РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2016 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Меньщиковой Е.М.,
при секретаре Ярошенко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353 по исковому заявлению Бедовой <данные изъяты> к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о включении ее и членов ее семьи в список граждан на предоставление социальных выплат в 2016 году на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Бедова И.М. обратилась в Дудинский районный суд с исковым заявлением к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и ЖКХ Красноярского края о включении ее и членов ее семьи в список граждан на предоставление социальных выплат в 2016 году на приобретение жилья, указывая на то, что она состояла в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья. На основании Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-П и решения районной комиссии по распределению жилья и социальных выплат администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района истец была включена в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья в 2015 году. Письмом № 1570 от 02.11.2015г. ее уведомили об уменьшении объема средств из федерального бюджета на финансирование мероприятия, что привело к утрате возможности подать своевременно заявление на 2016 год и получить свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья. На протяжении всего 2015 года истица неоднократно обращалась в отдел по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, где ее заверяли, что в сентябре 2015 года ей будет выписано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. При этом сотрудникам отдела было известно об уменьшении объема средств. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчиков включить в списки граждан для получения свидетельства о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья в 2016 году ее и членов ее семьи ФИО4(сына), ФИО5 (дочь), ФИО8 (внука).
В судебном заседании истец Бедова И.М. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Волощук Л.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, а также представила письменные возражения на исковые требования, где указала, что Бедова И.М. состоит на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ с 28 апреля 2014 года. Согласно приказу Министерства от 16.02.2015 № 38-о, Бедова И.М. включена в резервный список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году по мероприятию на 2015 год. В связи с уменьшением в текущем году объема средств из федерального бюджета на финансирование мероприятия на 453 млн. рублей, не все граждане-участники мероприятия, состоящие в резервном списке на 2015 год, получили свидетельства. В список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году по мероприятию на 2016 год, Бедова И.М. не включена, так как она не представила заявление и соответствующий пакет документов. Правовые основания у администрации для включения Бедовой И.М. в список граждан на предоставление социальной выплаты на 2016 год отсутствуют. В настоящее время Министерством сформированы основной список граждан и резервный список граждан участников на 2016 год. В этой связи администрация района просит суд в удовлетворении заявленных требований истицы к отделу по миграционной и жилищной политике администрации муниципального района отказать, поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Представитель ответчика – Министерства строительства и ЖКХ Красноярского края в судебное заседание не явился, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Министерства, а также письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что, право на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Красноярского края установлено Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края». В рамках Закона постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2017 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края». Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная социальная выплата, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет бюджетных средств социальной выплаты и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Подпрограммой устанавливается определенная очередность предоставления социальных выплат. На основании пункта 14 раздела 3.2 Подпрограммы Министерство формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году (основной краевой список), а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год (резервный список). Краевые списки утверждаются приказом Министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Не допускается включение граждан в краевые списки после их утверждения Министерством. Выдача свидетельств гражданам, включенным в резервный список осуществляется только в случае, когда всем гражданам из основного краевого списка выданы свидетельства и имеются оставшиеся бюджетные средства. На основании раздела 3 Подпрограммы средства краевого бюджета на финансирование подпрограммы предусматриваются Законом края от 01.12.2014 № 7-2877 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Средства ОАО «ГМК «Норильский никель» для перечисления в краевой бюджет на финансирование Подпрограммы предусматриваются бюджетом ОАО «ГМК «Норильский никель» в соответствии с договором пожертвования. Средства федерального бюджета на финансирование подпрограммы предусматриваются Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 года № 384-ФЗ. На 2015 год лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы составляет 1 464 566 015 руб. Бедова И.М. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 13.05.2014. Приказом от 16.02.2015 № 38-о Министерством утвержден основной краевой список граждан на 2015 год, в котором числится 1 087 семей на сумму 1 730 895,1 тыс. руб., в котором Бедова И.М. не значится. Указанным приказом утвержден резервный список, в который вошли 1 015 семей на сумму 1 506 526,7 тысяч руб., где Бедова И.М. значится под № 547. В соответствии с пунктом 11 раздела 3.4 Подпрограммы высвободившиеся в ходе реализации мероприятия в течение соответствующего финансового года средства направляются в первую очередь на увеличение размера социальных выплат гражданам, получившим свидетельства, в связи с возникшими обстоятельствами, которые влияют на увеличение размера социальных выплат; во вторую очередь - на выдачу свидетельств гражданам, включенным в резервный список, в третью очередь - на выдачу свидетельств гражданам, включенным в предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году. Таким образом, предусмотренный в 2015 году лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы не позволит предоставить социальные выплаты и выдать свидетельства всем семьям граждан из основного краевого списка. Обозначенные требования Подпрограммы и предусмотренные ФЗ о бюджете, краевым законом о бюджете и договором пожертвований с ОАО «ГМК «Норильский никель» средства на реализацию Подпрограммы не могут быть изменены Министерством. Право заявителя на предоставление свидетельства не может считаться нарушенным только лишь из-за того, что это свидетельство не было предоставлено в 2015 году, поскольку согласно приведенным нормам материального права выдача свидетельства производится в зависимости от лимитов бюджетных средств, выделенных на эти цели на соответствующий год. Выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляется на основании списков граждан, сформированных и утвержденных в соответствии с разделом 3.2 Подпрограммы. На основании пункта 1 раздела 3.2. Подпрограммы органы местного самоуправления формируют список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год. Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в Подпрограмме, гражданин в соответствии с пунктом 2 раздела 3.2. Подпрограммы должен в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты. Из представленных документов формируется учетное дело гражданина, изъявившего желание на получение социальной выплаты. Вышеуказанный срок принятия заявления является пресекательным, поскольку согласно пункту 7 раздела 3.2. Правил принятие органом местного самоуправления заявлений граждан после 15 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Министерство, в свою очередь, в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Предварительные краевые списки формируются в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет. Поскольку Бедова И.М. не обратилась в орган местного самоуправления с заявлением на предоставление социальных выплат на планируемый 2016 год в установленный пунктом 2 раздела 3.2. Подпрограммы период, то она не может быть включена в списки граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом 2016 году. В связи с чем, довод Бедовой И.М. об обязанности включения её в списки граждан на предоставление социальных выплат на 2016 год считается неправомерным. В связи с вышеизложенным, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Панкратова Е.П. действующая от себя и в интересах малолетнего ФИО8 в зале судебного заседания исковые требования Бедовой И.М. поддержала в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Комарских А.П. в зал судебного заседания не явился, о дате и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истицу, третье лицо, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом №125-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели…
В целях реализации указанной нормы принято постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. №514-п, которым утверждена государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», а также подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан проживающих на территории Красноярского края на 2014-2017 годы», в рамках которой предусмотрено мероприятие «Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка», целями и задачами которого является, в том числе, предоставление государственной поддержки на приобретение жилья отдельным категориям граждан. Оказание мер социальной поддержки при переселении граждан осуществляется путем предоставления социальных выплат; предоставления жилых помещений; предоставления материальной помощи.
Порядок формирования краевых списков граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году определен в п.3.2 Подпрограммы, согласно которому органы местного самоуправления формируют список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год (далее - списки), представляют списки в министерство (п.1,9).
Министерство в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств (п.10).
Судом установлено, что Бедова И.М. была включена в списки на предоставление субсидии на 2015 год (л.д. 8).
В связи с недостаточным финансированием Программы, субсидия Бедовой И.М. в 2015 году предоставлена не была, в список на 2016 год она не включена, так как своевременно не обратилась с соответствующим заявлением и ею не был предоставлен соответствующий пакет документов (л.д.9).
Решение о невключении Бедовой И.М. в список на 2016 год является неверным, по следующим основаниям.
В пп.8 п.3.2 Подпрограммы указано, что формирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат, то есть в данном случае возникает ситуация, когда субсидии получат граждане, вставшие на учет после Бедовой И.М., что целям и задачам Программы не отвечает.
Тот факт, что Бедова И.М. не обратилась с заявлением о включении в список на 2016 год связан не с ее добровольным волеизъявлением, а с тем, что она не была проинформирована о необходимости повторной подачи заявления и предоставления соответствующего пакета документов, в то время, как все необходимые документы были ею представлены в отдел по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского района ещё в 2014 году (состояла на учете с 28.04.2014г.).
Письмо о том, что субсидия в 2015 году не будет предоставлена, направлено Бедовой И.М. 02 ноября 2015 года, после того, как списки на 2016 год уже были сформированы.
При таких обстоятельствах требование о включении истца в список на 2016 год является обоснованным, при этом орган местного самоуправления должен включить Бедову И.М. в представляемый в Министерство список, а Министерство должно включить Бедову И.М. в предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году.
При этом, исковые требования о включении членов семьи истца в список граждан на предоставление выплат для приобретения жилья, удовлетворению не подлежат, т.к. в очереди состояла только Бедова И.М., имеющая необходимый стаж и другие обязательные условия для предоставления субсидии, а и члены семьи истца - ФИО7, ФИО5, ФИО8 являются членами семьи участника программы и учитываются при расчете размера социальной выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бедовой <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края включить Бедову <данные изъяты> в список граждан на предоставление в 2016 году социальных выплат на приобретение жилья в рамках мероприятия «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе Норильск и городском поселении Дудинка».
В удовлетворении части иска о включении в список граждан на предоставление социальных выплат членов семьи истца, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья Е.М. Меньщикова