Дело № 2-353/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2018 г. пос. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А., при секретаре Егошиной Е.В., с участием помощника прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Меркушевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
истец ФИО1 (далее - истец) обратился в суд к ответчику муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» (далее - ответчик, МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район») с иском о восстановлении на работе в должности директора муниципального образовательного учреждения «Моркинская средняя общеобразовательная школа № 6», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., мотивируя тем, что приказом от 15 июня 2018 г. за № … он уволен по инициативе работодателя по п.7 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. С увольнением он не согласен, договор о материальной ответственности с ним не заключался, приказ об увольнении считает незаконным.
В судебном заседании истец доводы искового заявления поддержал и просил исковые требования удовлетворить, дополнив, что декларацию о доходах он принес 23 апреля на флешке в электронном виде. В этот же день он узнал о необходимости представления декларации по новой программе. В связи с нахождением в командировке с 24 апреля до 18 мая он не имел возможности своевременно сдать декларацию по новой программе в распечатанном виде. С 18 мая по 01 июня он находился в отпуске. Об увольнении он узнал 15 июня, руководителем отдела был зачитан приказ. Согласно приказу он был уволен по п.7 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, но со слов руководителя стало ему известно, что он уволен за непредставление декларации о доходах. Ранее он и другие руководители сдавали декларацию в электронном виде, никаких претензий по этому поводу ему не предъявлялись. Он уволен с работы по указанию районной администрации.
Представитель истца адвокат Зуева А.А., действующая на основании удостоверения № 205, ордера № … от 31 июля 2018 г. и доверенности от 09 августа 2018 г., исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчика руководитель МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» ФИО2 и ФИО3, действующая на основании доверенности от 29 марта 2018 г., исковые требования не признали и просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФИО3 в суде пояснила, что в приказе от 15 июня 2018 г. в качестве основания увольнения истца ошибочно указан п.7 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. Фактически истец уволен по п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ за непредставление сведений о доходах за 2017 г.. Приказом от 27 июня 2018 г. внесены изменения в приказ от 15 июня 2018 г., основания увольнения изложены в новой редакции в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. В установленные законом сроки до 30 апреля истцом не была предоставлена справка о своих доходах. 23 апреля 2018 г. истец принес декларацию на флешке, она попросила принести его по новой программе. Однако истец декларацию до 30 апреля не сдал, принес ее 18 июня 2018 г.. По причине не сдачи декларации в установленные законом сроки 04 мая она написала докладную в адрес руководителя, в этот же день руководитель поставил резолюцию. По данному факту проверка не проводилась, комиссией данный вопрос не обсуждался. До 21 мая истец находился в отпуске. 22 мая у истца затребовано объяснение по данному поводу, в уведомлении об этом истец от подписи отказался. Уведомление о даче объяснений направлено по почте, письмо вернулось обратно. 07 июня истец уведомлением о даче объяснений ознакомлен в отделе образования, от подписи истец отказался, о чем был составлен акт. Объяснение от истца не поступило. 14 июня оставлен акт об этом. 15 июня в отделе истцу зачитан вслух приказ об увольнении, от подписи истец отказался, о чем составлен акт. С приказом от 27 июня истца не ознакомили, так как он был ознакомлен с приказом от 15 июня. Декларацию о своих доходах за 2015 г. истец принес в электронном виде, справка находилась в компьютере, она ее не распечатывала. После прокурорской проверки она просила представить декларацию по единой форме, в 2017 г. декларацию о доходах за 2016 г. представлялась по единой форме. О необходимости представления декларации директора школы были уведомлены письмом, направленным по электронной почте. Об этом также доводилось на ежемесячном совещании директоров.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Меркушевой А.В., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Исходя из п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч.2 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены требования к порядку проведения процедуры привлечения муниципальных служащих к ответственности и устанавливает необходимость наличия следующих документов: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
В силу ч.4 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Согласно ч.4 ст.275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно Положению о предоставлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному приказом руководителя МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» от 16 февраля 2017 г. №.. , руководитель муниципального учреждения обязан ежегодно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять работодателю в письменной форме сведения своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.2 и 3 Положения).
Согласно п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В силу ст.84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона (ч.5 ст.84.1 ТК РФ).
В соответствии с унифицированными формами Т-8 и Т-8а, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05 января 2004 г. № 1, в приказе (распоряжении) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) должны быть указаны дата увольнения работника, основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения).
Согласно ч.1 и 5 ст.394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
В соответствии с п.60 и 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
… г. истец назначен директором Моркинской средней школы № 6 приказом от … г. №.. .. 01 сентября 2017 г. с истцом, как руководителем муниципального общеобразовательного учреждения, заключен письменный трудовой договор на неопределенный срок, начало исполнения обязанностей … г..
Согласно п.п. «ц» п.9 указанного трудового договора руководитель обязуется представлять работодателю в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Судом установлено, что истцом сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г. в письменной форме представлены не были.
Согласно приказу от 23 апреля 2018 г. № … руководителя МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» в период с 24 апреля по 30 апреля и с 16 мая по 18 мая 2018 г. истец находился в качестве сопровождающего делегации Республики Марий Эл в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок».
Согласно приказу от 23 апреля 2018 г. № … ФИО1 предоставлен отпуск на период с 03 мая 2018 г. по 15 мая 2018 г..
Согласно приказу от 16 мая 2018 г. № … ФИО1 предоставлен отпуск на период с 16 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г..
04 мая 2018 г. юрисконсульт ФИО3 представила руководителю МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» докладную записку о том, что директор ФИО1 на 04 мая 2018 г. не представил сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г.
04 мая 2018 г. руководитель МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» в докладной записке поставил свою резолюцию «Н.. подготовить приказ об увольнении ФИО1, директора МОУ «ФИО4 № 6 за непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г.».
Согласно уведомлению от 21 мая 2018 г. руководитель МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» просил ФИО1 представить в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления письменные объяснения по факту непредставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Уведомление направлено истцу по почте 22 мая 2018 г., письмо вернулось обратно 25 мая 2018 г. с отметкой «истек срок хранения».
Согласно акту об отказе от подписи в уведомлении 07 июня 2018 г. в кабинете руководитель отдела путем прочтения уведомления от 21 мая 2018 г. устно ознакомил ФИО1 о представлении письменных объяснений по поводу непредставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанный акт подписан Г... и ФИО3.
На 14 июня 2018 г. ФИО1 объяснения в письменном виде не представил, о чем был составлен акт от 14 июня 2018 г., который подписан Г... и ФИО3.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Г... подтвердила данные обстоятельства.
Приказом от 15 июня 2018 г. № … истец уволен по инициативе работодателя по п.7 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ на основании докладной записки юрисконсульта ФИО3 от 04 мая 2018 г.
С указанным приказом истец был ознакомлен, от подписи отказался, о чем был составлен акт от 15 июня 2018 г.
Приказом от 27 июня 2018 г. № … в связи с технической ошибкой внесены изменения в приказ от 15 июня 2018 г. № … и основания прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) изложены в следующей редакции: «за непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».
С приказом от 27 июня 2018 г. ответчик истца не ознакомил.
В связи с тем, что истец, занимающий должность руководителя муниципального учреждения, в установленные законом сроки не исполнил свою обязанность и не представил работодателю в письменной форме сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, у ответчика имелись законные основания для увольнения истца по п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
Вместе с тем, увольняя истца по п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, ответчик допустил нарушения установленного порядка увольнения, указанные выше требования закона ответчиком при увольнении истца соблюдены не были.
Вопреки требованиям ч.3 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровой службой ответчика проверка по факту непредставления ответчиком о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги проведена не была, соответствующий доклад о результатах проверки составлен не был, сведений о том, что при применении к истцу взыскания учитывались характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, а также предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей, в материалах дела не имеются, доказательства, свидетельствующие об этом, ответчиком суду не представлены.
В нарушение закона основания увольнения истца в приказах от 15 июня и 27 июня 2018 г. указаны не в точном соответствии с формулировкой Трудового кодекса РФ со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса РФ. Кроме того, трудовым законодательством не предусмотрено внесение изменений в приказ об увольнении. Внося изменения в приказ от 15 июня 2018 г., фактически ответчик изменил основания увольнения истца, при этом не конкретизировал вид коррупционного правонарушения, указав в качестве основания увольнения все коррупционные правонарушения, перечисленные в п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса. В нарушение ст.193 Трудового кодекса РФ ответчик с приказом от 27 июня 2018 г. истца не ознакомил.
Поскольку увольнение истца произведено с нарушением установленного порядка увольнения, истец подлежит восстановлению на работе и с ответчика подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула.
При исчислении средней заработной платы суд руководствуется Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, согласно п.9 которого при определении среднего заработка используется средний дневной заработок для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Согласно справкам о доходах истца за 2017 и 2018 годы средняя заработная плата фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, составила 33080 руб. 40 коп.
Истец не работал с 16 июня 2018 г. по 10 августа 2017 г., всего 48 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе, средний дневной заработок составляет 1 323 руб. 21 коп. (33080,40:25 рабочих дней). С ответчика подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула в сумме 63514 руб. 36 коп. (1323, 21х 48).
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ч.9 ст.394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку увольнение истца проведено с нарушением установленного порядка и в связи с незаконным увольнением ему причинен моральный вред, в силу закона истец вправе требовать с ответчика компенсацию морального вреда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени и длительности нарушения трудовых прав истца, а также требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден по закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
восстановить ФИО1 на работе в муниципальном образовательном учреждении «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в должности директора муниципального образовательного учреждения «Моркинская средняя общеобразовательная школа № 6» с 16 июня 2018 г.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 63514 руб. 36 коп. и компенсацию морального вреда, причиненного незаконным увольнением, в сумме 5 000 руб., а всего 68514 руб. 36 коп.
Решение суда в части восстановления ФИО1 на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в доход бюджета муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в лице межрайонной ИФНС России №2 в Республике Марий Эл государственную пошлину в сумме 2 705 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Л.А. Иванова
Мотивированное решение составлено 15 августа 2018 г.