Дело № 2-3534/2021
УИД 59RS0007-01-2021-001994-14
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года город Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гурьевой Е.П.,
при секретаре Юсуповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Ремонтно коммунальный сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
ИГЖН Пермского края обратилось в суд с иском (с учетом уточнения л.д.98) к ООО УК «Ремонтно коммунальный сервис» о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести изменение размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном <адрес> за период с июня 2018 года по февраль 2019 года, скорректировать перерасчет размера оплаты за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отраженный в платежных документах за июнь 2018 года, за январь 2019 года в соответствии с действующим законодательством.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения от 22.04.2019 №3743л в отношении ООО «УК «Ремонтно коммунальный сервис» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований в части определения размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном <адрес> за период с июня 2018 года по февраль 2019 года. В ходе проверки выявлено нарушение ответчиком требований ст.156 ЖК РФ, а именно: размер платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2018 года по февраль 2019 года, перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с июня по декабрь 2018 года, отраженный в платежных документах за июнь 2018 года и январь 2019 года, рассчитаны исходя из суммарного значения площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, кроме того, применено значение площади входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме не соответствующее значению, отраженному в техническом паспорте на многоквартирный дом. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№л и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№л об устранении нарушений лицензионных требований. Выявленные нарушения ответчиком предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По просьбе ответчика ИГЖН продлен срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ. С целью проверки предписания от ДД.ММ.ГГГГ№л на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ№л-п, от ДД.ММ.ГГГГ№л-п/1 инициированы внеплановые документарные проверки. По просьбе ООО УК «Ремонтно коммунальный сервис» повторно продлен срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем документы, подтверждающие исполнение предписания ИГЖН от ДД.ММ.ГГГГ№л ООО УК «Ремонтно коммунальный сервис» не представлены. Многоквартирный <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии (акт ввода от ДД.ММ.ГГГГ№). Деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО УК «Ремонтно коммунальный сервис». Решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, собственниками помещений не принималось. Таким образом, размер платы за электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества, надлежит определять по нормативу потребления коммунального ресурса. Согласно экспликации к поэтажному плану многоквартирного <адрес> г.Перми площадь мест общего пользования составляет 531 кв.м (площадь лестничных клеток и коридоров 515,9 кв.м+ площадь технического этажа 15,1 кв.), площадь жилых и нежилых помещений - 3830,9 кв.м Из реестра жилых и нежилых помещений, площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3 855,1 кв.м. Между ООО УК «Ремонтно коммунальный сервис» и ООО «Пермская энергосбытовая компания» заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №Е-0015 на поставку электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества и агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого выставляется плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома. В ходе проверки установлено, что размер платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с июня по декабрь 2018 года определен исходя из норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Приказом №СЭД-46-09-23-1, признанного не действующим, в период с января 2019 года по февраль 2019 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №№. Перерасчет размера платы отражен в платежном документе за январь 2019 года. Расчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома за период с июня 2018 года по февраль 2019 года, а также перерасчет размера платы за указанные периоды произведен не исходя из значения площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, сформированном на основании лицевых счетов собственников и значения площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме, указанной в техническом паспорте.
Представитель истца в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, ходатайства и заявления в суд не поступали.
Положениями ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суду предоставлено право рассмотреть дело в порядке заочного производства, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, с учетом мнения представителя истца, не возражавшего против вынесения по делу заочного решения, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 (далее – Правила №354).
С 01.01.2017 действует новый порядок формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги. Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, должны быть исключены из платы за коммунальные услуги и перенесены в состав платы за жилое помещение.
Таким образом, в соответствии с п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме); взносов на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 40 Правил 354 установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В данном случае, поскольку собственниками помещений многоквартирного дома выбран способ управления - управляющая организация, указанная плата за электроэнергию потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома включена в структуру платы «содержание жилого помещения».
Согласно ч.9.2 ст.156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии (акт ввода от 20.10.2014) №47/2039).
В соответствии со сведениями, содержащимися в реестре лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО «УК «РКС» (ИНН: <***>).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№л о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «УК РКС» проведена проверка соблюдения лицензионных требований, изложенных в обращении от 13.03.222019 №№ (л.д.17-22).
По результатам проверки составлен акт проверки №л от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчиком размер платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2018 по февраль 2019, перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с июня по декабрь 2018, отраженный в платежных документах за июнь 2018, январь 2019, рассчитаны не исходя из суммарного значения площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, кроме того применено значение площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме не соответствующее значению, отраженному в техническом паспорте на многоквартирный дом.
Ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№л, согласно которому предписано устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
По ходатайству ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№л-п проведена проверка исполнения ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» предписания №л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28).
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» не представлены документы, необходимые для проверки, в связи с чем проверка не проведена (л.д.30).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» предписания №л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33).
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» не представлены документы, необходимые для проверки, в связи с чем проверка не проведена (л.д.35).
В настоящее время предписание ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» не исполнено, в связи с чем истец обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, собственниками помещений не принималось.
Таким образом, суд приходи к выводу о том, что размер платы за электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества, следует определять исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края утверждены приказом региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края».
Решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный приказ признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-№ решение оставлено без изменения.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края, который является действующим с ДД.ММ.ГГГГ.
При расчете нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по формуле 34 Приложения № к Правилам №, учитывая общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах.
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной (муниципальной) организацией технической инвентаризации, в порядке, установленном Инструкцией №.
Согласно п.3.33 Инструкции № Подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения), расположенного по <адрес>, площадь мест общего пользования составляет 531 кв.м (площадь лестничных клеток и коридоров 515,9 кв.м + площадь технического этажа 15,1 кв.м), площадь жилых и нежилых помещений – 3 830,9 кв.м. (л.д.52-54)
Вместе с тем, в соответствии с ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В связи с чем при существующей разнице в площадях помещений для определения размера платы за коммунальные услуги целесообразно руководствоваться информацией по лицевым счетам собственников (пользователей) помещений многоквартирного дома, которая формируется на основании документа, на каждое жилое (нежилое) помещение, а именно: по лицевым счетам собственника на основании свидетельства о государственной регистрации права, либо технического паспорта по лицевым счетам пользователей – на основании договора социального найма.
Из представленного ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» реестра жилых и нежилых помещений, сформированного на основании выписок из ЕГРН, площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3 855,1 кв.м. (л.д.64-65).
Между ООО «УК «Ремонтно-коммунальный сервис» и ООО «Пермская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №№ на поставку электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества и агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого выставляется плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку размер платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома в период с июня по декабрь 2018 года определен ответчиком исходя из норматива потребления электрической энергии на основании Приказа №№, признанного недействующим, а перерасчет платы за период с июня по декабрь 2018 года произведен исходя из норматива потребления коммунального ресурса из неверного значения площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Поскольку предписание органа, осуществляющего государственный надзор от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не исполнено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ суд определяет ответчику срок для исполнения решения суда – 2 месяца после вступления в законную силу решения.
При подаче искового заявления ИГЖН Пермского края освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с ответчика в соответствии со ст. ст. 98,103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края удовлетворить.
Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ремонтно-коммунальный сервис» (ИНН: №) произвести изменение размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № по улице <адрес> города Перми за период с июня 2018 года по февраль 2019 года, скорректировать перерасчет размера оплаты за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отраженный в платежных документах за июнь 2018 года, за январь 2019 года в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ремонтно-коммунальный сервис» (ИНН: <***>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.П. Гурьева
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 01.07.2021.
Копия верна. Судья Е.П. Гурьева