ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3541/2013 от 23.09.2013 Пресненского районного суда (Город Москва)

 РЕШЕНИЕ

 ИФИО1

 ФИО2 Пресненский районный суд Адрес, в составе председательствующего судьи Жребец Т.Е., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер по иску ФИО4, к Правительству РФ о взыскании денежных средств по Закону РФ «О Защите прав потребителей» Номер от 01.02.1992г.,

 с участием истца лично (паспорт),

 Установил:

     Истец обратился в суд с исковым заявлением к Правительству РФ. В обосновании исковых требований истец указал, что он открыл в Сбербанке РФ целевой вклад на детей ФИО2 на сумму 100 000 рублей по ставке 190 % годовых при условии хранения вклада в течение 10 лет. В 2004 году Правительство РФ отказалось выплатить доход по целевым вкладам на детей.

     Считая свои права нарушенными, истец просит суд обязать Правительство РФ по счету № Н-724 целевого вклада на детей с ФИО2 по ФИО2 по ставке 190 % годовых произвести выплату в сумме 5406257 рублей с учетом пени 3 % за каждый день с ФИО2 за неисполнение по истечение 10 лет услуги по целевому вкладу на детей в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», обязать правительство по счету № Н-666 целевого вклада на детей ФИО2 по ФИО2 по ставке 190 % годовых произвести выплату в сумме 5406257 рублей с учетом пени 3 % за каждый день с ФИО2 за неисполнение по истечение 10 лет услуги по целевому вкладу на детей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

 Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

 Правительство РФ на основании Регламента Правительства РФ, поручило представление интересов Минфину России, от которого поступили письменные пояснения, согласно которым представитель просил отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в его отсутствие.

     На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

     Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать по следующим основаниям.

 Как было установлено в судебном заседании, истец открыл в Сбербанке РФ целевой вклад на детей ФИО2 на сумму 100 000 рублей по ставке 190 % годовых при условии хранения вклада в течение 10 лет, счет № Н-666 и счет № Н-724.

 Судом также установлено, что Правительством РФ в период с начала 90-х годов предпринимались меры, направленные на защиту денежных сбережений граждан.

 В связи с этим был принят Закон РСФСР от 24.10.1991г. Номер (с изменениями от ФИО2 г.) «Об индексации денежных доходов сбережений граждан в РСФСР», которым индексация определена как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен, а изменения, вносимые в механизм поддержания покупательной способности доходов граждан, рассматривались Верховным Советом РСФСР (в настоящее время Федеральным собранием РФ) при утверждении Закона о бюджете на следующий год.

 Согласно п.3 ст.2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» долговые обязательства бывшего Союза ССР включались в государственный долг РФ только в части принятой на себя Российской ФИО1. Согласно п.2 ст.3 данного закона управление государственным внутренним долгом РФ осуществлялось Правительством РФ.

 Согласно нормам, установленным Федеральным законом от ФИО2 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивается первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.

 Для гарантированных сбережений граждан, созданных после ФИО2, номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты.

 В соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от ФИО2 № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.

 Процедура определения долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации утверждена постановлением Госкомстата РФ от ФИО2 № 19.

 Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утверждены постановлением Госкомстата РФ от ФИО2 № 23.

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 162-ФЗ от ФИО2 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами.

 Чтобы запустить в действие механизм реализации указанных законов, необходим ещё один закон, определяющий виды, условия и формы обслуживания целевых долговых обязательств РФ. До настоящего момента такой Закон не принят.

 Установление (официальное опубликование) величины долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации не может иметь практической реализации до момента установления законодательством предметной области ее применения.

 Во исполнение Федерального закона «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» от ФИО2 № 87-ФЗ и Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» от ФИО2 № 21-ФЗ Правительство РФ обеспечило принятие Процедуры определения долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации.

 Процедура определения долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации утверждена постановлением Госкомстата РФ от ФИО2 № 19.

 Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утверждены постановлением Госкомстата РФ от ФИО2 № 23. Порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства и их обслуживания не может быть определен Правительством РФ, т.к. отсутствует федеральный закон РФ. В настоящее время в стадии законодательного процесса находится внесенный Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Номер Федерального Закона «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального Закона «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», принятие которого позволило бы осуществить установление (официальное опубликование) долговой стоимости одного долгового рубля после принятия законодательных актов, регламентирующих вопросы восстановления сбережений граждан в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ».

 В соответствии cо ст.19 Федерального закона от ФИО2 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» в 2007 году на финансирование расходов на выплату отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество «ФИО1 государственная страховая компания» и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону от ФИО2 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», направлены средства в сумме 56000000,0 тыс. рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации.

 Порядок компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от ФИО2 №1002.

 Министерство финансов Российской Федерации до установления Правительством Российской Федерации порядка компенсационных выплат по вкладам (взносам) осуществляет перечисление средств на выплату предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации на 2007 год, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2008 году.

 Федеральное казначейство до установления Правительством Российской Федерации порядка компенсационных выплат по вкладам (взносам) в соответствии с настоящей статьей осуществляет перечисление средств на выплату предварительной компенсации (компенсации) вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество «ФИО1 государственная страховая компания» и общества системы Росгосстраха) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации на 2007 год, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2008 году.

 Постановлением Правительства РФ от ФИО2 Номер «О выплате в 2008 году отдельным категориям граждан в РФ предварительной компенсации по вкладам в организациях государственного страхования (ОАО «ФИО1 государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха)» определен порядок выплаты в 2008 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе «ФИО1 государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха) по состоянию на ФИО2, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

 Какой-либо иной порядок компенсации вкладов законом не установлен, несмотря на то, что ФИО2 Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект Номер «О порядке осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации», однако до настоящего времени данный законопроект Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не принят.

 При таких обстоятельствах суд считает, что при компенсации вкладов какие-либо права истца ответчиком нарушено не было.

 Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем в том числе возмещения убытков.

 Как видно из ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

 Согласно ст. 395 ГК РФ видно, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

 В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 Как усматривается из ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 По смыслу приведенного выше законодательства основанием возникновения ответственности в виде возмещения убытков является противоправность действий государственного органа, повлекших причинение убытков, на что прямо указано в приведенных выше положениях статей 15 и 1064 ГК РФ, а также ненадлежащее исполнение обязательства, на что указано в приведенных выше положениях ст. 395 ГК РФ, при условии, что ответчик и истец состояли в договорных отношениях. По мнению суда, необходимым условием возникновения указанного права является нарушение прав и законных интересов непосредственно заявителя.

 Из изложенного следует прийти к выводу о том, что необходимым доказательством по данному делу, дающим основание полагать наличие у истца права на возмещение убытков, является факт нарушения прав и законных интересов истца в результате противоправных (виновных) действий ответчика.

 Принимая во внимание, что истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств с убедительностью достоверно свидетельствующих о том, что Правительством РФ нарушены его права какими-либо действиями, противоречащими полностью или в части действующему законодательству, а изданные ответчиком нормативные акты не признаны таковыми, суд считает требования истца о необходимости возмещения убытков не подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Решил:

 В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Правительству Российской Федерации отказать в полном объеме.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пресненский районный суд Адрес.

 Судья Жребец Т.Е.