ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3536/18 от 02.10.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3536/2018

Решение

Именем Российской Федерации

02.10.2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, указав, что является пенсионером по старости. На основании постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» ей была назначена доплата к пенсии в сумме 4558,93 руб. Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии была прекращена. Распоряжением Администрации г. Омска ей назначена пенсия за выслугу лет в размере 4558,93 руб. с ДД.ММ.ГГГГ За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к пенсии не произведена, за этот период она недополучила 37 138,12 руб. В выплате пенсии за спорный период Администрацией г. Омска ей было отказано со ссылкой на то, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. по делу принято постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу. Вместе с тем, апелляционным определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. указанное решение суда отменено. Таким образом, постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, и отказ ответчика в выплате доплаты является незаконным. Доплата к пенсии является мерой социальной поддержки. На указанные цели в бюджете г. Омска были запланированы расходы по статье «Предоставление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также мер социальной поддержки». На основании изложенного, просила взыскать с ответчика невыплаченную доплату к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 138,12 руб. (л.д. 3-4).

Судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечен Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска и Омский городской Совет.

В судебном заседании истица участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в сове отсутствие (л.д. 23).

Представитель Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом, представила отзыв, согласно которому полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление было признано утратившим силу, оснований для дальнейшей выплаты истцу доплат не имелось. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ доплата была установлена решением Омского городского Совета, и оно не распространило свое действие на ранее возникшие правоотношения. За этот период денежные средства в бюджет не были заложены. Администрация города Омска принимает правовой акт, но распределением денежных средств занимается Управление делами Администрации города Омска, оно их перечисляет, поэтому с Администрации города Омска денежные средства не могут быть взысканы. В удовлетворении иска просили отказать (л.д.10).

Представитель Управления делами администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является пенсионером по старости, что подтверждается материалами пенсионного дела , представленного УПФР в КАО г. Омска по запросу суда с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-55).

Истице, замещавшей должность муниципальной службы – <данные изъяты>, производилась выплата доплаты к пенсии на основании постановления Администрации г. Омска «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» и распоряжения Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16, 17-18).

В соответствии с п. 1 Положения о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, ее установления, выплаты и перерасчета, утвержденного названным постановлением Администрации г. Омска , право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют лица, получающие трудовую пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством, замещавшие должности муниципальной службы города Омска, в том случае, если они: имеют стаж муниципальной службы не менее 15 лет; были освобождены от замещаемой должности по одному из следующих оснований: ликвидация органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим, достигшим на момент истечения срока трудового договора пенсионного возраста; истечение срока полномочий, установленного для отдельных должностей муниципальной службы города Омска; достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы; собственное желание при условии замещения должности муниципальной службы города Омска не менее 3 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы; были освобождены от замещаемой должности не ранее 12 января 1998 года.

Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному иску прокурора города Омска постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» признано полностью недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Во исполнение указанного судебного решения Администрацией г. Омска принято вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление признано утратившим силу.

На основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска, в том числе, истице была прекращена (л.д. 19-20).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Прокурору города Омска в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячной доплате к страховой пенсии» отказано (л.д. 60-70).

Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы города Омска», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2) предусмотрено для муниципальных служащих города Омска при наличии стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с муниципальной службы города Омска не ранее 12 января 1998 года по одному из следующих оснований: а) ликвидация органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; б) сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления города Омска (его структурного подразделения), муниципального органа; в) истечение срока трудового договора, заключенного с муниципальным служащим; г) достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы; д) инициатива работника (собственное желание), соглашение сторон, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу, прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1).

На основании ч. 4 ст. 8 названного Решения распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе истице на основании ее заявления с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 4558,93 руб. (л.д. 14,21-22).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к пенсии истице ежемесячно не производилась. Отказ в выплате доплат в указанный период истец считает незаконным.

Возражая по иску, ответчик ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оснований для выплат не имелось, поскольку отсутствовал правовой акт, устанавливающий такие выплаты, а в период с ДД.ММ.ГГГГ – по причине того, что начал действовать другой порядок назначения пенсии, а истец обратилась с заявлением о назначении пенсии только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Суд доводы ответчика считает необоснованными.

Как установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, совокупность условий, необходимых и достаточных для признания нормативного правового акта – постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Поскольку указанное постановление Администрации г. Омска не было признано недействующим, а решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого издано постановление Администрации г. Омска , было отменено, оснований для прекращения истцу выплаты доплаты к пенсии у органа местного самоуправления за спорный период не имелось.

В соответствии с расчетом истца задолженность по доплате к пенсии перед ней составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 37138,12 руб. Расчет истца по сумме ответчиком не оспорен с предоставлением справки (л.д.13).

Учитывая, что после вынесения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ какое-либо постановление о признании недействующим постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска не издавалось, в соответствии с ним истец имеет право получить доплаты к пенсии за указанный ею период. Поскольку постановление является действующим, право истца на получение такой доплаты, в том числе, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть поставлено в зависимость от даты подачи заявления для назначения ей пенсии на основании Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца невыплаченную ей доплату к пенсии в заявленном размере 37138,12 руб., по правилам ст. 196 ГПК РФ с учетом указанного истцом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выйти за рамки заявленных требований суд не вправе.

Доводы стороны ответчика о том, что за спорный период денежные средства в бюджет не были заложены, не могут быть приняты во внимание. Реализация права муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации с отнесением при этом пенсионного обеспечения за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета не связана с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии.

Как следует из доводов отзыва, перечисление денежных средств для выплат доплаты к пенсиям осуществляет Управление делами Администрации города Омска.

В соответствии с Положением об управлении делами Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 г. № 418, оно наделено, в том числе, функциями по организации подготовки приказов, связанных с выходом на пенсию муниципальных служащих структурных подразделений Администрации города Омска, не наделенных правами юридического лица, оформлением соответствующих документов; ведению реестра муниципальных служащих таких подразделений; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетные ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполнению соответствующей части бюджета; осуществлению начисления и выплаты денежного содержания работникам структурных подразделений Администрации города Омска (п.п. 27, 31, 55, 67 раздела III Положения).

Между тем, из анализа положений Постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, включая Положение о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии и положений Федерального закона № 131-ФЗ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на Управление делами Администрации города Омска только возложена обязанность предусмотреть при составлении бюджетной заявки на очередной финансовый год средства на выплату, производить перерасчет ежемесячной доплаты, а также производить выплату; между тем, осуществление (назначение) выплаты и прекращение выплаты осуществляется непосредственно Администрацией г. Омска, с учетом распорядительных функций последней. С учетом изложенного, суд полагает Администрацию г. Омска по заявленному спору надлежащим ответчиком и приходит к выводу о возможности взыскать присужденные истцу денежные средства с Администрации г. Омска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу ФИО1 задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в размере 37138,12 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 02.10.2018 г.

Судья Т.А. Васильева