УИД 89RS0004-01-2021-006455-08
Дело № 2-352/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 08 февраля 2022 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Файзуллиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 , ФИО1 , действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО1 , ФИО1 , к администрации г.Новый Уренгой, департаменту имущественных и жилищных отношений администрации г.Новый Уренгой о признании решения незаконным, признании права на участие в программе по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья,
с участием истца ФИО2, его представителя ФИО3, представителя ответчика департамента имущественных и жилищных отношений ФИО4, представителя ответчика администрации г.Новый Уренгой ФИО5, истица ФИО2 ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО2, действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, обратились с иском к администрации г. Новый Уренгой, департаменту имущественных и жилищных отношений администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях для цели участия в мероприятии; об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям и возложении обязанности признать семью ФИО1 участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденных постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П и включении семьи в список семей - участников в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по дате подачи заявления.
В обоснование требований указали, что решениями от 10.08.2021 года семье отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для цели участия в мероприятии в соответствии с п. 1.9., 1.9-1, 2.13 Порядка о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утверждённого постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П, а также в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям на основании п. 2.7-1 Порядка (отсутствие нуждаемости на момент приобретения жилого помещения) в связи с отчуждением имевшегося в собственности жилья. Полагают данное решение незаконным, поскольку действия истцов не являются умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий. Приобретая жилое помещение, истцы руководствовались потребностью в обеспечении жилым помещением большей площадью в связи с рождением второго ребенка.
В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО3 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Новый Уренгой ФИО5 просила в иске отказать, поскольку жилое помещение, на которое планируется направление социальной выплаты, приобретено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на дату приобретения жилого помещения не прошло пяти лет с момента отчуждения ФИО2 имевшегося жилья.
Представитель ответчика - департамента имущественных и жилищных отношений администрации г. Новый Уренгой ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что заявителями в течении пяти лет, предшествующих моменту обращения молодой семьи с заявлением для участия в окружном мероприятии, были совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, что в соответствии с пп. «в» п.2.15 Порядка является основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в градостроительной сфере постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы».
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 № 112-П (далее – Порядок), определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (далее – социальные выплаты) в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступными и комфортным жильем населения на 2014 - 2015 годы», утвержденной постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П (далее – окружное мероприятие, автономный округ), а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков молодых семей – участников окружного мероприятия и мероприятия по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее – мероприятие ведомственной целевой программы), изъявивших желание получить социальные выплаты (п.1.1 Порядка).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.
Согласно п. 1.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения истцов с заявлением) социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям в рамках Окружного мероприятия, являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета. Социальные выплаты могут быть использованы, в том числе, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), направленным на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору (далее - погашение основной суммы долга и уплата процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) (под. д).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО2 обратились в администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о включении в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» семьи ФИО1, состоящей из четырех человек.
Решением от 10.08.2021 года молодой семье ФИО1 отказано в признании ее участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в соответствии с пунктами 1.9, 2.11, 2.13 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П в рамках мероприятия ведомственной целевой программы/окружного мероприятия (жилое помещение приобретено до создания молодой семьи).
В соответствии с пп. «в» п.1.7 Порядка одним из условий включения молодой семьи в списки участников Окружного мероприятия является признание семьи нуждающейся в жилом помещении.
Из представленных суду доказательств усматривается, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО2 принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно сведениям Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 являлся собственником жилого помещения общей площадью 38,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, которое на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность иному лицу.
Таким образом, суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, принадлежащих членам семьи (в составе трех человек) на праве собственности, составлял 19,7 кв.м на одного человека семьи, что превышает установленную Решением Городской Думы МО г.Новый Уренгой учетную норму площади жилого помещения (12 кв.м).
Согласно подп. «в» п. 1.7. Порядка одним из необходимых обстоятельств, с которым связано возникновение права на участие молодой семьи в окружном мероприятии, является признание семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно 1.9. Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Нуждаемость в жилом помещении определяется по уровню обеспеченности жилым помещением применительно к установленным нормам учета в населенном пункте, в котором лицо, претендующее на предоставление мер социальной поддержки, проживает (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержит абз. 12 п. 1.9. Порядка.
При этом следует учитывать, что п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определяет категории заявителей, которые лишены всякого постоянного права в отношении жилого помещения, как первоначального, так и производного.
Нуждаемость в жилом помещении определяется путем деления общей площади жилого помещения на количество лиц, проживающих в данном жилом помещении, а не на долю в праве собственности на квартиру и суммировании всей жилой площади, приходящихся на каждого члена молодой семьи, вне зависимости от вида ее собственности и права пользования, (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), при этом, лица, проживающие в жилом помещении, но не являющиеся членами семьи собственника либо нанимателя, учету не подлежат.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам нуждаемость молодой семьи в жилых помещениях определяется до момента приобретения жилого помещения с использованием заемных средств (п.2.11. Порядка).
Из положений п. 2.13 Порядка следует, что полномочиями по установлению нуждаемости молодой семьи в жилом помещении наделены органы местного самоуправления.
Так, при расчёте нуждаемости семьи Радюк до момента приобретения истцами жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должны быть учтены жилые помещения: <адрес>, общей площадью 38,3 кв.м, расположенная по <адрес>, принадлежавшая на праве собственности ФИО2, и <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу<адрес>, принадлежащая на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/3 доля в праве).
Следовательно, суммарный размер всех жилых помещений на одного члена семьи превышал учётную норму площади жилого помещения, установленную Городской Думой МО г. Новый Уренгой в 12 кв.м. и составлял 19,7 кв.м., что препятствовало семье состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, значимым является то обстоятельство, что отчуждение жилого помещения привело к тому, что семья ФИО1 претендует на участие в программе по обеспечению молодых семей жильём, то есть претендует на обеспечение другим жилым помещением за счёт органов государственной власти до истечения 5 лет со дня совершения действий по отчуждению собственного жилья.
В соответствии с п.2.11 Порядка установлено, что в случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) нуждаемость в жилом помещении определяется до момента приобретения жилого помещения.
Доводы стороны истца о недоказанности факта умышленного ухудшения ФИО1 жилищных условий не могут быть признаны обоснованными, поскольку согласно методическим рекомендациям, содержащимся в Письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-ЕС/05, добровольным ухудшением жилищных условий является отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было отчуждено ФИО2 Государственная регистрация перехода права собственности на жилое помещение проведена ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, истцами в течении пяти лет, предшествующих моменту обращения молодой семьи с заявлением для участия в окружном мероприятии, были совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, что в соответствии пп. «в». 2.15 Прядка является основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п. 2.16 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.3, пункте 1.7 настоящего Порядка.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Оценивая изложенные обстоятельства дела и применив положения Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, суд приходит к выводу, что департаментом имущественных и жилищных отношений администрации г. Новый Уренгой правомерно было принято обжалуемое решение.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания права семьи ФИО1 на участие в мероприятиях по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы" с возложением на департамент имущественных и жилищных отношений администрации г.Новый Уренгой обязанности включить семью ФИО1 в список семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 , ФИО1 , действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО1 , ФИО1 , к администрации г. Новый Уренгой, департаменту имущественных и жилищных отношений администрации г. Новый Уренгой о признании решения об отказе в признании семьи ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях незаконным, признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложении обязанности на департамент имущественных и жилищных отношений администрации г.Новый Уренгой признать молодую семью ФИО1 участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П, и включить семью в список семей- участников в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по дате подачи заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья В.Е. Литвинов
СПРАВКА:
Мотивированное решение составлено 15 февраля 2022 года.
Судья В.Е. Литвинов