Дело № 2-3536/2018
Решение
Именем Российской Федерации
02.10.2018 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, указав, что является пенсионером по старости. На основании постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» ей была назначена доплата к пенсии в сумме 4558,93 руб. Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии была прекращена. Распоряжением Администрации г. Омска ей назначена пенсия за выслугу лет в размере 4558,93 руб. с ДД.ММ.ГГГГ За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к пенсии не произведена, за этот период она недополучила 37 138,12 руб. В выплате пенсии за спорный период Администрацией г. Омска ей было отказано со ссылкой на то, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № принято постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, которым постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ было признано утратившим силу. Вместе с тем, апелляционным определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. указанное решение суда отменено. Таким образом, постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ является действующим, и отказ ответчика в выплате доплаты является незаконным. Доплата к пенсии является мерой социальной поддержки. На указанные цели в бюджете г. Омска были запланированы расходы по статье «Предоставление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также мер социальной поддержки». На основании изложенного, просила взыскать с ответчика невыплаченную доплату к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 138,12 руб. (л.д. 3-4).
Судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечен Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска и Омский городской Совет.
В судебном заседании истица участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в сове отсутствие (л.д. 23).
Представитель Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом, представила отзыв, согласно которому полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление № было признано утратившим силу, оснований для дальнейшей выплаты истцу доплат не имелось. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ доплата была установлена решением Омского городского Совета, и оно не распространило свое действие на ранее возникшие правоотношения. За этот период денежные средства в бюджет не были заложены. Администрация города Омска принимает правовой акт, но распределением денежных средств занимается Управление делами Администрации города Омска, оно их перечисляет, поэтому с Администрации города Омска денежные средства не могут быть взысканы. В удовлетворении иска просили отказать (л.д.10).
Представитель Управления делами администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истица является пенсионером по старости, что подтверждается материалами пенсионного дела №, представленного УПФР в КАО г. Омска по запросу суда с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-55).
Истице, замещавшей должность муниципальной службы – <данные изъяты>, производилась выплата доплаты к пенсии на основании постановления Администрации г. Омска № «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» и распоряжения Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 15-16, 17-18).
В соответствии с п. 1 Положения о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, ее установления, выплаты и перерасчета, утвержденного названным постановлением Администрации г. Омска №, право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют лица, получающие трудовую пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством, замещавшие должности муниципальной службы города Омска, в том случае, если они: имеют стаж муниципальной службы не менее 15 лет; были освобождены от замещаемой должности по одному из следующих оснований: ликвидация органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим, достигшим на момент истечения срока трудового договора пенсионного возраста; истечение срока полномочий, установленного для отдельных должностей муниципальной службы города Омска; достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы; собственное желание при условии замещения должности муниципальной службы города Омска не менее 3 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы; были освобождены от замещаемой должности не ранее 12 января 1998 года.
Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по административному иску прокурора города Омска постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» признано полностью недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Во исполнение указанного судебного решения Администрацией г. Омска принято вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление № признано утратившим силу.
На основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска, в том числе, истице была прекращена (л.д. 19-20).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Прокурору города Омска в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» отказано (л.д. 60-70).
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2) предусмотрено для муниципальных служащих города Омска при наличии стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с муниципальной службы города Омска не ранее 12 января 1998 года по одному из следующих оснований: а) ликвидация органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; б) сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; в) истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим; г) достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы; д) инициатива работника (собственное желание), соглашение сторон, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу, прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1).
На основании ч. 4 ст. 8 названного Решения распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе истице на основании ее заявления с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 4558,93 руб. (л.д. 14,21-22).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к пенсии истице ежемесячно не производилась. Отказ в выплате доплат в указанный период истец считает незаконным.
Возражая по иску, ответчик ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оснований для выплат не имелось, поскольку отсутствовал правовой акт, устанавливающий такие выплаты, а в период с ДД.ММ.ГГГГ – по причине того, что начал действовать другой порядок назначения пенсии, а истец обратилась с заявлением о назначении пенсии только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Суд доводы ответчика считает необоснованными.
Как установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, совокупность условий, необходимых и достаточных для признания нормативного правового акта – постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствует.
Поскольку указанное постановление Администрации г. Омска не было признано недействующим, а решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого издано постановление Администрации г. Омска №, было отменено, оснований для прекращения истцу выплаты доплаты к пенсии у органа местного самоуправления за спорный период не имелось.
В соответствии с расчетом истца задолженность по доплате к пенсии перед ней составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 37138,12 руб. Расчет истца по сумме ответчиком не оспорен с предоставлением справки (л.д.13).
Учитывая, что после вынесения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ какое-либо постановление о признании недействующим постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией г. Омска не издавалось, в соответствии с ним истец имеет право получить доплаты к пенсии за указанный ею период. Поскольку постановление № является действующим, право истца на получение такой доплаты, в том числе, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть поставлено в зависимость от даты подачи заявления для назначения ей пенсии на основании Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца невыплаченную ей доплату к пенсии в заявленном размере 37138,12 руб., по правилам ст. 196 ГПК РФ с учетом указанного истцом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выйти за рамки заявленных требований суд не вправе.
Доводы стороны ответчика о том, что за спорный период денежные средства в бюджет не были заложены, не могут быть приняты во внимание. Реализация права муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации с отнесением при этом пенсионного обеспечения за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета не связана с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии.
Как следует из доводов отзыва, перечисление денежных средств для выплат доплаты к пенсиям осуществляет Управление делами Администрации города Омска.
В соответствии с Положением об управлении делами Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 г. № 418, оно наделено, в том числе, функциями по организации подготовки приказов, связанных с выходом на пенсию муниципальных служащих структурных подразделений Администрации города Омска, не наделенных правами юридического лица, оформлением соответствующих документов; ведению реестра муниципальных служащих таких подразделений; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетные ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполнению соответствующей части бюджета; осуществлению начисления и выплаты денежного содержания работникам структурных подразделений Администрации города Омска (п.п. 27, 31, 55, 67 раздела III Положения).
Между тем, из анализа положений Постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, включая Положение о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии и положений Федерального закона № 131-ФЗ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на Управление делами Администрации города Омска только возложена обязанность предусмотреть при составлении бюджетной заявки на очередной финансовый год средства на выплату, производить перерасчет ежемесячной доплаты, а также производить выплату; между тем, осуществление (назначение) выплаты и прекращение выплаты осуществляется непосредственно Администрацией г. Омска, с учетом распорядительных функций последней. С учетом изложенного, суд полагает Администрацию г. Омска по заявленному спору надлежащим ответчиком и приходит к выводу о возможности взыскать присужденные истцу денежные средства с Администрации г. Омска.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу ФИО1 задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в размере 37138,12 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 02.10.2018 г.
Судья Т.А. Васильева