ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3537/2021 от 17.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Копия

№ 2-3537/2021

56RS0018-01-2021-002455-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года город Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Даниловой С.М.,

при секретаре Хайранбаевой М.А.,

с участием представителя истца в лице помощника прокурора г. Оренбурга Лазина Ю.А.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга в защиту интересов ФИО1 к администрации города Оренбурга о признании мер социальной поддержки на получение жилого помещения, восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, включении в список нуждающихся и возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Оренбурга в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что ФИО1... рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации Южного административного округа г. Оренбурга от ...NФИО1 передан под опеку бабушке ФИО4 Кроме того, указанным распоряжением за ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: ... Данный пункт распоряжения считают незаконным, поскольку нарушаются права и законные интересы собственника квартиры, жилое помещение не относилось к государственному и муниципальному жилищному фондам. Данное жилое помещение принадлежало ФИО4 на праве собственности, последняя являлась опекуном несовершеннолетних ФИО1, ..., ФИО5... рождения, ФИО6... рождения. У истца ФИО1 никаких прав на это жилье не имелось. Об этом было известно специалистам администрации Южного административного округа г. Оренбурга, однако, своевременных мер по внесению изменений в распоряжение в части закрепления за ФИО1 жилья по адресу: ... и защите прав несовершеннолетних органом опеки и попечительства не принято. ФИО1... обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга за использованием гарантированного органом местного самоуправления права на получение жилья путем включения в список по обеспечению жильем на территории МО «город Оренбург». Однако, в заявленных требованиях ему было отказано, поскольку данное право им утрачено в связи с достижением возраста 23 лет. Полагают, что гарантированным правом на получение жилья ФИО1 не воспользовался по уважительным причинам, поскольку при закреплении за ним жилого помещения по адресу: ... нарушены нормы действующего законодательства. Сведений, подтверждающих злостность и преднамеренность бездействия ФИО1, не установлено. ФИО1 объективно не знал о том, что имеет законное право на получение жилья по договору специализированного найма. По настоящее время ФИО1 жилых помещений в собственности не имеет.

На основании изложенного, с учетом уточнений просил суд:

признать за ФИО1 право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

восстановить срок для постановки ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

обязать администрацию МО «город Оренбург» предоставить ФИО1 за счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории МО «Город Оренбург» не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, Министерство социального развития ..., орган опеки и попечительства в лице Управления образования администрации г. Оренбурга.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца в лице помощника прокурора г. Оренбурга Лазин Ю.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объёме по основаниям, изложенным в иске. ФИО1 также пояснил, что пропустил установленный законом срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине того, что находился на службе в армии в течении одного года, до этого проживал в г. Москва. О наличии у него права на получение жилья не знал, его никто не информировал об этом.

Представитель ответчика администрации города Оренбурга ФИО2, действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель органа опеки и попечительства в лице Управления образования администрации г. Оренбурга ФИО3, действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения.

На основании изложенного, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Согласно пункту 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона указанная льгота по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем, носит заявительный характер и может быть реализована только после их обращения с заявлением о предоставлении жилья в уполномоченный орган.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 04 апреля 2019 года №397 прием заявлений о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. К заявлению о включении в список заявителем прилагаются документы, указанные в п. 7 Постановления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1, ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца ФИО1, ... рождения и ФИО7, ... рождения лишены родительских прав в отношении детей ФИО1, ... года рождения, ФИО5, ... года рождения, ФИО6, ... года рождения и ФИО6, ... года рождения на основании заочного решения Центрального районного суда ... от ....

Распоряжением администрации Южного административного округа г. Оренбурга от ...N опекуном над несовершеннолетним ФИО1, 1989 ... рождения назначена ФИО4

...ФИО1 обратился с заявлением в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга по вопросу включения его в писок детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ...NФИО1 отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием права на включение в данный список по причине достижения 23-летнего возраста.

ФИО1 обратился к прокурору г. Оренбурга о проведении проверки соблюдения муниципальным органом его социальных и жилищных прав по вопросу обеспечения жилым помещением.

По итогам проведенной проверки ... прокурором г. Оренбурга внесено представление в адрес заместителя главы г. Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, поскольку было установлено, что в нарушение требований закона решение о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по его заявлению от ... на момент проведения проверки не принято.

Администрацией г. Оренбурга ... направлен ответ на представление прокурора ... от ..., из которого следует, что на основании постановления администрации г. Оренбурга от ...NФИО1 отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием права на включение в данный список по причине достижения 23-летнего возраста. Заместитель начальника управления привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков предоставления муниципальных услуг.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец ФИО1 в судебном заседании в качестве причины несвоевременного обращения в соответствующие органы с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилом помещении указывает на то, что проходил срочную службу в армии.

Из материалов дела следует, что в период с ... по ...ФИО1 проходил службу в армии.

При этом, суд полагает, что прохождение истцом в вышеуказанный период времени службы в армии нельзя отнести к числу уважительных причин несвоевременности обращения в муниципальной орган с заявлением о включении в список нуждающихся в жилом помещении, поскольку данное обстоятельство не препятствовало ФИО1 реализовать имеющееся у него право в установленный законом срок.

Более того, в период когда, истец ФИО1 достиг совершеннолетнего возраста и не находился на службе в армии, обстоятельств, препятствующих ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилья на льготных основаниях либо факта незаконного отказа муниципального образования принять его на учёт до достижения возраста 23 лет, судом не установлено.

Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, ФИО1 в судебном заседании также обосновывал отсутствием информации о наличии у него такой льготы на обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, оснований для отнесения данной причины к числу уважительных суд также не усматривает.

Как установлено в судебном заседании, сестры истца ФИО5, ... года рождения, ФИО6, ... года рождения и брат ФИО6, ... года рождения реализовали принадлежащие им права на получение жилых помещений по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в установленные законом сроки. Истец ФИО1 длительное время проживал по адресу: ... совместно со своими сестрами и братом, а также бабушкой ФИО4, являющейся их опекуном, и у него имелась возможность получить информацию о получении жилья в льготном порядке, в том числе и от данных лиц.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представил в материалы дела.

Поскольку с заявлением к ответчику о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 до достижения им возраста 23 лет не обращался, факт отсутствия такого обращения не был обусловлен стечением сложных жизненных обстоятельств истца, не был связан с виновным бездействием органа местного самоуправления либо с незаконным отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жильем, суд приходит к выводу об утрате истцом права на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, учитывая, что законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как и не предусмотрено восстановление срока для реализации прав на однократное обеспечение льготным жилым помещением.

Довод прокурора о том, что пропуск срока обращения в муниципальный орган с заявлением о принятии на учета истца связан также с необоснованным закреплением за ним жилого помещения по адресу: г. ..., которое принадлежит его опекуну, суд также полагает необоснованным.

Материалами дела подтверждается, что истец является собственником 1/9 доли в данной квартире на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ..., а также собственником в 1/3 доле от 1/9 доли данного жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти его отца ФИО1, умершего ....

С учетом изложенного исковые требования прокурора города Оренбурга в защиту интересов ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга в защиту интересов ФИО1 к администрации города Оренбурга о признании мер социальной поддержки на получение жилого помещения, восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, включении в список нуждающихся и возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Данилова С.М.

Мотивированный текст решения изготовлен 01 сентября 2021 года

Судья подпись Данилова С.М.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

Оригинал подшит в деле № 2-3537/2021, находящемся в производстве Ленинского районного суда г. Оренбурга