ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3539/20 от 09.02.2021 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2–477/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Бор 09 февраля 2021 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Чичкова Д.С.,

при ведении протокола секретарем Майборода Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Комитет имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащений за пользование:

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 21,2 кв.м., в сумме 4037,68 руб.; проценты в сумме 518,07 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 406,3 кв.м., в сумме 77382,55 руб.; проценты в сумме 9929,19 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 620,5 кв.м., в сумме 118178,37 руб.; проценты в сумме 15163,85 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 378,9 кв.м., в сумме 72164,03 руб.; проценты в сумме 9259,59 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 57,3 кв.м., в сумме 10913,17 руб.; проценты в сумме 1400,31 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадь 877,40 кв.м., в сумме 167106,69 руб.; проценты в сумме 21441,98 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 140,8 кв.м., в сумме 26816,30 руб.; проценты в сумме 3440,88 руб.;

земельным участком под зданием с кадастровым , площадью 622,3 кв.м., в сумме 118521,19 руб.; проценты в сумме 15207,83 руб.

В обосновании исковых требований указано, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположены нежилые здания с кадастровыми номерами:

(площадью 21,2 кв.м);

(площадью 406,3 кв.м);

(площадью 620,5 кв.м);

(площадью 378,9 кв.м);

(площадью 57.3 кв.м);

(площадью 6 142,0 кв.м);

(площадью 281,5 кв.м);

(площадью 622,3 кв.м),

принадлежащие ФИО1 на праве собственности, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на указанные здания.

Данные нежилые здания расположены без оформления правоустанавливающих документов на указанный земельный участок (договоры аренды) установленном порядке.

Заявлений о предоставлении земельного участка под объектами недвижимости от ответчика в администрацию города Арзамаса не поступало.

На сегодняшний день, на земельный участок под нежилыми зданиями договоров аренды не оформлено, в собственность этот земельный участок не передавался.

Таким образом, до приобретения земельного участка под указанными выше объектами недвижимости в собственность в установленном законом порядке ФИО1, исходя из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не может использовать участок на иных условиях, кроме как на условиях аренды, и в отсутствие заключенного договора аренды обязана уплачивать неосновательное обогащение в размере арендной платы.

Арендная плата в данном случае определятся в соответствии с Положением о ставках арендной платы за землю на территории г. Арзамаса Нижегородской области. Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 № 186 «Об" утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области». Решением Арзамасской городской Думы от 01.02.2007 № 7 «О применении Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности на территории города Арзамаса, исходя из кадастровой стоимости единицы площади земель», действующие в соответствующие периоды.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств. Ответчик использует земельные участки под нежилыми зданиями, расположенными по адресу: <адрес> соответствующими площадями.

При таких условиях, со стороны ответчика имеет место неосновательное обогащение на сумму не внесенной платы за пользование данными земельными участками. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат уплате проценты за пользование чужими денежными средствами.

Плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:

за участок под зданием с кадастровым , площадью 21.2 кв.м. - 4037,68 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 406,3 кв.м. - 77382,55 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 620,5 кв.м. - 118178,37 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 378,9 кв.м. - 72164,03 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 57,3 кв.м. - 10913,17 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 877.40 кв.м. – 167106,69 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 140,8 кв.м. - 26816,30 руб.;

за участок под зданием с кадастровым , площадью 622,3 кв.м. - 118521,19 руб.

Всего за весь спорный период за все участки: 595119,98 руб.

Проценты за пользование чужими денежными средствами рассчитаны с учетом ставки рефинансирования, средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц и ключевой ставки Банка России, действующих в соответствующий период.

Ответчику направлялось предупреждение (претензия) от ДД.ММ.ГГГГ о задолженности.

Ранее, Борским городским судом Нижегородской области было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу о взыскании задолженности с ФИО1 в пользу Комитета за пользование этим же земельным участком за предыдущий период.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Л.Н.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности П.А.Ф. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве ответчика.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>:

кадастровый (площадью 21,2 кв.м.), 1 этаж;

кадастровый (площадью 406,3 кв.м.), 1 этаж;

кадастровый (площадью 620,5 кв.м.), 1 этаж;

кадастровый (площадью 378,9 кв.м.), 1 этаж;

кадастровый (площадью 57,3 кв.м.), 1 этаж;

кадастровый (площадью 6142,0 кв.м.), 7 этажей;

кадастровый (площадью 281,5 кв.м.), 2 этажа;

- кадастровый (площадью 622,3 кв.м.), 1 этаж,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на указанные здания.

Право собственности ФИО1 на здание с кадастровым возникло ДД.ММ.ГГГГ, на здания с кадастровыми , , , , , ДД.ММ.ГГГГ, на здание с кадастровым ДД.ММ.ГГГГ.

Данные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым , <данные изъяты>, относящемся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Факт нахождения зданий на указанном земельном участке подтверждается также договорами купли-продажи.

В судебном заседании установлено, что договор аренды земельного участка под вышеуказанными зданиями ФИО1 с Комитетом имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области не заключался.

ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия в адрес ответчика с требованием произвести оплату суммы неосновательного обогащения за пользование землей.

Неисполнение требований, указанных в претензии, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным; формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Таким образом, с момента возникновения права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено, в силу статьи 65 ЗК РФ ФИО1 должна была платить за пользование участком в размере арендной платы.

Между тем, землепользование осуществлялось ответчицей без оформления арендных правоотношений и без внесения арендной платы.

Таким образом, сумма арендной платы, которая должна была, но не была оплачена ФИО1 за пользование землей, составляет её неосновательное обогащение.

Соглашаясь с позицией истца, площадь используемых ФИО1 земельных участков суд считает возможным принять как площадь находящихся на них одноэтажных зданий, а в отношении 2-х и 7-этажных зданий – как площадь одного этажа.

Довод представителя ответчика об отсутствии у Комитета имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области права на предъявление иска суд находит необоснованным по нижеследующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 3.3 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Ранее действовавшей редакцией предусматривалось право вышеперечисленных органов на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.1.2. Положения о комитете имущественных отношений города Арзамаса, утвержденного решением Арзамасской городской Думы от 25.08.2006 N 104, Комитет имущественных отношений города Арзамаса является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Арзамаса (структурным подразделением администрации г. Арзамаса) и обладает правами юридического лица.

Комитет является органом по управлению муниципальным имуществом, осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными ресурсами города в пределах, установленных действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города.

В соответствии с п.3.35. данного Положения, Комитет имущественных отношений города Арзамаса заключает и расторгает в установленном порядке договоры аренды, купли, продажи, безвозмездного (срочного) пользования и постоянного (бессрочного) пользования земельных участков (земельных долей), соглашения к ним, ведет реестр заключенных договоров.

В соответствии с п.3.36. данного Положения, Комитет имущественных отношений города Арзамаса осуществляет учет арендной платы, поступающей от использования муниципального имущества, в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также учет арендной платы, поступающей от использования земельных участков, находящихся в ведении г. Арзамаса, платы за размещение средств наружной рекламы и иных объектов.

На основании положений вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу о том, что именно Комитет имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области обладает правом на предъявление рассматриваемого иска.

В соответствии с положениями ст. 39.7. Земельного кодекса РФ:

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Во исполнении вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Этим же постановлением Правительства утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ.

В свою очередь постановлением Правительства Нижегородской области № 186 от 02.06.2006 года для упорядочения взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области до разграничения государственной собственности на землю, и повышения эффективности их использования, до внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, Значения коэффициента вида разрешенного использования земель (Кви), Соответствие групп видов разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок, на котором расположены принадлежащие ФИО1 объекты недвижимости (здания), входит в состав земель, государственная собственности на которые на разграничена, арендная плата за использование данных земельных участков должна рассчитываться в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 186 от 02.06.2006 года.

Судом установлено, что произведенный истцом расчет арендной платы выполнен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 186 от 02.06.2006 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земли, коэффициента вида использования земельного участка, коэффициента индексации, коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора, утвержденного решением Арзамасской городской Думы № 150 от 17.11.2006 года с последующими изменениями.

При этом в соответствии с Методикой расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области № 186 от 02.06.2006 года, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора устанавливается внутри одного вида разрешенного использования земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок с имеет вид разрешенного использования: <данные изъяты>. В соответствии с этим коэффициент по видам деятельности был использован для вида деятельности: промышленные предприятия, фабрики, заводы, производственные объединения, концерны, промышленно-производственные фирмы, комбинаты, тресты. При этом учет фактического использования (неиспользования) земельного участка при расчете арендной платы законодательством не предусмотрен.

В соответствии с расчетом неосновательного обогащения плата за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 21.2 кв.м. - 4037,68 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 406,3 кв.м. - 77382,55 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 620,5 кв.м. - 118178,37 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 378,9 кв.м. - 72164,03 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 57,3 кв.м. - 10913,17 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 877.40 кв.м. – 167106,69 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 140,8 кв.м. - 26816,30 руб.;

- за земельный участок под зданием с кадастровым , площадью 622,3 кв.м. - 118521,19 руб.

Всего за весь спорный период за все участки: 595119,98 руб.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 595119,98 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца процентов на сумму неосновательного обогащения по ст. 395 ГК РФ в размере 76361,70 рублей.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в доход бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в размере 9915 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета имущественных отношений администрации г.Арзамаса Нижегородской области неосновательное обогащение в сумме 595119,98 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 76361,70 рублей, а всего 671481,68 рублей

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 9915 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья Д.С. Чичков