Дело № 2-353/2019 ***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Торжок 21 мая 2019 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
с участием истца ФИО1, ее представителей ФИО2, ФИО3,
представителя ответчиков – командира ФКУ «Войсковая часть 45095» и ФКУ «Войсковая часть 45095» - ФИО4, действующей на основании доверенностей №1 от 08.02.2019, №5 от 16.05.2019,
представителя ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» - ФИО5, действующей на основании доверенности от 12.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру федерального казенного учреждения «Войсковая часть 45095», федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 45095», федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа командира войсковой части 45095 от 17 января 2019 года №9, обязании произвести перерасчет заработной платы, обязании федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Тверской области» произвести доплату согласно произведенному перерасчету,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, после уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила признать незаконным и отменить приказ командира ФКУ «Войсковая часть 45095» в части установления ей с 19 января 2019 года должностного оклада техника без категории в размере 6 552 рубля в месяц; обязать командира ФКУ «Войсковая часть 45095» произвести перерасчет заработной платы с 19 января 2019 года по 01 апреля 2019 года на предмет выплаты денежных средств в сумме 1538 рублей 90 копеек в связи с выплатой оклада в сниженном размере; обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Тверской области» произвести доплату заработной платы в размере 1538 рублей 90 копеек в соответствии с произведенным перерасчетом.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Она, ФИО1, является работником войсковой части 45095 и исполняет должностные обязанности по занимаемой должности техник II квалификационной категории отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов (далее - техник отделения). Уровень ее образования в соответствии со ст.108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – среднее профессиональное. II квалификационная категория присвоена приказом командира войсковой части 45095 от 02.04.2014 №44 в соответствии с решением аттестационной комиссии войсковой части 45095 от 01.04.2014.
22 января 2019 года она ознакомлена с приказом командира войсковой части 45095 от 17 января 2019 года №9 (по строевой части), в соответствии с которым ее должностной оклад снижен до уровня техника без квалификационной категории, в качестве основания в приказе указано выданное ранее уведомление командира от 19 ноября 2018 года.
19 ноября 2018 года ей было вручено уведомление от работодателя №2170 о снижении должностного оклада с уровня техника II квалификационной категории до уровня техника без квалификационной категории. Основанием для снижения указано неправомерное присвоение ей II квалификационной категории, установленное в ходе мероприятий по внутреннему финансовому контролю, проведенных должностными лицами УФО обеспечения МО РФ по Тверской области.
Ей разъяснено, что в адрес командира войсковой части 45095 поступило письмо начальника ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 16.08.2018 исх.№4702, в котором он, ссылаясь на законодательство РФ, нормативно-правовые акты РФ, требования приказа МО РФ от 23 апреля 2014 года №255 «О мерах реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления правительства РФ от 05.08.2008 №583», указания начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий МО РФ от 21.11.2011 №182/2/1/1852, установил неправомерность присвоения ей в 2014 году II квалификационной категории.
После поступления указанного письма командиром войсковой части инициировано проведение служебного разбирательства по указанному вопросу, в ходе которого незаконность присвоения ей II квалификационной категории не установлена.
26 декабря 2018 года она обратилась в комиссию по трудовым спорам, 28 декабря 2018 года принято решение, которым снижение должностного оклада признано неправомочным.
Командир войсковой части обжаловал указанное решение в судебном порядке, впоследствии от своих требований отказался.
Процедура подтверждения и(или) снижения (снятия) квалификационной категории по должности техник ни законодательством Российской Федерации, ни локальными актами войсковой части 45095 не предусмотрена.
Таким образом, в настоящее время ей – технику II квалификационной категории в нарушение требований приказа МО РФ от 23 апреля 2014 года №255 (таблица 65 приложения 2, см. «Техник (других специальностей и наименований)») командиром войсковой части 45095 установлен оклад по технику без квалификационной категории в размере 6552 рубля. Выплата оклада в сниженном размере произведена с 19 января 2019 года и подтверждается расчетным листом за январь 2019 года.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, ФКУ «Войсковая часть 45095».
Истец ФИО1, ее представители ФИО2, ФИО3 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО3 указала, что Верховный суд Российской Федерации в своем решении от 25.05.2015 №АКПИ15-388 указал, что ЕКС носит для работодателя рекомендательный характер. Из постановления Минтруда России от 21.08.1998 №37 и преамбулы ЕКС следует, что на основе содержащихся в справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труде и управления, технологии выполнения трудовых процессов. Исключения составляют случаи, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» устанавливает 4 уровня образования (гл.2 ст.10 и 5), в частности, среднее профессиональное образование и высшее образование. Требование к квалификации «техник» согласно ЕКТС среднее профессиональное (техническое) образование. С 2013 года система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования. ФИО1 окончила Редкинское техническое училище №31, с 2013 года ее образование соответствует среднему професиональному образованию, так как начальное профессиональное образование не выделено в отдельный уровень. В 2014 году истцу решением аттестационной комиссии войсковой части 45095 в соответствии с ЕКСД была присвоена II квалификационная категория. В войсковой части 45095 издание приказов относительно оплаты труда происходит после согласования с финансовым органом ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области». В 2014 году приказ в отношении ФИО1 согласован, хотя указание начальника управления оплаты труда социальных гарантий МО РФ от 21.11.2011 №182/2/1/1852 уже существовало и никаких несоответствий, противоречащих данному указанию не было. Полагает, что вторая квалификационная категория истцу могла быть установлена в соответствии с п.10 ЕКС, п.8 Порядка применения ЕКТС.
Представитель истца ФИО2 в дополнении указал, что информационное письмо, на которое ссылаются ответчики (№182/2/1/1852) не является нормативно-правовым актом и не подлежит обязательному применению при разрешении указанного спора.
Ответчики – командир ФКУ «Войсковая часть 45095» (далее командир войсковой части 45095), ФКУ «Войсковая часть 45095» (далее войсковая часть 45095), извещенные о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не приняли.
Представитель ответчиков – командира ФКУ «Войсковая часть 45095», ФКУ «Войсковая часть 45095» - ФИО4 заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала представленные суду письменные объяснения, указав, что в июне-июле 2018 года ревизионной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Западному военному округу) была проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности воинских частей и организаций, находящихся на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области», по результатам которой установлено, что в настоящее время двум работникам войсковой части 45095 неправомерно, в нарушение Единого квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда РФ 09 февраля 2004 года №9 (далее ЕКС), присвоены квалификационные категории без наличия соответствующего образования и установлении должностных окладов в завышенных размерах, что может привести к причинению материального ущерба государству. Приказом командира войсковой части 45095 от 02.04.2014 №44 технику ФИО1 была присвоена 2 квалификационная категория без наличия согласно ЕКС среднего профессионального технического образования (закончила техническое училище №31 с присвоением квалификации оператор вычислительных машин).
В соответствии с трудовым законодательством, приказом МО РФ от 23.04.2014 №255, указанием начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий МО РФ от 21.11.2011 №182/2/1/1852 командиры воинских частей при приеме (переводе) на работу и присвоении квалификационных категорий работникам должны руководствоваться требованиями к квалификации, установленными ЕКС, которые определяют уровень профессиональной подготовки (наличие соответствующего образования) и требуемый стаж работы, необходимые для выполнения возложенных на работника обязанностей. При этом, прием на работу, перевод на другие должности и присвоение квалификационных категорий работникам, не отвечающим установленным квалификационным требованиям, в том числе не имеющим необходимого образования, не допускается.
В соответствии с информационным письмом ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» (исх. №2/4702 от 16.08.18г.), являющегося обслуживающим финансовым органом в/ч 45095 и начисляющим заработную плату гражданскому персоналу в/ч 45095, в соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса РФ ФИО1 19.11.18 под роспись было вручено уведомление об изменении условий трудового договора, то есть об установлении должностного оклада без учета квалификационной категории. 28 декабря 2018 года состоялось решение комиссии по трудовым спорам в/ч 45095 по факту снятия квалификационной категории, в соответствии с которым, снятие квалификационных категорий было признано не правомочным. Данное решение комиссии по трудовым спорам командир в/ч 45095 ФИО6 считает незаконным и не обоснованным. В соответствии с п.5.18 Положения о комиссии по трудовым спорам в/ч 45095 на заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью. Как следует из указанного пункта, подпись и печать на документе являются его обязательными реквизитами. Как следует из официального определения, закрепленного в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 77- ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Протокол комиссии после подписания печатью заверен не был. Соответственно, протокол заседания комиссии по трудовым не позволяет себя идентифицировать как официальный документ, поскольку составлен с нарушениями.
В дополнении указала, что должностные инструкции у них типовые, составлены в соответствии с положениями ЕКС.
Ответчик - ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» о времени и месте рассмотрения дела извещен, участия в судебном разбирательстве не принял, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просил отказать ФИО7 в удовлетворении исковых требований по причинам, указанным в возражениях.
В письменных возражениях указано, что истец ошибочно считает, что исполняет должностные обязанности по занимаемой ею должности техник второй квалификационной категории отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов, в штате №20/064 ФКУ «Войсковая часть 45095» (далее - войсковая часть 45095) такой должности нет, имеется должность техника отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов, которую и занимает ФИО1 То есть в штате №20/064 войсковой части 45095 имеется должность техника, а не техника второй категории. Квалификационные категории гражданскому персоналу воинских частей Минобороны России присваиваются порядком, установленным Министерством труда Российской Федерации и ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 (далее - Приказ МО РФ №255) должностные оклады гражданскому персоналу воинских частей устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровнем квалификации в размерах, установленных приложением №1 к данному приказу. Согласно таблице 65 приложения №1 к Приказу МО РФ №255 должностной оклад по должности техника (других специальностей и наименований), не имеющего категории, устанавливается в размере 6552 рубля, техника, имеющего вторую квалификационную категорию, устанавливается в размере 6864 рубля. Требования к квалификации по должности техник установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 (ЕКС). Для присвоения второй квалификационной категории по должности техник работник должен иметь среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет. Согласно диплому ФИО1 в 1982 году закончила Редкинское техническое училище №31, обучалась с течение 10,5 месяцев, с присвоением квалификации «оператор вычислительных машин». Таким образом, после окончания технического училища ФИО1 получила начальное профессиональное образование. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.108 Закона №273-ФЗ «Об образовании» начальное профессиональное образование приравнивается к среднему професииональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст.108 Закона №273-ФЗ к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена приравнивается среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи и т.п.). Таким образом, у ФИО1 имеется среднее профессиональное образованием по программам подготовки профессиональных рабочих (служащих), а не среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Должность техника, которую занимает ФИО1, относится к категории специалистов, а не рабочих (служащих). ФИО1 не имеет среднего профессионального (технического) образования по программам подготовки специалистов, необходимого в соответствии с ЕКС для присвоения второй квалификационной категории. Соответственно, вторая категория присвоена ФИО1 неправомерно, с нарушением требований ЕКС. С учетом неправомерно присвоенной второй категории, должностной оклад истцу установлен неправомерно, в завышенном размере 6864 рубля, а следовало по должности техника без категории в размере 6552 рубля.
В соответствии с Указанием начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №182/2/1/1852 командиры воинских частей при приеме (переводе) на работу и присвоении квалификационных категорий работникам должны руководствоваться требованиями к квалификации, установленными Единым квалификационным справочником, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №9, которые определяют уровень профессиональной подготовки (наличие соответствующего образования) и требуемый стаж работы, необходимые для выполнения возложенных на работника обязанностей. При этом, прием на работу, перевод на другие должности и присвоение квалификационных категорий работникам, не отвечающим установленным квалификационным требованиям, в том числе не имеющим необходимого образования, не допускаются. Учитывая, что приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. №150 приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2011 г. №2 признан утратившим силу, правовых оснований для дальнейшего присвоения квалификационных категорий работникам, не отвечающим требованиям к квалификации, не имеется. При этом работники, в отношении которых решения о присвоении квалификационных категорий были приняты в порядке исключения по согласованию с соответствующим органом по труду ранее, переаттестации в связи с отменой действовавшего порядка, не подлежат.
На основании изложенного, был издан приказ командира войсковой части 45095 от 17 января 2019 г. №9 об установлении с 19 января 2019 года ФИО1 должностного оклада по должности техник без квалификационной категории в размере 6552 рубля. Учитывая, что в соответствии со ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, считают, что данный приказ издан правомерно, в соответствии с требованиями к квалификации ЕКС и требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. №255. В противном случае, имело бы место нанесения материального ущерба государству в виде переплаты заработной платы.
В своем исковом заявлении ФИО1 указала, что процедура снижения (снятия) квалификационной категории ни законодательством Российской Федерации, ни локальными актами не предусмотрена. Считают данный довод истца ошибочным и неправомерным. По мнению истца, получается, что если ей неправомерно, в нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации присвоена какая-либо квалификационная категория и (или) установлен должностной оклад или иная выплата (надбавка) в завышенном размере, то данные неправомерно установленные выплаты должны ей производиться до ее увольнения из воинской части, то есть процедура приведения категорий или выплат в соответствие с требованиями нормативных правовых актов не предусмотрена.
Данная процедура изменения определенных сторонами условий трудового договора установлена статьей 74 Трудового Кодекса Российской Федерации. О предстоящих изменениях условий трудового договора работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, что и было сделано командиром войсковой части 45095 в отношении изменения уровня квалификационной категории и размера должностного оклада ФИО1 В соответствии со ст.74 ТК РФ ФИО1 19 ноября 2018 года была письменно уведомлена командиром войсковой части 45095 о том, что ей по истечении двух месячного срока будет установлен должностной оклад без учета неправомерно присвоенной ей второй квалификационной категории, в связи с отсутствием у неё необходимого согласно ЕКС среднего профессионального технического образования. ФИО1 19 ноября 2018 года лично ознакомилась с данным уведомлением и подписала его, о чем свидетельствует её подпись.
Кроме этого, ФИО1 пропущен установленный срок исковой давности. Работник согласно ст.392 ТК РФ имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своего права. ФИО1 с 19 ноября 2018 года знала, что через два месяца ей соответствующим приказом командира войсковой части 45095 будет установлен должностной оклад по должности техник без квалификационной категории в размере 6552 рубля. Данный факт подтверждается ее личной подписью и информацией, изложенной в исковом заявлении истца, в котором она указала, что письменное уведомление ей было вручено 19 ноября 2018 года.
Ответчик Министерство Обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку своего представителя в суд не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав истца, его представителей, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и добавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании приказа Министра Обороны Российской Федерации №125 от 15 марта 2016 года войсковая часть 45095 переименована в федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 45095».
Как усматривается из Положения об оплате и стимулировании (премировании) труда гражданского персонала войсковой части 45095, являющегося приложением №1 к коллективному договору войсковой части 45095, финансовое обеспечение производится через централизованный финансовый орган: ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области»; работодатель обязуется производить оплату труда работникам войсковой части 45095 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, утвержденными штатами, должностными окладами, установленными в соответствии с требованиями приказов Министра Обороны РФ №255-2014, постановления Министерства труда и социального развития РФ от 09.02.2004 №9 (ЕКС), настоящим Положением.
Суду также представлено положение о комиссии по аттестации работников войсковой части 45095.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 1266 «О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета» с 01 января 2011 года утвержден Перечень распорядителей бюджетных средств и администраторах доходов бюджета, одним из которых является ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области».
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» является учреждением, созданным в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) РФ, а также за границей.
20 апреля 2016 года между ФКУ «Войсковая часть 45095» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» был заключен договор на обслуживание №66 (дополнительное соглашение к договору от 01.08.2016), согласно условиям которого последний взял на себя обязательства по финансово-экономическому обеспечению войсковой части, в том числе по начислению и своевременному обеспечению личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.12 постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014года №193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Согласно пункту 13 Правил утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.
Таким образом, ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по Тверской области» наделен полномочиями осуществлять контроль правильности и законности установления должностных окладов, выплат гражданскому персоналу воинских частей в части заработной платы.
В соответствии с Указанием начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №182/2/1/1852 командиры воинских частей при приеме (переводе) на работу и присвоении квалификационных категорий работникам должны руководствоваться требованиями к квалификации, установленными Единым квалификационным справочником, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №9, которые определяют уровень профессиональной подготовки (наличие соответствующего образования) и требуемый стаж работы, необходимые для выполнения возложенных на работника обязанностей. При этом, прием на работу, перевод на другие должности и присвоение квалификационных категорий работникам, не отвечающим установленным квалификационным требованиям, в том числе не имеющим необходимого образования, не допускаются.
Согласно пункту 7 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255 должностные оклады гражданскому персоналу воинских частей устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровнем квалификации в размерах, установленных приложением №1 к данному приказу.
Согласно сведениям таблицы 65 приложения №1 к приказу МО РФ №255 должностной оклад по должности техника (других специальностей и наименований), не имеющего квалификационной категории, устанавливается в размере 6552 рубля, техника, имеющего вторую квалификационную категорию, - в размере 6864 рубля.
Требования к квалификации по должности техник установлены квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37. Так, для присвоения второй квалификационной категории по должности техник работник должен иметь среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника или других должностях, занимаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет.
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» устанавливает 4 уровня образования, в частности, среднее профессиональное образование и высшее образование (3 ступени). Как усматривается из положений указанного Федерального закона, с 2013 года система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Квалификационный справочник), утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37, является нормативным документом, рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Квалификационным справочником предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 10).
Аналогичные положения приведены в п. 8 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 09 февраля 2004 N 9 «Об утверждении порядка применения Единого Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации.
Из копии диплома ФИО8 следует, что в 1982 году она окончила Редкинское техническое училище по профессии – оператор вычислительных машин, ей присвоена квалификация оператор вычислительных машин II категории.
Согласно копии трудовой книжки серии АТ-III №*** на имя ФИО1 истец 01 августа 1991 года принята в войсковую часть 32882 на должность машинистки (по секретной переписке) машинописного бюро, 01.12.2009 переведена техником отделения офицерских курсов с должностным окладом 4230 рублей. 14 марта 2011 уволена по п.5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с переводом работника в войсковую часть 62632. 15 марта 2011 года принята в войсковую часть 62632-Д техником отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов с должностным окладом 4230 рублей; 01 июня 2011 года установлен должностной оклад 4505 рублей, 01.10.2011 – 4798 рубля, с 01.10.2012 установлен должностной оклад 5086 рублей, с 01.10.2013 установлен должностной оклад 5366 рублей. 03 февраля 2014 года истец уволена переводом в войсковую часть 45095. 04.02.2014 принята в войсковую часть 45095 на должность техника отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов, с должностным окладом 5366 рублей. 01.04.2014 присвоена вторая квалификационная категория техника с установлением должностного оклада в размере 6596 рублей, с 01.08.2014 установлен должностной оклад 6600 рублей.
Как усматривается из протокола №6 заседания аттестационной комиссии войсковой части 45095 от 01 апреля 2014 года, комиссия по итогам проведенной аттестации работников приняла решение о том, что ФИО1 соответствует занимаемой должности (выполняемой работе), достойна в присвоении II квалификационной категории техника и установлении должностного оклада в размере 6596 рублей.
Согласно аттестационному листу войсковой части 45095 в отношении ФИО1 работник имеет общий трудовой стаж 31 год 8 месяцев 3 дня, соответствует занимаемой должности, достойна в присвоении II квалификационной категории техника и установлении должностного оклада в размере 6596 рублей.
Из выписки из приказа командира войсковой части 45095 №44 от 02.04.2014 следует, что на основании протокола аттестационной комиссии ФИО1 технику отделения (разработки и создания учебно-методических пособий) офицерских курсов присвоена вторая квалификационная категория, и с 01.04.2014 установлен должностной оклад в размере 6596 рублей.
Учитывая изложенное, присвоение ФИО1 по должности техник второй квалификационной категории не противоречит положениям п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9, и п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37.
Поскольку у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным и отмене приказа командира ФКУ «Войсковая часть 45095» от 17 января 2019 года №9, исковые требования об обязании произвести перерасчет заработной платы, обязании федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Тверской области» произвести доплату согласно произведенному перерасчету, являясь производными от первоначальных, также подлежат удовлетворению.
Проверяя расчет недоплаченной заработной платы за испрашиваемый истцом период (с 19 января 2019 года по 01 апреля 2019 года) в размере 1538 рублей 90 копеек, суд соглашается с ним, исходя из следующего.
Размер должностного оклада техника второй квалификационной категории на 01.01.2019 составлял – 6864 рубля 00 копеек, оклад техника без квалификационной категории – 6552 рубля 00 копеек.
Недоплата заработной платы в январе 2019 года составила 322 рубля 10 копеек: (6864-6552):17 (рабочих дней в январе) х 9 = 165,18; надбавка за выслугу лет в размере 40% - 66,07 рублей (165,18 х 0,4); надбавка за работу с секретными сведениями в размере 30%- 49,55 рублей (165,18 х 0,3); снижение премии в размере 25% - 41,30 рублей (165,18 х 0,25).
Недоплата заработной платы в феврале 2019 года составила 608,40 рублей (6864,00 – 6552,00= 312,00 рублей; надбавка за выслугу лет в размере 40% 312,00 х 0,4 = 124,80 рублей; надбавка за работу с секретными сведениями в размере 30% 312, 00 х 0,3 = 93,60 рублей, снижение премии в размере 25% 312,00 х 0,25 = 78,00 рублей.
Недоплата в марте 2019 года составила 608,40 рублей (6864,00 – 6552,00= 312,00 рублей; надбавка за выслугу лет в размере 40% 312,00 х 0,4 = 124,80 рублей; надбавка за работу с секретными сведениями в размере 30% 312, 00 х 0,3 = 93,60 рублей, снижение премии в размере 25% 312,00 х 0,25 = 78,00 рублей.
Ответчиком ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с указанными требованиями.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Срок для обращения в суд с данными требованиями установлен статьей 392 ТК РФ и составляет 3 месяца.
Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы, надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из смысла вышеуказанного пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимися необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие правоотношения носят длящийся характер.
Начисленной может являться заработная плата, согласованная работодателем и работником в трудовом договоре, главным критерием, при этом, является отсутствие спора в отношении обязанности работодателя оплатить труд работника в размере, предусмотренном условиями трудового договора, что дает право работнику считать указанную сумму причитающейся ему к выплате в безусловном порядке вплоть до его увольнения, когда в силу ст. 140 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплатить все причитающиеся работнику суммы.
Суд полагает установленным, что истец обратилась в суд без пропуска установленного законом срока на обращение в суд, поскольку о нарушении своих прав она узнала после издания обжалуемого приказа от 17.01.2019.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к командиру Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 45095», Федеральному казенного учреждения «Войсковая часть 45095», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ командира Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 45095» от 17 января 2019 года №9 (по строевой части) в части установления ФИО1 с 19 января 2019 года должностного оклада техника без категории в размере 6552 рубля в месяц.
Обязать командира Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 45095» произвести ФИО1 перерасчет заработной платы с 19 января 2019 года по 01 апреля 2019 года на предмет выплаты денежных средств в размере 1538 рублей 90 копеек в связи с выплатой оклада в сниженном размере.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Тверской области» произвести доплату в размере 1538 рублей 90 копеек в соответствии с произведенным перерасчетом заработной платы.
В удовлетворении исковых требований, заявленных ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 27 мая 2019 года.
***
***
***