ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3532/2022 от 04.07.2022 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-3532/2022

УИД 35RS0010-01-2022-001877-46

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Вологда 4 июля 2022 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Давыдовой О.Н.,

при помощнике судьи Шишиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бараева А. И. к ТСЖ «Новгородская-7» о возложении обязанности,

установил:

Бараев А.И. обратился в суд с иском к ТСЖ «Новгородская-7» о возложении обязанности, в обоснование требований указав, что ТСЖ «Новгородская-7» осуществляет обслуживание многоквратирного дома по адресу: , в котором находится принадлежащая истцу квартира. Ответчик отказывается принимать денежные средства в наличной валюте, требуя оплаты через банковских посредников, взимающих комиссию за услуги.

Просит суд обязать ответчика принимать начисляемые коммунальные платежи наличными платежными инструментами. Взыскать с ответчика в свою пользу моральный вред в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец Бараев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что вынужден платить комиссию, оплачивая коммунальные услуги через банки. Ранее ТСЖ принимало наличные денежные средства. Был долг в размере 112 519 рублей 58 копеек. Долг за три года оплатил, с него взяли комиссию. По поводу проведения собрания в ТСЖ письменно не обращался. К председателю ТСЖ нет возможности обратиться, дозвониться невозможно. В часы работы на месте их нет. Почтой обращение не отправлял. Вынужден переплачивать агенту. ТСЖ принимает наличными за содержание жилья и капитальный ремонт.

В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Новгородская-7» по доверенности Махова Е.Н. с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в отзыве. Пояснила, что у ТСЖ нет обязанности по приему наличных денежных средств. Россельхозбанк взыскивает комиссию, это является условием Банка. Исполнителю коммунальной услуги за это никакого процента не идет. Исполнитель коммунальной услуги обязан заключить договор с платежным агентом, который принимает денежные средства от плательщика. С 01.07.2022 г. переход на прямые оплаты, каждый собственник заключает договор с ресурсоснабжающей организацией. У ТСЖ остается только капитальный ремонт и содержание жилья. От Бараева А.И. оплаты долга за капитальный ремонт не поступило. Бараева А.И., как собственник квартиры, ни разу не обратился письменно, чтобы ТСЖ инициировало вопрос перед собственниками на собрании по приобретению кассового аппарата. Этот вопрос решается только на собрании в силу действующего законодательства.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:

Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 указанного Постановления потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Из содержания пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

В соответствии со статьей 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.

Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) и т.д. или осуществлять платежи без взимания комиссии.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом.

Вместе с тем, действующее законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты).

Пунктом 1.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 г. N 383-П установлено, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством: списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

Следовательно, характерным признаком безналичной формы расчета является списание денежных средств с банковского счета плательщика.

При этом платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за жилищно-коммунальные услуги вправе взимать с плательщика - физического лица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком (ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Такое соглашение о размере вознаграждения может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения (ч. 13 ст. 4 Законам 103-ФЗ).

Аналогичные правовые возможности установлены и для банковского платежного агента (субагента) (п. п. 17. 18 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), равно как и для операторов почтовой связи (абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи", п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 г. № 234).

Понятие наличной формы расчетов конкретизировано в ч. 4 ст. 37 Закона № 2300-1, под которой понимается оплата товаров (работ, услуг) потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту). При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме.

Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги.

ТСЖ «Новгородская-7» является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений, учреждено в целях совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, тем самым приняло на себя обязательства по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния, по обеспечению коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу .

Для обеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя ТСЖ заключены следующие договоры:

с ОАО «Россельхозбанк» от 30.07.2014 г. для открытия специального банковского счета для учета денежных средств для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД,

с ОАО «Россельхозбанк» от 30.07.2014 г. на кассовое обслуживание в наличной валюте РФ,

с ОАО КБРГПС «Севергазбанк» от 20.01.2005 г. на ведение от имени ТСЖ всех расчетных и кассовых операций,

с ОАО КБРГПС «Севергазбанк» от 13.02.2007 г. на прием платежей от физических лиц в пользу ТСЖ,

с ОАО «БАНК СГБ» от 12.07.2013 о переводе денежных средств физических лиц в валюте РФ.

Кроме того, потребитель имеет возможность оплачивать предоставляемые ТСЖ услуги без открытия банковских счетов с использованием наличной формы расчетов - через платежного агента (ФГУП "Почта России").

Само по себе взимание комиссии при оплате коммунальных услуг через кассы банков, почтовых отделений, а также платежных агентов является правомерным, основанном на положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи". Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", согласно которым оплата услуг по приему и переводу коммунальных платежей платежным агентам, банкам, отделениям почтовой связи осуществляется за счет средств граждан-плательщиков.

Оплатить жилищно-коммунальные услуги без комиссии позволяет Государственная жилищная система жилищно-коммунального хозяйства. Сервис оплаты доступен на портале ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя.

Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг путем наличных денежных средств по выбору потребителя, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств.

С учетом изложенного не основано на фактическим обстоятельствах и нормах права мнение истца о том, что в связи со взиманием банковским платежным агентом банковской комиссии нарушаются именно ответчиком права истца как потребителя.

Более того, ответчик не взимает комиссию при оплате физическими лицами услуги, не определяет ее размер, не является ее получателем.

Ссылки истца на положения ст. 16.1 Закона РФ от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", в соответствии с которой установлена обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных расчетов по выбору потребителя, являются необоснованными, поскольку указанный Закон является специальным и действует только в части правоотношений, не урегулированных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, как пояснил представитель ответчика, с 01.07.2022 г. потребители услуг заключают напрямую с ресурсоснабжающими организациями договора и вправе производить оплату напрямую.

Бараев А.И. не обращался в ТСЖ «Новгородская-7» с ходатайством о проведении общего собрания собственников для оборудования помещения, выделения денежных средств на приобретение кассового аппарата для получения наличных денежных средств от потребителей услуг, охранной сигнализации, поскольку вопросы выделения денежных средств решаются на общем собрании собственников жилых помещений.

На основании изложенного в удовлетворении требования истца о возложении обязанности ответчику принимать платежи наличными денежными средствами следует отказать.

Требование истца о привлечение ответчика к административной ответственности в компетенцию суда не входит.

Заявленное истцом требование о взыскании компенсации морального вреда вытекает из основного требования и, следовательно, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бараеву А. И. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 г.