ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3531/20 от 26.08.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело 2-3531/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд

В составе:

председательствующего - Умновой М.Ю.,

при секретаре - Соколовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной защиты Сахалинской области о признании незаконными бездействий, выразившиеся в нарушении права на перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с повышением с 1 января 2019 года должностных окладов государственных гражданских служащих Сахалинской области, возложении обязанности произвести перерасчет с 1 января 2019 года и осуществить выплату путем перечисления причитающихся сумм на расчетный счет, взыскании судебных расходов, суд

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с данным иском, указав следующее. С 10 ноября 2000 года истцу была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законом Сахалинской области от 15 июня 1999 года №127 «О доплатах к государственным пенсиям, компенсационных выплатах лицам, замещавшим государственные должности в Сахалинской области». Имеет стаж государственной гражданской службы в региональном органе государственной власти 27 лет.

Законом Сахалинской области от 24.12.2018 № 97-ЗО «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» и Закон Сахалинской области «Об оплате труда работников органов государственной власти Сахалинской области, государственных органов Сахалинской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области» были внесены изменения в Закон Сахалинской области от 23.09.2005 N 62-ЗО "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области." С 1 января 2019 года установлены новые размеры должностных окладов. Соответственно, указанное повышение является основанием для увеличения пенсий за выслугу лет.

4 февраля 2019 года бывшие коллеги истца, проходившие государственную гражданскую службу обратились с коллективным письменным обращением к временно исполняющему обязанности Губернатора ФИО2 с просьбой произвести перерасчет состоявшихся пенсионных выплат в связи с увеличением окладов денежного содержания гражданских служащих Сахалинской области. Данное обращение было перенаправлено в Министерство социальной зашиты Сахалинской области Письмом от 28 февраля 2019 года было сообщено, что решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Сахалинской области не принималось и поскольку законом №97-ЗО индекс повышения окладов денежного содержания не установлен, оснований для индексации пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат к государственной пенсии) отсутствуют» Полагает, что вытекающее из приведенных формулировок отношения к пенсионерам государственной гражданской службы носит дискриминационный характер, свидетельствует о нарушении их права на гарантированное повышение государственной пенсии за выслугу лет, и основано на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную гражданскую службу.

На основании части 1 ст. 11 Закона Сахалинской области от 28 июня 2010 года N 55-ЗО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области" размеры назначенных пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к государственной пенсии увеличиваются (индексируются) при увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по государственной должности или должности государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения со дня индексации окладов денежного содержания в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.

На основании п. 2 "Положения о порядке индексации размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области", размеры пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, индексируются при повышении окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения окладов денежного содержания.

В связи с чем, истец полагает, что при каждом очередном повышении размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы должен производится пересчет пенсий за выслугу лет.

На основании п. 5 "Положения о порядке индексации размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области" Министерство социальной защиты Сахалинской области должно производить индексацию размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии со дня повышения оклада денежного содержания лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области, без подачи получателями пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии соответствующего заявления.

В связи с чем, истцом заявлены требования о признании незаконными бездействий, выразившиеся в нарушении права на перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с повышением с 1 января 2019 года должностных окладов государственных гражданских служащих Сахалинской области, возложении обязанности произвести перерасчет с 1 января 2019 года и осуществить выплату путем перечисления причитающихся сумм на расчетный счет.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, представил отзыв на иск, где указал, что законодательством предусмотрено, что государственным гражданским служащим гарантируется пенсионное обеспечение, государственным гражданским служащим субъектов предоставление пенсии осуществляется из бюджета субъектов. Считает что доводы истца необоснованные, так как вопросы финансового обеспечения регулируется законодательством субъекта. Денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного должностного оклада и месячного оклада, присвоенного согласно классному чину. Оклады за классный чин не изменялись. Таким образом, нарушений прав истца Министерством не допущено.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 на основании приказа была уволена с должности <данные изъяты>

На основании протокола представления стаж государственной гражданской службы ФИО1 определен 26 лет 11 мес. 21 день (л.д. 174-178)

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Однако, указанный федеральный закон до настоящего времени не принят.

Введенный в действие с 1 января 2002 г. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон №166-ФЗ) регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона №166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Верховным Судом РФ в Определении от 14.03.2012 N 5-Г12-9 установлено, что в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.

Субъекты Российской Федерации уполномочены принимать решения в области пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации за выслугу лет, устанавливать порядок и условия выплаты данных пенсий, исходя из бюджетных возможностей соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку финансирование данных пенсий производится за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

В обоснование своих доводов истец ссылается на ст. 25 Закона №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которой определен порядок индексации пенсий.

Действительно, порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируется нормами статьи 25 Закона №166-ФЗ, согласно которой пенсии федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названный порядок установлен Правилами индексации пенсии федеральных государственных служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346.

Однако, указанные Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. №346, не регулируют вопросы индексации пенсий государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения указанным лицам отнесено к компетенции органов субъектов Российской Федерации, которые в праве вводить правила обеспечения отличные от федерального законодательства.

В связи с чем, суд считает необоснованными ссылки истца на то обстоятельство, что требования законодательства в части пенсионного обеспечения одни, как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, поскольку вопросы финансового обеспечения расходов на выплату пенсии за выслугу лет и ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, условия, порядок установления, перерасчета и индексации данных пенсий, а также ежемесячных доплат к данным пенсиям, регулируются исключительно законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Сахалинской области от 28.06.2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» (далее – Закон № 55-ЗО) установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и на ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Сахалинской области, и государственным гражданским служащим Сахалинской области, а также порядок её назначения, выплаты, перерасчета её размера, индексации, прекращения, приостановления и возобновления.

Так, частью 1 статьи 11 Закона № 55-ЗО предусмотрено, что размеры назначенных пенсий за выслугу лет, ежемесячной доплаты к государственной пенсии увеличиваются (индексируются) при увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по государственной должности или должности государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения со дня индексации окладов денежного содержания в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.

В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Сахалинской области от 23.08.2010 года № 399 «О реализации Закона Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» утверждено постановление Правительства Сахалинской области о порядке индексации размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области (далее – Положение), которым установлен порядок повышения (индексации) размеров назначенных пенсий за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области.

Согласно пункта 2 Положения размеры пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области индексируются при повышении окладов денежного содержания лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения окладов денежного содержания.

Согласно положению статьи 1 Закона Сахалинской области от 23.09.2005 № 62-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» (далее – Закон № 62-ЗО) следует, что окладом денежного содержания является сумма, включающая в себя месячный должностной оклад, установленный в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином. В соответствии со статьей 5 Закона № 62-ЗО размеры окладов денежного содержания ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличение (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Сахалинской области принимается Губернатором Сахалинской области.

Законом Сахалинской области от 24.12.2018 № 97-ЗО «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» и Закон Сахалинской области «Об оплате труда работников органов государственной власти Сахалинской области, государственных органов Сахалинской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области» с 1 января 2019 года установлены новые размеры должностных окладов. При этом оклады за классный чин не изменились. Соответственно, указанное повышение не является основанием для увеличения пенсий за выслугу лет.

Кроме того, решения об увеличение (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Сахалинской области Губернатором Сахалинской области не принималось.

Как пояснила сторона ответчика, имеется распоряжение Губернатора Сахалинской области от 27.08.2019 года №195-к оклады денежного содержания государственных гражданских служащих Сахалинской области повышены с 01.10.2019 в 1,043 раза.

Таким образом, нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, в том числе на повышение (индексацию) выплачиваемой ей пенсии за выслугу лет, со стороны ответчика не допущено.

Соответственно, со стороны Министерства социальной защиты Сахалинской области отсутствует незаконное бездействие, выразившиеся в нарушении права на перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с повышением с 1 января 2019 года должностных окладов государственных гражданских служащих Сахалинской области, поэтому не имеется оснований для возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет с 1 января 2019 года и осуществить выплату путем перечисления причитающихся сумм на расчетный счет.

Руководствуясь статьями 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной защиты Сахалинской области о признании незаконными бездействий, выразившиеся в нарушении права на перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с повышением с 1 января 2019 года должностных окладов государственных гражданских служащих Сахалинской области, возложении обязанности произвести перерасчет с 1 января 2019 года и осуществить выплату путем перечисления причитающихся сумм на расчетный счет, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Сахалинской областной суд через городской суд с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Умнова М.Ю.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Умнова М.Ю.