РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
13 ноября 2012 г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Самохине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО17 ФИО1, ФИО17 ФИО2 ФИО17 ФИО3 к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права общей долевой собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Истцы ФИО39, ФИО39, ФИО40 обрались в суд с иском к ответчику Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, в котором просят признать за ними право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле за каждым на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Исковое заявление обосновано тем, что жилой дом, расположенный на спорном земельном участке был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО5 ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ г. После его смерти наследство приняли его сыновья – ФИО6 Александр ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10 ФИО11 по <данные изъяты> доле на указанный жилой дом за каждым. ФИО12 ФИО13. умер ДД.ММ.ГГГГ г., его долю дома унаследовала ФИО14 ФИО15. Фактическая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Истцам отказано Администрацией Наро-Фоминского района в предоставлении бесплатно земельного участка в общую долевую собственность. В ответе Департамента земельных отношений были даны разъяснения о предоставлении документов на земельный участок непосредственно в регистрирующий орган. Истцы вынуждены обратиться в суд, поскольку, согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ г. ранее учтенный земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., а фактически площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Право общей долевой собственности на жилой дом возникло до ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому истцы, по их мнению, вправе бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ.
Представитель истцов в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что оформить право собственности на земельный участок не представляется возможным, поскольку площадь участка по выписке из похозяйственной книги и по фактическому пользованию различается. Вид разрешенного использования земельного участка не определен, категория земель не установлена. Правоустанавливающих документов на землю нет. По объяснениям представителя ответчика, видимо, имея право на участок площадью <данные изъяты> кв.м., после ДД.ММ.ГГГГ года истцы передвинули забор и получилась площадь <данные изъяты> кв.м. Документов об уплате налога на землю нет. Выписку из похозяйственной книги по установленной форме истцам не выдали устно. Документов, подтверждающих отказ Администрации Первомайского поселения выдать выписку из похозяйственной книги по установленной форме, не имеется. Истцы, по их утверждению, вправе получить земельный участок в собственность бесплатно как собственники дома, не по дачной амнистии.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, обосновывая свои возражения тем, что имеются разночтения в площади земельного участка, не представлено доказательств отсутствия споров по границам участка. Истцами не представлен отказ в выдаче выписки из похозяйственной книги по установленной форме. Не доказано нарушение прав истцов. При получении выписки из похозяйственной книги по установленной форме они вправе зарегистрировать свое право на землю в регистрирующем органе. Отказа в государственной регистрации права тоже нет. Границы участка не установлены.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
ФИО40 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г. Москвы ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в реестре за № №, принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доля в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9, 10). По свидетельству о праве на наследство, жилой дом принадлежал наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, подтверждено, что жилой дом возведен до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО17 ФИО18 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Апрелевской государственной нотариальной конторы <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в реестре за №, принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доля в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 11).
ФИО17 ФИО19 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Апрелевской государственной нотариальной конторы <данные изъяты> <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в реестре за № № принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доля в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 12).
Согласно справке МУ «Наро-Фоминский районный архив» от ДД.ММ.ГГГГ г. №, в документах администрации Первомайского сельского округа Наро-Фоминского района, а именно в похозяйственных книгах за ДД.ММ.ГГГГ годы имеются сведения по д. <адрес> на главу хозяйства ФИО21 ФИО20. С ДД.ММ.ГГГГ года похозяйственные книги в архив не хранение не поступали (л.д. 13).
ФИО22 ФИО23 умер ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 6).
После смерти ФИО24 ФИО25 наследниками на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ г. являются ФИО17 ФИО26, ФИО17 ФИО27, а также умерший ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО29 ФИО28, наследником после смерти которого на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г. является ФИО40 (л.д. 7, 8, 9).
Согласно копиям похозяйственных книг № на ДД.ММ.ГГГГ г.г. и № на ДД.ММ.ГГГГ г.г., <адрес>, главой семьи являлся ФИО30 ФИО31 площадь приусадебного земельного участка, в том числе под огородом, составляла <данные изъяты> га (л.д. 13об-14, 15-16).
Выписка из похозяйственной книги по форме выписки, утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 г. № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», истцами не представлена. По утверждению представителя истца, Администрацией с.п. Первомайское устно отказано в выдаче выписке из похозяйственной книги по установленной форме. Однако, доказательств того, что истцы обращались в орган местного самоуправления за получение выписки не представлено. Кроме того, истцы обратились в суд с иском о признании права собственности на землю как собственники жилого дома, а не по дачной амнистии.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. в д<адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 18). Согласно кадастровой выписке, сведения внесены на основании похозяйственной книги № <адрес> сельского совета, категория земли не установлена, разрешенное использование не определено.
В соответствии с планом участка с кадастровым номером №, составленным инженером-землеустроителем ФИО41, площадь участка № д. <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с двух сторон граничит с дорогой, с двух других сторон другими участками (л.д. 17). Однако, данный план не является достоверным доказательством границ земельного участка, а также категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. согласованы ФИО34 ФИО32, владельцем земельного участка <адрес> д. <адрес>, и ФИО35 ФИО33, владельцем земельного участка в <адрес> д<адрес>, что подтверждено актом согласования местоположениям границы земельного участка, постановлениями о закреплении земельных участков (л.д. 42, 24, 58).
По сведениям БТИ, площадь земельного участка у д<адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. составляла по фактическому пользованию <данные изъяты> кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв.м., что подтверждено ситуационными планами спорного земельного участка(л.д. 44-46).
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ г. № № на заявление истцов о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно истцам отказано в решении данного вопроса, так как не подтверждено право истцов на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, площадь земельного участка превышает установленные в Наро-Фоминском районе нормы (л.д. 20).
Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в ответе от ДД.ММ.ГГГГ г. на заявление истцов о предоставлении им в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. истцам разъяснено право зарегистрировать право собственности на земельный участок испрашиваемой площади на основании выписки из похозяйственной книги установленной формы (л.д. 22).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 28), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таки образом, на основании указанных норм права, в целях предоставления земельного участка в собственность граждан, которым принадлежит здание, строение на земельном участке, земельный участок должен быть сформирован как объект права в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ.
Спорный земельный участок не определен как объект права, не сформирован в соответствии со ст. 36, ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, не установлено местоположение границ земельного участка, не определены категория земель, вид разрешенного использования, площадь земельного участка в соответствии с законом. Представленная кадастровая выписка на земельный участок не содержит всех указанный сведений о земельном участке, составлена на основании документа, похозяйственной книги № 16, который не соответствует установленной законом форме.
Статьей 25.2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Право истцов на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом, подтверждено документально, поскольку жилой дом возведен и принадлежал наследодателям истцов до ДД.ММ.ГГГГ года. С переходом права на жилой дом к истцам перешло и право на получение в собственность земельного участка.
Однако, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, выписка из похозяйственной книги не соответствует установленной законом форме, поэтому нет оснований для государственной регистрации права собственности истцов и для признания за истцами права собственности на спорный земельный участок.
Для признания за истцами права собственности на спорный участок как за собственниками жилого дома необходимо формирование земельного участка как объекта права в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. Спорный земельный участок не определен как объект права.
Поэтому исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО17 ФИО36, ФИО17 ФИО37, ФИО40 ФИО38 к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья: