ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-352/2022 от 24.02.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-352/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Федяковой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.

с участием помощника Сальского транспортного прокурора Подолякиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения об обязании создания парковки автомобильного транспорта,

УСТАНОВИЛ:

Сальский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения об обязании создания парковки автомобильного транспорта, указывая на то, что Сальской транспортной прокуратурой проведена проверка доводов обращения председателя Сальской районной организации Ростовской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» М.Г.А. о нарушениях законодательства о социальной защите инвалидов на вокзале <адрес>.

Проверкой доводов обращения председателя Сальской районной организации Ростовской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» М.Г.А. о нарушении прав инвалидов при обустройстве автомобильной парковки, прилегающей к территории вокзального комплекса <адрес>, установлено, что проектом организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Сальское городское поселение» не предусмотрена парковка общего пользования на территории, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес> в <адрес>.

С учетом особенностей размещения вокзального комплекса и его целевого назначения неопределенный круг лиц потребителей услуг пассажирского железнодорожного транспорта (пассажиров, встречающих и провожающих лиц, грузополучателей и грузоотправителей) не имеют иной возможности пользования организованной парковкой в непосредственной близости к ж/д вокзалу с целью посадки (высадки) пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.

Таким образом, администрацией Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ не организована парковка автомобильного транспорта общего пользования в целях повышения безопасности дорожного движения вблизи объекта транспортной инфраструктуры - вокзального комплекса <адрес>.

Указанное нарушение нарушает социальные права неограниченного круга лиц, в том числе имеющих инвалидность, на доступ к объекту транспортной инфраструктуры города, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, и свидетельствует о ненадлежащей реализации администрацией Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ основных направлений реабилитации, инвалидов путем создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 29, 33, 45, 131, 132 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области в течение месяца со дня вступления в силу решения суда создать парковку автомобильного транспорта на территории, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес>.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области на парковке автомобильного транспорта, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес>, выделить места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, и установить дорожные знаки.

Представитель истца помощник Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Подолякина Н.Е. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации Сальского городского поселения в зал судебного заседания не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в материалы дела приобщены возражения о не согласии с предъявленными требованиями с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя, применительно положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Обеспечение социальной защиты инвалидов, как одного из основных условий реализации гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, регламентировано Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.199.5 № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих жресла-коляски и собак-проводников), в том числе:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) стоянки (парковки) транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

В соответствии с п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Так согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения, посредством реализации мероприятий по организации дорожного движения, к которым относится, в том числе, развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ на территории муниципального образования на период эксплуатации дорог или их участков в целях определения постоянных схем движения транспортных средств, в том числе размещения парковок (парковочных мест), разрабатываются проекты организации дорожного движения.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные "дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Кроме того, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.

Основанием предъявления требований, истец указывает на то, что проектом организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Сальское городское поселение» не предусмотрена парковка общего пользования на территории, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес> в <адрес>. С учетом особенностей размещения вокзального комплекса и его целевого назначения неопределенный круг лиц потребителей услуг пассажирского железнодорожного транспорта (пассажиров, встречающих и провожающих лиц, грузополучателей и грузоотправителей) не имеют иной возможности пользования организованной парковкой в непосредственной близости к ж/д вокзалу с целью посадки (высадки) пассажиров и погрузки, выгрузки багажа, что не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ не организована парковка автомобильного транспорта общего пользования в целях повышения безопасности дорожного движения вблизи объекта транспортной инфраструктуры - вокзального комплекса <адрес>

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными нормами действующего законодательства, исходит из того, что приведенные истцом в обосновании требований нашли полное и объективное подтверждение, ответчик в своих возражениях по существу не отрицает наличие нарушений, а поскольку в данном случае нарушаются социальные права неограниченного круга лиц, в том числе имеющих инвалидность, на доступ к объекту транспортной инфраструктуры города, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, и свидетельствует о ненадлежащей реализации администрацией Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ основных направлений реабилитации, инвалидов путем создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, приходит к выводу обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области на парковке автомобильного транспорта, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес>, выделить места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких и инвалидов и (или) детей-инвалидов, и установить дорожные знаки

Принимая во внимание приведенные истцом доводы в обосновании требований при установлении срока, в течение которого ответчик обязан принять меры по устранению нарушений, суд считает разумным установить срок выполнения указанных мероприятий один месяц со дня вступления в законную силу решения суд с учетом положений ст. 206 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Сальского городского поселения Ростовской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать парковку автомобильного транспорта на территории, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес>.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области на парковке автомобильного транспорта, прилегающей к вокзальному комплексу по <адрес>, выделить места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких и инвалидов и (или) детей-инвалидов, и установить дорожные знаки.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2022 г.