ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3542/14 от 30.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Гр.дело № 2-3542/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 30 июля 2014 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Вовченко Н.В.

при секретаре судебного заседания Кочергиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства образования Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

ФИО1 Н О В И Л :

Министерств образования Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением Центрального районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу на Министерство образования Омской области возложена обязанность организовать проведение специального расследования несчастного случая по факту гибели ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, <данные изъяты> года рождения, в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство № ... постановление поступило в Министерство образования ДД.ММ.ГГГГ года. Указали, что ДД.ММ.ГГГГ года СПИ в отношении Министерства образования вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... руб., постановление поступило в Министерство образования ДД.ММ.ГГГГ года. При этом в соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство № ... возбуждено на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ..., выданного Центральным районным судом города Омска по делу № .... Однако, как указали, решение Центрального районного суда города Омска по делу № ... было принято ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о недостоверности данных, содержащихся в названном постановлении. Указали, что имеют место следующие обстоятельства, препятствующие исполнению решения Центрального районного суда города Омска по делу № .... Судом установлено и указано в судебном решении, что расследование несчастного случая проведено Министерством образования в 2011 году с нарушением требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, введенного в действие приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639 (далее - Приказ Гособразования СССР). Однако с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41 которого расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивает организация, осуществляющая образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Согласно подпункту 5.2.54 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 466, порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Из чего следует, что Закон об образовании расследование и учет несчастных случаев с обучающимися, произошедших во время пребывания обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относит к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, а установление порядка расследования и учета названных несчастных случаев - к полномочиям Минобрнауки Россини и Минздрава России. Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися до настоящего времени Минобрнауки России и Минздравом России не установлен. Считают, что с 01.09.2013 Приказ Гособразования СССР применению не подлежит в связи с вступлением в силу Закона об образовании, в том числе изменением компетенции по установлению порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися (полномочия Минобрнауки России и Минздрава России) и противоречием Закону об образовании в части субъекта, уполномоченного проводить соответствующее расследование. В соответствии с Законом об образовании расследование и учет несчастных случаев с обучающимися Министерство образования осуществлять не уполномочено. В связи с изложенным, Министерством образования в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда направлено в Центральный районный суд г. Омска заявления о разъяснении порядка исполнения судебного решения и о продлении срока его исполнения; в Центральный районный суд г. Омска направлено заявление о прекращении исполнительного производства № ... в связи с изменением законодательства и утратой реальной возможности исполнить решение Центрального районного суда города Омска по делу № .... ДД.ММ.ГГГГ года определением Центрального районного суда города Омска Министерству образования отказано в удовлетворении названных заявлений. ДД.ММ.ГГГГ года Министерством образования в Омский областной суд подана частная жалоба на указанное определение районного суда. ДД.ММ.ГГГГ года Министерством образования в Омский областной суд подана кассационная жалоба на решение Центрального районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .... Названные частная и кассационная жалобы Министерства образования на момент подачи настоящего заявления Омским областным судом не рассмотрены. Учитывая то обстоятельство, что расследование несчастного случая, являвшегося предметом рассмотрения Центрального районного суда г. Омска, осуществлялось органами прокуратуры в рамках возбуждения уголовного дела, Министерством образования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы о предоставлении необходимых сведений в Большереченский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета России по Омской области, ответы на которые получены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Вместе с тем до рассмотрения Омским областным судом частной и кассационной жалоб Министерства образования остается открытым вопрос о наличии или отсутствии в настоящее время полномочий у Министерства образования на проведение расследования несчастных случаев с обучающимися. Указали, что должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, полагают, что у Министерства образования отсутствует вина в неисполнении судебного решения в срок, установленный для его добровольного исполнения. Просят освободить Министерство образования от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ...

В судебном заседании представители Министерства образования Омской области ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, отзыва на иск суду не представили, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы гражданского дела и дополнительно представленные доказательства, суд полагает возможным заявленные требования удовлетворить, исходя из следующего.

Судом установлено, что вступившим в законную силу Решением Центрального районного суда города Омска от 02.12.2013 по делу № ..., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования) возложена обязанность организовать проведение специального расследования несчастного случая по факту гибели ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, <данные изъяты> года рождения, в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Апелляционным определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ... названное решение суда первой инстанции оставлено в силе.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

ДД.ММ.ГГГГ СПИ Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области возбуждено исполнительное производство № ....

Из указанного выше постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

16.04.2014 года постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Министерство образования Омской области, что подтверждается регистрационным номером входящей корреспонденции Минобразования.

21.04.2014 года, т.е. в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения, Министерство образования Омской области направило в Центральный районный суд города Омска заявления о разъяснении порядка исполнения судебного решения и о продлении срока его исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования в Центральный районный суд города Омска направлено заявление о прекращении исполнительного производства № ... в связи с изменением законодательства и утратой реальной возможности исполнить решение Центрального районного суда города Омска по делу № ....

ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда города Омска Министерству образования отказано в удовлетворении поданных заявлений.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования в Омский областной суд подана частная жалоба на указанное выше определение районного суда.

ДД.ММ.ГГГГ года Министерством образования в Омский областной суд подана кассационная жалоба на решение Центрального районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ года по делу № ... и апелляционное определение Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ....

В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области ... года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... руб., постановление поступило в Министерство образования ДД.ММ.ГГГГ

Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Пунктом 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен срок добровольного исполнения, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Оценивая доводы Министерства образования Омской области об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд находит их обоснованными.

Суд пришел к такому выводу, анализируя действия, которые осуществлял должник после получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

При этом суд не может не принять во внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ установлено и указано в тексте судебного решения, что расследование несчастного случая проведено Министерством образования в 2011 году с нарушением требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, введенного в действие приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639 (далее - Приказ Гособразования СССР). В то же время, с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41 которого расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивает организация, осуществляющая образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Согласно подпункту 5.2.54 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 466, порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Из чего следует, что Закон об образовании расследование и учет несчастных случаев с обучающимися, произошедших во время пребывания обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относит к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, а установление порядка расследования и учета названных несчастных случаев - к полномочиям Минобрнауки Россини и Минздрава России. Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися до настоящего времени Минобрнауки России и Минздравом России не установлен. Таким образом, в настоящее время, а именно, с 01.09.2013 Приказ Гособразования СССР применению не подлежит в связи с вступлением в силу Закона об образовании, в том числе изменением компетенции по установлению порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися (полномочия Минобрнауки России и Минздрава России) и противоречием Закону об образовании в части субъекта, уполномоченного проводить соответствующее расследование.

Таким образом, судом установлено наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя 5-дневный срок, в том числе, с учетом предоставленной должнику судом отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем, суд считает, что имеются основания для освобождения должника - Министерства образования Омской области от ответственности за нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в виде исполнительского сбора, поскольку должником предоставлены доказательства отсутствия его вины в этом и совершения всех необходимых, предусмотренных законом действий в предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5-дневный срок.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные Министерством образования Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Освободить Министерство образования Омской области от взыскания исполнительского сбора на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного СПИ МРО по ОИП УФССП России по Омской области по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства № ... от ДД.ММ.ГГГГ года, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Омска по делу № ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Омска.

Судья Н.В.Вовченко

Мотивированное решение по делу вынесено 04.08.2014 года

Судья Н.В.Вовченко