ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3542/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень, 26 апреля 2022 года Дело № 2-3542/2022

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Никитиной Ю.А.,

с участием представителя истца Ширыкаловой Н.Н., представителя ответчика Илькиной Л.С.,

при секретаре Щукиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3542/2022 по иску Мироновой В.З. к Тюменской областной Думе о взыскании единовременного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Миронова В.З. обратилась в суд с исковым заявлением к Тюменской областной Думе о взыскании единовременного пособия в размере 202667 рублей 22 копейки, компенсации за задержку выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12980 рублей 84 копейки, а также по день фактического расчета, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

Требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен срочный трудовой договор , согласно которому истица по представлению сенатора ФИО4 была принята на работу в Тюменской области до окончания срока полномочий сенатора РФ ФИО4ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил в связи с избранием его в депутаты Тюменской областной Думы созыва прекратить досрочно его полномочия сенатора Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полномочия сенатора РФ ФИО4 прекращены досрочно ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Мироновой В.З. было вручено уведомление о предстоящем увольнении, в связи с досрочным прекращением полномочий сенатора и на основании распоряжения председателя Тюменской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ срочный трудовой договор с Мироновой В.З. прекращен. Однако до настоящего времени окончательный расчет работодателем с Мироновой В.З. не произведен, единовременное пособие в размере трехмесячного денежного вознаграждения, которое предусмотрено ч. ч.11 ст.38 Федерального закона от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», не выплачено. Так как полномочия сенатора ФИО4 были прекращены досрочно, то с ответчика подлежит взысканию пособие, которое за три месяца составляет 202667 рублей которое просит взыскать, а также просит взыскать компенсацию за задержку выплаты и компенсацию морального вреда.

Истец Миронова В.З. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении дела не обращалась.

Представитель истца Ширыкалова Н.В. на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Илькина Л.С. с иском не согласилась, просила в иске отказать по доводам изложенным в возражениях.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя истца, представителя ответчика, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст.2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является сочетание государственного и договорного регулирования.

При этом одной из основных задач трудового законодательства признается создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства (ч.2 ст.1 ТК РФ).

Как установлено в судебном заседании, распоряжением Председателя Тюменской областной Думы -лс от ДД.ММ.ГГГГ по представлению сенатора Российской Федерации ФИО10. истица Миронова В.З. принята на работу в Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока полномочий сенатора РФ ФИО4, что подтверждается представлением сенатора , срочным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Председателя Тюменской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки (л.д.24,25,72,73).

Согласно срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Миронова В.З. поступила на работу в Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока полномочий сенатора РФ ФИО4 на постоянной основе.

В п.12 договора указано, что истечении срока действия настоящего договора работодатель увольняет работника по п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Матвиенко В.И. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил в связи с избранием его в депутаты Тюменской областной Думы созыва прекратить досрочно его полномочия сенатора Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полномочия сенатора Российской Федерации ФИО11., наделенного полномочиями представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Тюменской области (постановление Тюменской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ), прекращены досрочно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-21).

ДД.ММ.ГГГГ Мироновой В.З. вручен экземпляр уведомления о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в связи с поступившим заявлением ФИО4 о досрочном прекращении полномочий сенатора Российской Федерации она предупреждается об освобождении от замещаемой должности помощника сенатора Российской Федерации по работе в Тюменской области и предстоящем увольнении. Также указано, что датой прекращения полномочий сенатора Российской Федерации ФИО13. будет являться ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22,76).

На основании распоряжения Председателя Тюменской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ прекращен и Миронова В.З. уволена в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (л.д.23,77).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Миронова В.З. обращалась с заявлением о выплате единовременного пособия (л.д.26,29), но ей было предложено представить ходатайство сенатора ФИО4, согласованное с финансово-экономическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ (л.д.27,39-30).

В обоснование своих требований о выплате единовременного пособия истица ссылается на ч.11 ст.38 Федерального закона от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее ФЗ № 3) и указывает, что поскольку полномочия сенатора были прекращены по основаниям, предусмотренным п. «б» ч.10 ст. 38 ФЗ № 3, то помощнику сенатора должно быть выплачено единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения, которое истица рассчитала путем умножения среднемесячной заработной платы на три месяца.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации может иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Число помощников сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме (ч.2).

Согласно приведенной нормы, а также части 1 ст. 38 названного Федерального закона, для Сенатора РФ предусматриваются два вида помощников: для работы в палате парламента, являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими, и помощники депутата для работы в регионах, прием на работу которых производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.

Частью 2 ст. 38 Закона установлено, что срочный служебный контракт или срочный трудовой договор заключается на основании заявления помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и представления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы.

Частью 10 данной статьи установлено, что увольнение с работы помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта или срочного трудового договора производится: а) по представлению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы; б) в случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы независимо от срока действия заключенного срочного служебного контракта или срочного трудового договора; в) по собственному желанию помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы; г) по иным основаниям, установленным трудовым законодательством или законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации (для помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, замещающих в соответствии с частью второй статьи 37 настоящего Федерального закона должности федеральной государственной гражданской службы).

В случае увольнения помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктом "б" части десятой настоящей статьи, указанному помощнику выплачивается единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения ( ст. 11 ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 40 указанного Закона сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 387 тысяч рублей. Оплата труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, замещающих в соответствии с частью второй статьи 37 настоящего Федерального закона должности федеральной государственной гражданской службы, производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Размеры оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному трудовому договору, сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы устанавливают самостоятельно.

Все выплаты помощникам сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, установленные частью первой настоящей статьи, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (ч.2 ст. 40 ФЗ).

Расходы на оплату труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 40 ФЗ).

Статьей 13 Бюджетного Кодекса Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Аналогичная норма закреплена и в ст. 14 Бюджетного Кодекса РФ в отношении бюджета субъекта РФ, запрещающая использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», обеспечение деятельности сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.

В законе Тюменской области от 04.12.2020 № 99 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено обеспечение сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации в разделах «Общегосударственные вопросы».

В соответствии с распоряжением Департамента финансов Тюменской области от 22.12.2020 № 26-р «О перечне главных администраторов доходов областного бюджета и утверждении перечня кодов подвидов по видам расходов» главным администратором по получению межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение членов Совета Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации является Управление делами Правительства Тюменской области.

Из указанных норм следует, что все выплаты помощникам сенатора Российской Федерации, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета, то есть нормы, содержащиеся в ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», являются специальными, т.е. специально закрепляют особые правила в определенных целях и для определенной категории лиц.

Как следует из представленных документов, а именно справок-расчетов, расходов по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-66), фонд оплаты труда помощника сенатора израсходован, а потому оснований для выплаты единовременного пособия не имелось, при этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что Тюменская областная Дума не является ни получателем средств федерального бюджета ни распорядителем указанных средств. Материалы дела не содержат представление сенатора ФИО4 о выплате Мироновой В.З. единовременного пособия, которое бы подлежало исполнению. Распоряжение об увольнении Мироновой В.З. от ДД.ММ.ГГГГ ссылку на выплату ей единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения не содержит. Данное распоряжение недействительным не признано.

Кроме того, суд принимает во внимание, что при выплате единовременного пособия должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации определены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

В частности, в статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для выплаты работникам выходных пособий в различных размерах и в определенных случаях прекращения трудового договора.

Так, выходные пособия в размерах, устанавливаемых данной нормой, выплачиваются работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы, призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем, признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Вместе с тем в части 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации содержится положение о том, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обращено внимание на то, что при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства в их системной взаимосвязи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что установленная работнику трудовым договором оплата труда, включая выплаты стимулирующего характера (премии, иные поощрительные выплаты), а также выходное пособие, компенсации и иные выплаты в связи с прекращением заключенного с ним трудового договора, в том числе в случае расторжения трудового договора по инициативе работника, должны быть предусмотрены законом или действующей у работодателя системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, соглашениями, другими локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При установлении в трудовом договоре с конкретным работником названных выплат должны учитываться законные интересы организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации), то есть должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Суд находит, что установление единовременной выплаты в первую очередь направлено на обеспечение поддержания материально-финансового состояния помощника сенатора в период поиска новой работы.

Как установлено судом, срочный трудовой договор с истцом был прекращен ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока его действия, а именно в связи с прекращением полномочий сенатора ФИО4

При этом, уже ДД.ММ.ГГГГ Миронова В.З. была вновь принята ФИО4 по срочному трудовому договору (л.д.74,75), что не может свидетельствовать о нарушении прав истца и являться основанием для выплаты пособия.

Оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока исковой давности не имеется, так как истица обратилась в суд в срок, установленный ст. 392 ТК РФ.

В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Уволена истица была ДД.ММ.ГГГГ, а иск в суд был направлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом истцом предпринимались меры для решения данного вопроса, о чем свидетельствуют обращения истца к ответчику ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ каких либо указаний о единовременный выплате пособия не содержит, отсутствует также представление сенатора о данной выплате, сведения о потребности по иным межбюджетным трансфертам в части оплаты труда помощника сенатора на 2021 года в Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ не направлялось, доказательств обратного не представлено, а также принимая во внимание общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, учитывая, что правовых оснований для единовременный выплаты не имеется, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о взыскании единовременного пособия в размере 202667 рублей 22 копейки.

Так как в иске о взыскании единовременного пособия отказано, то оснований для взыскания денежной компенсации за несвоевременную выплату по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 12980 рублей 84 копейки, а также компенсации по день фактического расчета не имеется, а потому в данной части в иске должно быть отказано.

Поскольку нарушение трудовых прав истца не установлено, то оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 50000 рублей не имеется, а потому в данной части также следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 103, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В иске Мироновой В.З. к Тюменской областной Думе о взыскании единовременного пособия в размере 202667 рублей 22 копейки, компенсацию за задержку выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12980 рублей 84 копейки, компенсации по день фактического расчета, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 05 мая 2022 года.

Судья Центрального

Районного суда г.Тюмени Ю.А.Никитина