ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-353/2018 от 05.04.2018 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-353/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 05 апреля 2018 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Кочневой А.С.

при секретаре Николаевой К.А.

с участием старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района Нижегородской области, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Володарского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса;

Согласно ч. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течении одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

В соответствии с ч. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственного органа или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Административный регламент – это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В ходе проведенного прокуратурой района анализа установлено, что в нарушение указанных выше норм законодательства администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области административный регламент оказания муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утвержден.

Отсутствие утвержденного в установленном законодательством порядке административного регламента оказания муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, нарушает право неопределенного круга лиц на получение данной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец просит обязать администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором указывает, что административный регламент разработан и будет утвержден после согласования с прокурором Володарского района, просит рассмотреть дело в их отсутствие, рассмотрения дела оставляет на усмотрение суда.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса;

Согласно ч. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течении одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

В соответствии с ч. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственного органа или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Административный регламент – это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в ходе проведенного прокуратурой района анализа установлено, что в нарушение указанных выше норм законодательства администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области административный регламент оказания муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утвержден.

Отсутствие утвержденного в установленном законодательством порядке административного регламента оказания муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, нарушает право неопределенного круга лиц на получение данной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, неисполнение администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области требований, установленных действующим федеральным законодательством, нарушает интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В качестве способа защиты нарушенных прав ст.11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.

Согласно ст. 12 ГК РФ – защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с тем, что требование о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия не связаны с передачей имущества или денежных сумм, и такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно, в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Володарского района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд Нижегородской области в течение месяца.

Судья А.С.Кочнева