ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3534/16 от 12.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-3534/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2016 года гор. Махачкала

Ленинский районный суд гор. Махачкалы, РД в составе:

председательствующего – судьи Ахмедханова М.А.

при секретаре – Кислицкой А.С.

с участием представителя Администрации г.Махачкалы- ФИО1, действующего на основании доверенности от 03.10.2016г.,

представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности от 10.03.2016г.,

представителя третьего лица- ФИО7, действующего на основании доверенности от 11.06.2016г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к ФИО8 ФИО15 о признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392; признании постановления Администрации <адрес> от 30.04.2015г. «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>), в районе <адрес>», недействительным; признании постановления Администрации <адрес> от 17.06.2015г «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес> (Петра-1), в районе <адрес>», недействительным; признании постановление Администрации <адрес> от 2.07.2015г. «О внесении изменений в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес>» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. ФИО8 М-Р.М. по <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>», недействительным; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 250,0 под коммерческим объектом по <адрес>- 1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 293,0 под коммерческие цели по <адрес>-1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО10 о признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392; признании постановления Администрации <адрес> от 30.04.2015г. «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1 (ФИО11), в районе <адрес>», недействительным; признании постановления Администрации <адрес> от 17.06.2015г «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес> (Петра-1), в районе <адрес>», недействительным; признании постановление Администрации <адрес> от 2.07.2015г. «О внесении изменений в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес>» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. ФИО8 М-Р.М. по <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>», недействительным; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 250,0 под коммерческим объектом по <адрес>- 1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 293,0 под коммерческие цели по <адрес>-1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>.

В обоснование иска указала, что в Администрацию <адрес> поступили предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в предоставлении гражданину ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>) являющегося муниципальной собственностью без проведения торгов.

В ходе проверки Администрацией <адрес> было установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ гражданину ФИО2 был переоформлен в собственность земельный участок площадью 550,0 кв.м, по <адрес>, в районе <адрес>.г. зарегистрировано право собственности за ФИО8 М-Р.М. на данный земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392, площадью 550,0 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, в районе <адрес>, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации (свидетельство о регистрации права собственности № <адрес>).

Гражданин ФИО10 обратился в Администрацию <адрес> за переоформлением в собственность земельного участка площадью 250,0 под коммерческим объектом по <адрес>-1), в районе <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО8 М-Р.М. переоформлен в собственность земельный участок площадью 250,0 кв.м, за плату в размере 1 165 120 рублей.

В последующем ФИО10 обратился в Администрацию <адрес> за переоформлением в собственность земельного участка площадью 293,0 под коммерческие цели по <адрес>-1), в районе <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО8 М-Р.М. переоформлен в собственность земельный участок площадью 193,0 кв.м, за плату в размере 899 473 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, в перечне которой ненормативный акт органа местного самоуправления о переоформлении в собственность земельного участка не предусмотрен. В части первой данной статьи прописано, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, среди которых предоставление земельного участка под коммерческие цели не значится.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи ЗОЛ Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 38.1. ЗК РФ. Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.

При предоставлении в собственность земельных участков вышеприведенные нормы земельного законодательства не соблюдались, что свидетельствует о недействительности постановлений Главы Администрации <адрес>, как односторонних сделок по отчуждению земельных участков, которые легли в основу внесения регистрационных записей в реестр прав на недвижимое имущество. Таким образом, основания предоставления земельных участков в собственность без соблюдения, установленного Земельным кодексом РФ, порядка предоставления в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков отсутствовали.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «О внесении изменений в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес>» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. ФИО8 М-Р.М. по <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>.

П. 1 постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывает на допущенную ошибку в постановление Главы <адрес> от 17.06.2015г., и вместо слов «площадью 193,0 кв.м.» необходимо читать «площадью 293,0 кв.м.».

Спорным постановлением Главы Администрации <адрес> от 02.07.2015г. изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 05:40:000061:4392, 05:40:000061:6513, 05:40:000061:1497, из разряда «под коммерческими объектами» в разряд «под многоэтажную жилую застройку».

При вынесении данного постановления не были учтены требования законодательства, о необходимости проведения процедуры публичных слушаний при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Публичные слушания это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Они проводятся с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и по вопросам местного значения. Публичные слушания призваны обеспечить учет мнения населения Российской Федерации в решении жизненно важных вопросов.

Согласно ст. 16 Устава публичные слушания проводятся в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом Собрания депутатов городского округа «<адрес>», и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с документами территориального планирования, включая генеральный план городского округа «<адрес>», документацией по планировке территории и на основе установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах городского округа «<адрес>», разрешенным считается такое использование, которое соответствует:

ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия;

ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зонах действия соответствующих ограничений;

иным ограничениям на использование объектов недвижимости (включая нормативные правовые акты об установлении публичных сервитутов, договоры об использование земельного участка под застройку многоэтажными объектами капитального строительства.

Указанные требования действующего градостроительного законодательства при принятии постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушены.

В настоящее время ФИО8 М-Р.М. реализовано свое право и зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392 с изменением разрешенного использования земельного участка.

После объединения земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО8 М-Р.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации (свидетельство о регистрации права собственности ).

В настоящее время спорный земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725, на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО3, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации (свидетельство о регистрации права собственности ).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием прекращения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является заявление правообладателя объекта недвижимости либо по решению суда.

В ходе проверки проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> при вынесении данных постановлений Главы <адрес> были допущены нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ст. ст. 15, 39.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ (ред. от о03.07.2016г.) «О защите конкуренции».

Просит признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392; признать постановление Администрации <адрес> от 30.04.2015г. «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1 (ФИО11), в районе <адрес>», недействительным; признать постановление Администрации <адрес> от 17.06.2015г «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес> (Петра-1), в районе <адрес>», недействительным; признать постановление Администрации <адрес> от 2.07.2015г. «О внесении изменений в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес>» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. ФИО8 М-Р.М. по <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>», недействительным; истребовать из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 250,0 под коммерческим объектом по <адрес>- 1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>; истребовать из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 293,0 под коммерческие цели по <адрес>-1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>.

В судебном заседании представитель Администрации ФИО5 А.С. исковые требования поддержал и просил удовлетворить иск по основаниям изложенным в нем.

Представитель ответчика ФИО12-Р. М.- ФИО6 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска и пояснил, что в исковом заявлении представителем Администрации <адрес> указывается, что в Администрацию <адрес> поступили предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в предоставлении гр.ФИО10 в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>, в районе <адрес>, являющегося муниципальной собственностью без проведения торгов. Однако, у гр.ФИО10 имеется Постановление Главы <адрес> от 30.12.2010г. о переоформлении в собственность гр.ФИО2 земельного участка по <адрес>, в районе <адрес> площадью 550 кв.м под строительство 2-х этажного торгово-офисного здания, который ему был предоставлен, взамен изъятому земельному участку 0,1 га в районе озера Ак-Гель. На основании данного Постановления гр.ФИО4 Т.Г. получил кадастровый паспорт и свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392. Затем между ФИО2 и ФИО10 был заключен договор купли-продажи земельного участка от 13.01.2014г., на основании которого право собственности перешло к ФИО10, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 06.02.2014г.

Соответственно данный земельный участок не продан гр.ФИО10 Администрацией <адрес>, а предоставлен предыдущему собственнику ФИО2 взамен изъятого земельного участка, а уже затем ФИО2 он продан ФИО10, что подтверждается договором купли-продажи.

Как следует из Постановления Администрации <адрес> от 15.04.2015г. земельный участок площадью 250 кв.м., расположенный по <адрес>, в районе <адрес> был предоставлен в собственность за плату под коммерческий объект.

Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок, площадью 293 кв.м, прилегал к коммерческому объекту ФИО10, поэтому он обратился с соответствующим заявление в Администрацию <адрес> «О предоставлении земельного участка в собственность, расположенного в районе <адрес>, общей площадью 293 кв.м.».

Администрацией <адрес> муниципальная услуга была оказана ФИО10 за плату. Затем, ФИО10 внес денежные средства на соответствующий расчетный счет Администрации, указанный в Постановлении от 17.06.2015г., а затем получил свидетельство о регистрации права собственности на данный земельный участок.

ФИО13 М.М. как собственник земельных участков, обратился с соответствующими заявлениями в администрацию <адрес>. В обязанность заявителя входит обратиться с соответствующим заявлением. Заявитель не может контролировать правильность оказания муниципальной услуги.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).

Муниципальная услуга, как известно, оказывается заявителю на основании муниципальных регламентов, Градостроительных норм и Правил землепользования и застройки.

Гражданин ФИО10 как собственник земельных участков, расположенных по <адрес>, в районе <адрес> обратился за предоставлением муниципальной услуги «Изменение разрешенного вида использования земельного участка» в Администрацию <адрес>.

Основным доводом представителя Администрации <адрес> в исковом заявлении является то, что при издании Постановлений Администрации <адрес> от 15.04.2015г, от 17.06.2015г., от 02.07.2015г. не проведены публичные слушания. Соответственно, доводы представителя Администрации <адрес> об обязательности публичных слушаний и невозможности принятия решения без их результатов является неверным.

Представитель третьего лица ФИО3 - ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что его доверитель приобрел земельный участок надлежащим образом.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Росреера по РД, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте заседания на заседание суда не явился, причине неявки не известны.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие 3-го лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.

Согласно постановлению от 17.06.2015г. ФИО10, проживающему по адресу : <адрес> переоформлен в собственность земельный участок площадью 193,0 кв.м. под коммерческие цели по <адрес> (Петра 1), в районе <адрес>.

Согласно постановлению от 30.04.2015г. ФИО10, проживающему по адресу : <адрес> переоформлен в собственность земельный участок площадью 250,0 кв.м. под коммерческим объектом по <адрес>-1 (ФИО11), в районе <адрес>

Из постановление от 02.07.2015г. усматривается, что в постановлении Главы <адрес> от 17.06.2015г. « о переоформлении гр.ФИО14-Р. М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес> вместо слов «площадь 193,0 кв.м читать «площадью 293,0 кв.м.». Изменить вид разрешенного использования земельных участков общей площадью 1213,0 кв.м. с кадастровыми номерами 05:40:000061:4392, 05:40:000061:6513, 05:40:000061:4392, 05:40:000061:1497, расположенных по <адрес>-1), в районе <адрес>, принадлежащего на праве собственности гр.ФИО14-Р.М., из разряда под «коммерческими объектами» в разряд под «многоэтажную жилую застройку».

Как усматривается из свидетельства о гос.регистрации права, 18.03.2016г. за ФИО14-Р.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок под многоэтажную жилую застройку площадью 1386 кв.м.

В последующем ФИО10 и ФИО3 заключили договор купли- продажи земельного участка от 08.04.2016г. на основании которого право собственности на земельный участок перешло ФИО3, что подтверждается свидетельство о гос.регистрациии от 22.04.2016г.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В данном случае право собственности возникло из договора купли-продажи, поэтому из этого следует, что ФИО8 М-Р.М. соблюдены все требования закона, необходимые для возникновения права собственности.

Как следует из Постановления Администрации <адрес> от 15.04.2015г. земельный участок площадью 250 кв.м., расположенный по <адрес>, в районе <адрес> был предоставлен в собственность за плату под коммерческим объектом.

Как следует из Постановления Администрации <адрес> от 17.06.2015г. земельный участок площадью 193 кв.м., расположенный по <адрес>, в районе <адрес> был предоставлен в собственность за плату под коммерческим объектом.

Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В данном случае ФИО10 является собственником здания, расположенного на предоставленном ему в собственность земельном участке, площадью 250 кв.м., расположенным по <адрес>, в районе <адрес>.

В данном случае заявитель понес финансовые потери на выкуп земельных участков в размере 1 165 120 рублей за земельный участок площадью 250 кв.м, и в размере 899 473 рублей за земельный участок площадью 293 кв.м.

Как усматривается из постановления от 02.07.2015г. ФИО14-Р. М. выдано разрешение на строительство двух 12-ти многоквартирных одно подъездных жилых домов полезной площадью 9512,0 кв.м. по <адрес>( Перта-1), в районе <адрес>.

Разрешение на строительство, выданное в рамках своих полномочий соответствующим субъектом градостроительной деятельности, может быть прекращено исключительно в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным I ГрК РФ.

В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления исключительно в следующих случаях:

принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, имеющей императивный (обязательный) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.

Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Однако, как следует из обстоятельств дела, оснований для отмены разрешения на строительство не имеется, поэтому застройщик в любом случае может продолжать строительство многоэтажного жилого дома.

Градостроительный план составляется на основании Градостроительных норм и Генерального плана, поэтому не может противоречить им.

Из вышеизложенного следует, что ФИО10 выполнены все требования закона по приобретению в собственность и изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Основным доводом представителя Администрации <адрес> в исковом заявлении является то, что при издании Постановлений Администрации <адрес> от 15.04.2015г, от 17.06.2015г., от 02.07.2015г. не проведены публичные слушания.

В <адрес> приняты Правила землепользования и застройки, которые приняты на основании Земельного и Градостроительного кодексов и не противоречат им.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ и в контексте положения ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, наличие правил землепользования и застройки исключает проведение публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории) (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ15-17015).

Соответственно, доводы представителя Администрации <адрес> об обязательности публичных слушаний и невозможности принятия решения без их результатов является неверным.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сторона истца не представила в судебное заседание доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных ими исковых требований.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 указанного кодекса способами.

В суде представитель ответчика ФИО6 заявил ходатайство о применении срока исковой давности и отказе в иске в связи с пропуском вышеуказанного срока Администрацией <адрес>.

Из материалов дела усматривается, что постановления Администрации <адрес> были изданы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с иском об их отмене в суд обратилась Администрация <адрес> 09.09.2016г., т.е. с пропуском 3-х месячного срока обращения в суд.

Поэтому суд считает обоснованным ходатайство представителя ответчика ФИО6

Исходя из того, что в Гражданском кодексе РФ, в Законе №122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может иметь место лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Кроме того, согласно решения Ленинского районного суда <адрес> от 24.06.2016г. вступившего в законную силу, отказано о признании недействительными:

постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка в собственность ФИО2;

договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, заключенного между ФИО2 и ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта;

кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр. П.Первого, <адрес> кадастровым номером 05:40:000061:6725;

свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО10;

записи от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО10 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, отказать.

записи от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр. П.Первого, <адрес> кадастровым номером 05:40:000061:6725, отказать.

Таким образом, давая оценку установленным в судебном заседании доказательствам, суд считает, что права истца на спорный земельный участок ответчиком по делу не нарушены, владение земельным участком ответчиком ФИО8 М-Р., носит законный характер.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска Администрации <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Администрации <адрес> к ФИО8 ФИО16 о признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:6725; признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4392; признании постановления Администрации <адрес> от 30.04.2015г. «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес> в районе <адрес>», недействительным; признании постановления Администрации <адрес> от 17.06.2015г «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес> (Петра-1), в районе <адрес>», недействительным; признании постановление Администрации <адрес> от 2.07.2015г. «О внесении изменений в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении гр. ФИО8 М-Р.М. в собственность земельного участка по <адрес>-1), в районе <адрес>» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. ФИО8 М-Р.М. по <адрес> (Петра-1) в районе <адрес>», недействительным; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 250,0 под коммерческим объектом по <адрес>- 1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>; истребовании из чужого незаконного владения ФИО10 земельный участок площадью 293,0 под коммерческие цели по <адрес>-1), в районе <адрес>, в пользу Администрации <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий М.А.Ахмедханов