировке обеспечение комфортных условий пребывания в помещениях и ориентируясь на законодательство РФ. Указанное решение общего собрания в установленном порядке признано недействительными заинтересованными лицами не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: ФИО3 на праве собственности принадлежит встроенное нежилое помещение - <адрес>, общей площадью 72 кв.м, и помещение - <адрес>, площадью 53 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Собственниками помещений многоквартирного жилого дома избран способ управления управляющей организацией ООО «Радиострой».

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что в ее помещениях, начиная с 21 декабря 2015г. по настоящее время в отопительный сезон, эти услуги не соответствовали указанным требованиям, что выразилось в отсутствии услуг по отоплению, а именно в том, что тепло не поступало по стоякам, связанным с батареями в указанных помещениях, и температура воздуха была ниже предельно допустимой (14-16 градусов). Коммунальную услугу по отоплению во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома предоставляет управляющая организация ООО «Радиострой».

В соответствии с разъяснением территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 19.12.2016г., допустимой величиной микроклимата в холодный период года является показатель температуры воздуха от 20,0 до 25,0 градусов по Цельсию.

ФИО3 неоднократно обращалась в управляющую и в ресурсоснабжающую организации с заявлениями о проведении измерения температуры воздуха в принадлежащих ей помещениях.01.02.2016г. был составлен акт, в соответствии с которым температура воздуха составляла +17С, поскольку помещение имеет статус нежилого и используется ответчиком под размещение магазина (розничная торговля), необходима установка тепловой завесы, которая бы сохраняла тепло при непрерывном открывании дверей помещения. Температура воды на входе в помещение (здание) Т1 +72С при норме +63С, Т2 +39С при норме +47С.

15.12.2016г. проведено обследование температурного режима помещения, отопительного стояка батареи в рабочем состоянии, теплые, температура составила +18С.

17.12.2016г. проведено очередное комиссионное обследование и установлено, что температуры на вводе в здание (помещение) соответствуют нормам, запорная арматура на обратном трубопроводе закрыта на 90%, ответственным за регулирование узла учета тепловой энергии является домком ФИО2

Аналогичные результаты обследования были установлены актом от 30.01.2017г.

В одностороннем порядке, без участия представителей ООО «Радиострой» и ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар», были составлены акты замеров температуры от 20.12.2015г. за период с 15.12.2015г. по 20.12.2015г., а также от 17.12.2016г.

Протоколом лабораторных измерений показателей микроклимата №1 Кп-520/1 от 31.01.2017г., выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», установлено несоответствие температуры воздуха в помещениях квартир и по <адрес> с требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Ссылаясь на неоднократное нарушение температурного режима в течение отопительного сезона по вине управляющей организации, истица обратилась в ООО «Радиострой» с досудебной претензией о возмещении ущерба в размере.

Ответом от 26.10.2018г. исх. № 379 ответчик в удовлетворении заявленных в претензии требований отказал.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ст. 542 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

Частью 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.

Согласно пункту 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

При этом, пунктом 25 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808 установлено, что показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Поскольку отношения сторон сложились по поводу поставки коммунального ресурса в жилые дома, к рассматриваемым правоотношениям подлежат также применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 354, а также Правила N 124.

В силу требований Правил N 354, коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.

Ответчик ООО «Радиострой» приобретает тепловую энергию для целей отопления многоквартирного жилого дома, следовательно, качество тепловой энергии должно соответствовать государственным стандартам, а также санитарным нормам и правилам, определяющим требования к температуре воздуха в жилых помещениях.

Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно пункту 15 раздела VI приложения N 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже + 18 градусов (в угловых комнатах + 20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (- 31 градус и выше) в жилых помещениях - не ниже + 20 градусов (в угловых комнатах - + 22 градуса).

При этом, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 градусов, снижение в ночное время - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.

Доводы представителя ответчика о том, что понижение температуры воздуха в спорных помещениях вызвано действиями самой истицы, ненадлежащим образом осуществляющей бремя содержания своего имущества и допустившей при переустройстве жилого помещения в нежилое, устройство в помещении магазина входной двери и увеличение оконного проема путем размещения витражного окна, не могут быь прияты во внимание, поскольку согласно пп. "в" п. 3 Постановления правительства N 354 от 06.05.2011г. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов», предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно, либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно ст. 151 ГК РФ, при причинении лицу морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Руководствуясь положениями ст. 151 ГК РФ, установив нарушение прав истца на оказание коммунальной услуги надлежащего качества, не принятия мер, установленных как законом, так и договором, а также взятыми на себя обязательствами своевременное получение, причиненных истцу нравственных страданий, конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд считает требования истца о взыскании с ответчика морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к ООО «Радиострой» об обязании предоставлять коммунальную услугу, отвечающую параметрам качества и надежности, удовлетворить частично.

Признать действия ответчика ООО «Радиострой», выразившиеся в предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, не соответствующую действующим нормативным требованиям к качеству коммунальной услуги по отоплению в нежилых помещениях, расположенных по адресу <адрес> помещения и неправомерными и незаконными.

Обязать ответчика ООО «Радиострой» обеспечить предоставление услуги по теплоснабжению надлежащего качества, в соответствии с требованиями, установленными в Приложении № 1 к Правилам №354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г., по адресу: <адрес>, помещение и .

Взыскать с ООО «Радиострой» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 1300 (одну тысячу триста) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 01 апреля 2019г.

Председательствующий