Дело №№
УИД 91RS0015-01-2020-000502-49
Категория - 2.209 - Прочие исковые дела
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2020 года п. Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Солодовник Е.С.,
при секретаре Гарькавой А.А.,
с участием: представителя истца - ФИО1,
представителей ответчика - ФИО2, ФИО3,
представителя третьего лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в п. Нижнегорский гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо: Жемчуженский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в Нижнегорский районный суд Республики Крым с исковым заявлением (уточненным в процессе производства по делу) к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо: Жемчуженский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности. В уточненном исковом заявлении истец просит: обязать администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым ежемесячно выплачивать ей ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗPK «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» и Постановления Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 года № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом её размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым»; взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в её пользу задолженность за семь месяцев по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости в размере 189224 рублей 35 копеек, а также государственную пошлину в размере 4984 рублей 50 копеек.
В обоснование исковых требований истец указывает, что решением 1-й сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета от 29.09.2014 года № 4 она была избрана главой Муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, замещала муниципальную должность на постоянной основе в период с 29.09.2014 года по 03.12.2019 года, то есть свыше пяти лет и достигла пенсионного возраста в этот период. С 25.08.2017 года ей в установленном порядке назначена страховая пенсия по старости. 12.12.2019 года она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении с 29.09.2014 года по 03.12.2019 года. Однако, в нарушение требований ч.13 ст. 28 Закона Республики Крым от 21.08.2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Закона Республики Крым от 23.11.2016 года №302-3PK «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в ст. 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым, Постановления Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 года № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом её размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым», статьи 55 Устава Муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым и решения 50-й внеочередной сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом её размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым», до настоящего времени ежемесячная доплата к пенсии ей так и не выплачивается, что грубо нарушает ее права. При этом ответчиком ей было выдано уведомление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии от 02.03.2020 года, в котором сообщалось, что с 04.12.2019 года ей установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 12174 рублей 05 копеек при ежемесячном денежном содержании 43510 рублей 00 копеек и стаже замещения муниципальных должностей 04 года 11 месяцев 07 дней. Однако стаж замещения ею муниципальных должностей рассчитан не верно, поскольку составляет 05 лет 2 месяца и 04 дня. Данная ошибка в расчете стажа существенным образом повлияла на размер установленной ежемесячной доплаты к пенсии в сторону необоснованного его уменьшения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РК № 302, пунктом 4 Порядка № 88, пунктом 4 Порядка № 50/3 ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, при замещении ими указанных должностей от трех до пяти лет устанавливается в размере 55 процентов, свыше пяти лет - 75 процентов их ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Учитывая, что её стаж составляет свыше пяти лет, - ежемесячная доплата к её пенсии должна составлять 75 процентов ежемесячного денежного содержания за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, и суммы, в связи с валоризацией пенсионных прав, которые согласно справке отдела ПФР в Нижнегорском районе ГУ-УПФР в Джанкойском районе Республики Крым от 16.12.2019 года составляют 5334 рублей 19 копеек и 266 рублей 26 копеек соответственно, что составляет 27032 рублей 00 копеек. По состоянию на 04.07.2020 года задолженность по невыплаченной истцу ежемесячной доплате к пенсии составляет 189224 рубля 35 копеек. В уведомлении также сообщалось, что поскольку в бюджете поселения на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов средства на эти цели не запланированы, то будет подготовлен проект о внесении изменений в бюджет и в случае его согласования Министерством финансов Республики Крым, выплата будет осуществлена. Отмечает, что средства на ежемесячную доплату к её пенсии не были предусмотрены в бюджете, не смотря на то, что должностным лицам администрации Жемчужинского сельского поселения, работавшим над проектом бюджета, было известно, что она не подала свою кандидатуру на выборы в связи с уходом на пенсию. Кроме того, её заявление об установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии было подано12.12.2019 года, когда проект бюджета ещё готовился и проходил процедуру согласования, а утвержден бюджет был только 17 декабря 2019 года. Вместе с тем, 22.06.2020 года решением № 6/4 6-й сессии Жемчужинского сельского совета, признано утратившим силу решение 50-й сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым». Считает, что признание утратившим силу вышеназванного решения, не может отразиться на её право на ежемесячную доплату к пенсии, поскольку на момент прекращения ею полномочий оно было действующим, акты законодательства обратной силы не имеют. Кроме того, основания возникновения права на доплату к пенсии, порядок реализации такого права - прямо предусмотрены законодательством.
Администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым поданы письменные возражения с дополнениями на исковое заявление, где ответчик указал, что копия заявления ФИО5 от 12.12.2019 года и копия трудовой книжки БТ I № 164812 на имя ФИО5, поданные к исковому заявлению в Нижнегорский районный суд Республики Крым не соответствуют тем документам, которые истец подала в администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Согласно протокольным данным (протокол №1, №2 заседаний комиссии по вопросам, установления ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым от 20.02.2019 года, 27.12.2019 года проверив трудовую книжку ФИО5 установила стаж - 04 года 11 месяцев 07 дней, ФИО5 присутствовала на этих заседаниях Комиссии. Претензий по поводу стажа не предъявляла. На 30.06.2020 года (дата подачи искового заявления в суд) письменных обращений в Комиссию по поводу пересмотра стажа по муниципальной должности от ФИО5 не поступало. Считает доводы истца о том, что она замещала муниципальную должность на постоянной основе с 29.09.2014 года, несостоятельными, поскольку согласно записям ее трудовой книжки, представленной к исковому заявлению в Нижнегорский районный суд Республики Крым ФИО5 замещала муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым (председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения) с 26.12.2014 (запись под № 34). 29.09.2014 года она была избрана главой муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым - председателем Жемчужинского сельского совета из числа депутатов. Запись в трудовой книжке под № 33 сделана неверно, написано «Вступила в должность», но в решении № 4 от 29.09.2014 года написано «Избрать». Согласно Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения), а также записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В штатном расписании предусмотрена должность - председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться «наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления». В Уставе муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым в статье 4 «Структура органов местного самоуправления» и статье 48 «Структура администрации Жемчужинского сельского поселения» предусмотрена должность председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения согласно Реестру муниципальных должностей в Республике Крым, утвержденному Законом Республики Крым от 16.09.2014 № 77-ЗРК «О реестре муниципальных должностей в Республике Крым» (в редакции от 18.11.2014 № 6-ЗРК/2014). На 6-й сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 26.12.2014 года: Решением № 9 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления», которым регулируется оплата труда лиц замещающих муниципальные должности, то есть председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения; - Решением № 10 утверждена структура и штатная численность Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, где определена должность - председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения; Решением № 13 утвержден Реестр муниципальных должностей, Реестр должностей муниципальной службы муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым. В приложении 1 указана должность председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения. Таким образом, стаж для установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым Комиссией определен верно: от даты принятия на муниципальную должность (председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения) 26.12.2014 и составляет - 4 года 11 месяцев 7 дней. Истцу 02.03.2020 года было вручено уведомление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на основании Распоряжения Администрации поселения №12-Р от 28.02.2020 года в размере 12174 рублей 05 копеек при стаже замещения муниципальных должностей 04 года 11 месяцев 07 дней. На 30.06.2020 года письменных обращений в Комиссию по поводу пересмотра суммы ежемесячной доплаты к пенсии от истца не поступало. В связи с тем, что средства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии в бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов не запланированы, на основании Распоряжения Администрации поселения № 12-Р от 28.02.2020 года Администрацией поселения в Министерство финансов Республики Крым 11.03.2020 года был направлен проект решения Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17.12.2019 года № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело проект решения и рекомендовало Решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признать утратившим силу, так как проект данного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым в соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19.11.2018 года № 148 «О мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год» и направить в Министерство для рассмотрения и согласования новый проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» в соответствии с п. 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и Администрацией поселения от 05.02.2020 года № 59 «О мерах по социально- экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год». 29.04.2020 года Администрацией поселения в Министерство был направлен проект решения сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского гайона Республики Крым «О признании утратившим силу решения 50-й сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещающим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» и проект решения сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещающим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело обращение Администрации поселения о согласовании проектов решений и согласовывает при условии обеспечения расходов на их реализацию за счет собственных средств местного бюджета. Администрацией поселения 22.06.2020 года на 6-ю сессию Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым были представлены указанные проекты решений. Решение «О признании утратившим силу решения 50-й сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещающим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» принято. А решение «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» не принято. В этой связи оснований для внесения изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17.12.2019 года № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» нет. О данных решениях истец была проинформирована письмом от 30.06.2020 года. Истец в иске сообщает о том, заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии подано ею 12.12.2019 года, когда проект ещё готовился и проходил процедуру согласования. Однако, проект решения «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», а также документы и материалы были направлены на рассмотрение и согласование в Контрольно-счетный орган Нижнегорского района Республики Крым 12.11.2019 года, а в Министерство финансов Республики Крым - 19.11.2019 года. В этот период истец была действующим председателем Жемчужинского сельского совета - главой администрации Жемчужинского сельского поселения, и по состоянию на 19.11.2019 года заявлений, справок из Пенсионного фонда для предварительных расчетов для включения сумм в проект бюджета от неё не поступало. Согласование Министерства финансов Республики Крым на проект Решения о бюджете получено письмом 06.12.2019 года. Заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии ФИО5 было принято 12.12.2019 года, но в Комиссию было передано 17.12.2020 года, после получения всех необходимых для принятия документов, в том числе справки из Отдела ПФР в Нижнегорском районе. Решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» принято 17.12.2019 года. Отмечает, что бюджет Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым является дотационным. Пункт 2 Порядка заключения соглашений о мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.05.2018 года №220 «О некоторых вопросах, связанных с заключением соглашений о мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Республики Крым» (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 24.12.2019 №769) предусматривает обязательства муниципального образования Республики Крым, получающего дотацию Республики Крым на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым, согласно перечню, указанному в приложении к настоящему Порядку (одно из обязательств - п.4.3 «Направление на согласование проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в указанные акты), направленные на установление (увеличение расходов на выполнение) публичных нормативных обязательств муниципального образования Республики Крым, до их принятия (утверждения) органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Однако ФИО5 были допущены нарушения при принятии Решения 50-й внеочередной сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23.05.2019 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, поскольку проект данного решения не направлялся на согласование в Министерство. Отмечает, что дополнительная финансовая нагрузка при выплате ежемесячной доплаты к пенсии (пожизненно) по расчетам истца составит 324384 рубля 60 копеек. Данные расходы запланировать за счет собственных средств не представляется возможным, в связи с тем, что при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год доходной части бюджета хватает лишь на покрытие основных расходов по содержанию Администрации поселения. Расходы на осуществление основных полномочий, закрепленных за муниципальным образованием Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым Федеральным Законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым (благоустройство: изготовление проектно-сметной документации, освещение, обустройство детских игровых и спортивных площадок, оформление и получение права собственности на муниципальное имущество и т.д.) остаются не запланированными и покрываются в течение года по возможности за счет средств свободного остатка. Закон № 302-ЗPK/2016 лишь устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на ежемесячную доплату к страховой пенсии, а Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления самостоятельно, руководствуясь Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 №88, которое носит рекомендательный характер (п.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республики Крым»). Согласно ст.3 Закона № 302-ЗPK/2016 и п.22 Решения №50/3 (на момент обращения истца в суд утратило силу 22.06.2020 года) финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями, одновременно определил объемы и границы их осуществления. При этом, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета, и при определении размера соответствующих выплат руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации. Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования и, как следствие, потребует привлечения средств бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению ежемесячной доплаты к пенсии напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств. С учетом изложенного, а также того, что Решение от 23.05.2019 года № 50/3 было отменено не по причине дотационности муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, а в связи с тем, что данное Решение было принято ФИО5 в нарушение ч.2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19.11.2018 года № 148 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год», требования истца о понуждении администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. полагала, что возражения ответчика являются необоснованными. В частности, указала, что дотационность и наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания утратившим силу нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности.
Представители ответчика в судебном заседании – исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебном заседании представитель третьего лица – возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях ответчика.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела № 2-352/2020, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что согласно трудовой книжке истец ФИО5 29.09.2014 года вступила в должность главы муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, председателя Жемчужинского сельского совета 1-го созыва Нижнегорского района Республики Крым, 26.12.2014 года принята на должность главы Администрации Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым. 29.12.2014 года наименование должности главы муниципального образования изменено на «Председатель Жемчужинского сельского совета – глава администрации Жемчужинского сельского поселения». 03.12.2019 года полномочия председателя Жемчужинского сельского совета – главы администрации Жемчужинского сельского поселения прекращены в связи с вступлением в муниципальную должность вновь избранного председателя сельского совета – главы администрации сельского поселения (т.2 л.д.21-23).
Решением 1-й сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Республики Крым от 29.09.2014 года №4 главой муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым избрана – депутат Жемчужинского сельского совета первого созыва ФИО5, избранная по единому избирательному округу от Жемчужинского местного сельского отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (т.1 л.д.12).
Решением 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года №50/3 утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, а также положение о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии (т 1. л. д.37-56).
Распоряжением №77 от 03.12.2019 года председателя Жемчужинского сельского совета – главы администрации Жемчужинского сельского поселения прекращено исполнение полномочий главы муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым председателя Жемчужинского сельского совета – главы администрации Жемчужинского сельского поселения (т.1 л.д.13).
По данным справки отдела ПФР в Нижнегорском районе ГУ-УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от 16.12.2019 года за исх.№867534/19 ФИО5 с 25.08.2019 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Общий размер пенсии с 01.08.2019 года составляет 11490 рублей 19 копеек, в том числе: страховая часть – 6156 рублей 00 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости – 5334 рубля 19 копеек, суммы полагающиеся в связи с валоризацией прав в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-266 рублей 26 копеек (т.1 л.д.14).
12.12.2019 года ФИО5 обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении. Данное заявление передано в Комиссию 17.12.2019 года (т.1 л.д.104).
В уведомлении администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 02.03.2020 года ФИО5 проинформирована о том, что с 04.12.2019 года ей установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 12174 рубля 05 копеек, при стаже замещения муниципальных должностей 04 года 11 месяцев 07 дней, ежемесячном денежном содержании 43510 рублей 00 копеек. Поскольку средства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии в бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов не запланированы, будет подготовлен и направлен на согласование в Министерство финансов Республики Крым проект решения «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» от 17.12.2019 года № 3/1», и в случае согласования Министерством финансов Республики Крым, данная выплата будет осуществлена (т.1 л.д.16, л.д.33, 112, 113).
14.05.2020 года Администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым за исх. № 51 истцу направлено письмо, где сообщалось, что Администрацией в Министерство финансов Республики Крым 11.03.2020 года был направлен проект решения Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17.12.2019 года № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело данный проект решения и рекомендовало Решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23.05.2019 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признать утратившим силу, так как проект указанного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым в соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19.11.2018 года № 148 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год» и направить в Министерство для рассмотрения и согласования новый проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» в соответствии с п. 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 05.02.2020 года № 59 «О мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым. Указанные проекты решений направлены Администрацией в Министерство финансов Республики Крым 29.04.2020 года за исх. №47 (т.1 л.д.18).
Согласно письму Министерства финансов Республики Крым от 20.05.2020 года за исх.№8625/2 следует, Министерство согласовывает указанные проекты решений при условии обеспечения расходов на их реализацию за счет собственных средств местного бюджета (т.1 л.д.152).
Решением №6/4 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22.06.2020 года решение 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признано утратившим силу (т.1 л.д.35-36).
Согласно протоколу 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22.06.2020 года за проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» голосовали «за» 1 человек, «против» - 6 человек, решение не принято (т 1. л.д.154-161).
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п.2 ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Республике Крым и правовое положение муниципальных служащих Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым урегулированы: Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Законом Республики Крым от 23.11.2016 № 302-ЗРК/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым», Уставом муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым. В соответствии с которыми условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов. Размер должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также условия оплаты труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, в том числе и ФИО5
Доводы истца, о том, что в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение №6/4 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22.06.2020 года, которым решение 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признано утратившим силу, не распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами до принятия данного решения, не основаны на законе.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством.
Суд обращает внимание, что согласно письму Министерства финансов Республики Крым от 12.03.2020 года за исх.№10-21/237, данному на обращение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 11.03.2020 года, Министерство финансов Республики Крым рассмотрело в рамках своей компетенции проект решения Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17.12. 2019 года № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19.11.2018 года № 148 «О мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год», заключенного между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, одной из мер по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Республики Крым является направление муниципальным образованием на согласование в Министерство проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления (проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в указанные акты), направленных на установление (увеличение расходов на выполнение) публичных нормативных обязательств муниципального образования, осуществляемых за счет средств бюджета муниципального образования, до их принятия (утверждения) органами местного самоуправления. Решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23.05.2019 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселение Нижнегорского района Республики Крым» было принято без согласования Министерства (проект данного решения не направлялся). Учитывая изложенное, Министерство рекомендовало решение от 23.05.2019 года № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавши муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселение Нижнегорского района Республики Крым» признать утратившим силу и направить новый проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавши муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселение Нижнегорского района Республики Крым» на согласование в Министерство, в соответствии с п. 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.02.2020 года № 59 «О мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год».
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО5 к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо: Жемчуженский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
Мотивированное решение составлено 06.11.2020 года.
Судья Нижнегорского районного суда
Республики Крым Е.С. Солодовник