РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2016 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Седых М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании права на получение мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, требуя признать право семьи на получение сертификата на областной материнский (семейный) капитал на основании Закона Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области».
В обоснование требований указано, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является матерью двоих рожденных и двух усыновленных детей. В удовлетворении заявления истицы о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал в соответствии с законом Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» было отказано, поскольку данная мера дополнительной поддержки предоставляется при рождении третьего ребенка или последующих, начиная с 01 января 2012 г. Вместе с тем, усыновленные дети приравниваются к родным, в связи с чем указанный отказ является незаконным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика – Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску». Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» ФИО2, действующая на основании доверенности, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежащими, о чем представила суду письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истица ФИО4 является матерью <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о заключении брака №, выданному отделом регистрации браков по г. Иркутску управления службы ЗАГС Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака с <данные изъяты>. истице была присвоена фамилия ФИО5.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению ФИО1,, <данные изъяты> в отношении несовершеннолетней <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, несовершеннолетнего <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлено удочерение и усыновление соответственно.
Факт усыновления и удочерения истицей двоих детей также подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами об усыновлении (удочерении) №№, выданными отделом по г. Иркутску /Октябрьский район/ в управлении государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ
Как усматривается из материалов учетного дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал в соответствии с законом Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области", дополнительная мера социальной поддержки предоставляется женщине, проживающей на территории Иркутской области, при рождении третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года при соблюдении следующих условий: наличие у женщины гражданства Российской Федерации и постоянное ее проживание на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка или последующих детей; наличие у ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение дополнительной меры социальной поддержки, гражданства Российской Федерации.
Дополнительной мерой социальной поддержки, предусмотренной Законом Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области", является предоставление областного материнского (семейного) капитала, право на который удостоверяется именным сертификатом.
Порядок оформления сертификатов (их дубликатов) устанавливается нормативным правовым актом Правительства Иркутской области – Положением о порядке оформления сертификатов (их дубликатов) на областной материнский (семейный) капитал, Перечня и Порядка предоставления документов, прилагаемых к заявлению, для получения сертификата на областной материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 22.12.2011 N 414-пп.
В соответствии с указанным Положением, сертификат на областной материнский (семейный) капитал оформляется в случае возникновения соответствующего права.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области", для получения сертификата заявитель (представитель) обращается с заявлением в расположенное по месту жительства заявителя государственное учреждение Иркутской области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение).
К заявлению прилагаются документы, перечень и порядок предоставления которых утверждаются нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
Уполномоченным на рассмотрение указанных заявлений на территории Иркутской области государственным учреждением является ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 07 июля 2014 г. № 551-рп «О создании областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску».
Согласно положениям частей 7 и 8 статьи 5 Закона Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области", учреждением в течение 30 календарных дней принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, о котором учреждение в срок не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет заявителю письменное уведомление.
Основанием для отказа в выдаче сертификата, установленным ч. 9 ст. 5 Закона Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области" является в том числе, отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки.
Решением ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от ДД.ММ.ГГГГ№ в выдаче ФИО1 сертификата на областной материнский (семейный) капитал, в связи с рождением ребенка, было отказано, о чем в адрес ФИО1 было направлено соответствующее уведомление.
В обоснование решения об отказе ФИО1 в выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал № от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» указано на отсутствие права на указанную меру социальной поддержки, поскольку, согласно п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области" дополнительная мера социальной поддержки предоставляется женщине, проживающей на территории Иркутской области, при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 г.
Не согласившись с решением ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском о признании за ней права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области».
В судебном заседании истица пояснила, что связывает возникновение права на дополнительные меры поддержки в виде предоставления областного материнского (семейного) капитала с усыновлением детей, которые приравниваются к рожденным детям, в противном случае были бы нарушены права усыновленных детей.
Оценивая данный довод, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (п. 1 и 2 ст. 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей – инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения (далее также – дополнительные меры государственной поддержки; материнский (семейный) капитал).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Федеральный закон в развитие положений п «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей, что координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предоставляет субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям право устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Так, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень лиц, имеющих право на соответствующие меры поддержки, размер и правила получения дополнительного материнского капитала, перечень направлений целевого использования предоставленных финансовых средств.
Распоряжением Администрации Иркутской области от 11.09.2007 N 379-ра была утверждена Концепция демографического развития Иркутской области на период до 2015 года, определяющая основные приоритеты и направления реализации демографической политики на территории Иркутской области на период до 2015 года.
Стратегия демографической политики на территории Иркутской области направлена в том числе на стимулирование рождаемости и укрепление институтов семьи и материнства на основе повышения уровня жизни, обеспечения адресной социальной защиты семьи, включая материальное поощрение при рождении ребенка.
Закон Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области" устанавливает дополнительную меру социальной поддержки женщине, проживающей на территории Иркутской области при рождении третьего ребенка или последующих детей.
Таким образом, формальным основанием для назначения дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления областного материнского (семейного) капитала обстоятельством является факт рождения третьего и последующих детей, в то время как двое из детей истицы ФИО1 являются усыновленными.
Тем самым, у истицы ФИО1 отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки в виде предоставления областного материнского (семейного) капитала.
Суд также учитывает, что предоставление указанной меры социальной поддержки семьям, в случае рождения третьего и последующих детей, не нарушает прав усыновителей и усыновленных детей, поскольку для граждан, усыновивших (удочеривших) детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, реализация которых осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 102-ОЗ.
Так, Закон Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 102-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области" предусматривает предоставление единовременной выплаты при усыновлении в размере 100000 рублей (ст. 3).
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, единовременная выплата при усыновлении предоставляется по истечении 3 лет со дня вступления в силу решения суда об усыновлении ребенка, но не позднее 5 лет со дня вступления в силу решения суда об усыновлении.
Таким образом, региональный законодатель определил и разграничил меры социальной поддержки отдельно для граждан, усыновивших (удочеривших) детей и для иной категории граждан, к которой ФИО1 не относится.
Кроме того, для граждан, усыновивших детей, действующим законодательством предусмотрен ряд стимулирующих выплат, а именно, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 8 000 руб., а в случае усыновления детей – инвалидов, детей старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. для каждого такого ребенка (с применением районного коэффициента к заработной плате); постановлением администрации Иркутской области от 03.12.2007 г. № 281-па «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области» предусмотрена ежемесячная выплата пособия на усыновленного (удочеренного) ребенка семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения, в размере 4 000 руб. с применением районного коэффициента к заработной плате.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании права семьи на получение сертификата на областной материнский (семейный) каптал на основании Закона Иркутской области от 03 ноября 2011 г. № 102-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области" – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ