ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3542/23 от 07.09.2023 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-3542/23

УИД 76RS0014-01-2023-002608-27

Изготовлено 07.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 28 августа 2023 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.,

при секретаре Куликовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Банк ВТБ (ПАО) об оспаривании решения Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 07 июля 2023 года по результатам рассмотрения обращения Комлева Алексея Леонидовича,

установил:

Банк ВТБ (ПАО) обратилось в суд с заявлением об оспаривании Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 07 июля 2023 года по результатам рассмотрения обращения Комлева А.Л.

В обоснование иска указано, что Комлев А.Л. обратился к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании с Банк ВТБ (ПАО) денежных средств в размере 96 000 рублей, списанных банком без его распоряжения, ссылаясь на то, что 04.11.2022 в СДО в период с 01:44:20 (мск) по 04:02:24 (мск) с накопительного счета осуществлены операции перевода денежных средств в пользу третьих лиц в общем размере 96 000 рублей 00 копеек, включая комиссии за перевод в общем размере 1 050 рублей 00 копеек : 13 операций на сумму 4 700 рублей 00 копеек каждая с указанием описания операций: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списаны комиссии за перевод в размере 50 рублей 00 копеек за каждую операцию; 7 операций на сумму 4 700 рублей 00 копеек каждая с указанием описания операций: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списаны комиссии за перевод в размере 50 рублей 00 копеек за каждую операцию; 1 операция на сумму 950 рублей 00 копеек с указанием описания операции: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списана комиссия за перевод в размере 50 рублей 00 копеек. По утверждению Комлева А.Л., данные операции он не совершал, денежные средства списаны Банком без распоряжения клиента.

Решением Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 07 июля 2023 года удовлетворены требования Комлева А.Л. к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств, с Банка ВТБ (ПАО) в пользу Комлева А.Л. взысканы денежные средства, списанные Банком ВТБ (ПАО) без его распоряжения с его банковского счета, в размере 96 000 рублей. По сведениям клиента Комлева А.Л. он данные операции не совершал, денежные средства списаны Банком без распоряжения клиента.

Заявитель считает данное решение необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что распоряжения на перевод денежных средств совершены в соответствии с законодательством и положениями договора с клиентом, подписаны электронной подписью клиента. На момент совершения оспариваемых операций у банка отсутствовали основания полагать, что распоряжения составлены не клиентом. Все операции исполнены в соответствии с общими условиями и подтверждены фактом идентификации клиента к распоряжениям на перевод денежных средств. Электронный документ, оформленный в соответствии с общими условиями, признается равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью клиента. Обращение клиента в информационный центр банка и блокировка карты произведен по факту совершения оспариваемых операций, когда спорные операции уже были проведены, наступила безотзывность платежа. Клиентом не были соблюдены требования безопасности при работе с системой. При рассмотрении обращения Комлева А.Л. финансовым уполномоченным не исследован вопрос об обстоятельствах разглашения пароля. Простая электронная подпись формируется программными средствами и проверяется Банком в автоматическом режиме. Положительный результат проверки Банком сочетания указанных уникальных параметров подтверждает подлинность простой электронной подписи клиента в электронном документе.

Согласно представленным Банком сведениям на доверенный номер Клиента 03.11.2022 08:41:38 была направлена смс следующего содержания: «Код для входа в ВТБ Онлайн : ****. Никому не сообщайте его!». После этого был зафиксирован вход в личный кабинет Клиента. Каким образом был скомпрометирован направленный на доверенный номер телефона шестизначный код, в заявлении Комлева А.Л. и в решении Финансового уполномоченного не раскрывается и не исследуется. Однако, положения Правил ДБО свидетельствуют о том, что войти в личный кабинет с нового устройства без введения логина, пароля и кода из смс невозможно. Код направлялся на доверенный номер клиента. Никто, кроме самого клиента не мог дать доступ к коду третьим лицам. Доказательств того, что перевод денежных средств со счета Комлева А.Л. третьим лицам осуществлен в результате неправомерных действий Банка не представлено. Одним из обстоятельств, подлежащим доказыванию, является обстоятельство разглашения кода из смс. Однако при рассмотрении обращения Комлева А.Л. финансовым уполномоченным это обстоятельство не рассмотрено и не оценено. Таким образом, по мнению заявителя, выводы Финансового уполномоченного основаны не неверной оценке документов и обстоятельств дела, сделаны с нарушением норм материального права.

Представитель заявителя Банк ВТБ (ПАО) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг адвокат Белов А.А. по ордеру, заявленные требования не признал, указал, что решение Финансового уполномоченного является законным и не подлежит отмене, из характера осуществленных переводов (переводы осуществлены в ночное время, суммы переводов идентичны), небольшой интервал между переводами, количество переводов (21 однотипных переводов), явно усматривается, что они обладают признаками перевода денежных средств без согласия клиента, после проведения от имени потребителя 21 однотипных операций по переводу денежных средств подряд в ночное время, явно обладающих признаками осуществления без согласия клиента, Банк в нарушение части 5.1 статьи 8, части 9.1 статьи 9 Закона № 161-ФЗ не дал оценки спорным операциям как подозрительным и не предпринял каких-либо действий по своевременному блокированию доступа к банковским счетам и личному кабинету потребителя.

Заинтересованное лицо Комлев А.Л. в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылался на отсутствие оснований для отмены решения финансового уполномоченного, пояснил, что спорные банковские операции он не совершал, согласие на их проведение не давал, уведомлений о проведении операций по списанию денежных средств со счета не получил, перевод денежных средств осуществлен Банком без его согласия.

Заслушав заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования Банк ВТБ (ПАО) удовлетворению не подлежат.

По делу установлено, что 22.02.2018 между Комлевым А.Л. и Банк ВТБ (ПАО) заключен договор комплексного обслуживания физических лиц (далее - Договор КБО), состоящий из заявления клиента на предоставление комплексного обслуживания, Правил комплексного обслуживания физических лиц и Сборника тарифов на услуги, предоставляемые в Банк ВТБ (ПАО). Подписав заявление, Комлев А.Л. присоединился к Правилам комплексного обслуживания физических лиц, Правилам дистанционного банковского обслуживания (ДБО), Правилам совершения операций по счетам физических лиц.

Пунктом 1.3 Заявления на КБО предусмотрено предоставление Заявителю доступа к дистанционному банковскому обслуживанию (ВТБ-онлайн) и обеспечение возможности использования в соответствии с Правилами дистанционного банковского обслуживания.

В силу пункта 1.3.1 Заявления на КБО Заявителю предоставлено право доступа к дополнительным информационным услугам по Мастер-счету / счетам, открытым на имя Заявителя в Финансовой организации, по следующим каналам доступа: Телефон, Интернет, Мобильное приложение, Устройства самообслуживания.

Комлеву А.Л. присвоен уникальный номер клиента, который представляет собой целое число, установленное Банком для целей Аутентификации клиента, и является логином для входа в ВТБ24-Онлайн. Пароль поступит в виде SMS на указанный мобильный телефон Заявителя.

В рамках Договора КБО Комлеву А.Л. был открыт Мастер-счет (Счет) и выпущена банковская карта

10.01.2022 г. на имя Комлева А.Л. в финансовой организации открыт накопительный счет

Согласно выписки по счету, 04.11.2022 в 01:43:07 со Счета на накопительный счет осуществлена операция по переводу денежных средств в размере 96 000 рублей 00 копеек с описанием операции: «Перечисление средств на счет от 04.11.2022 (Комлев Алексей Леонидович) со счета . 96000.00 RUB. НДС не облагается».

Также, 04.11.2022 года в СДО в период с 01:44:20 по 04:02:24 с накопительного счета осуществлены операции перевода денежных средств в пользу третьих лиц в общем размере 96 000 рублей 00 копеек, включая комиссии за перевод в общем размере 1 050 рублей 00 копеек:13 операций на сумму 4 700 рублей 00 копеек каждая с указанием описания операций: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списаны комиссии за перевод в размере 50 рублей 00 копеек за каждую операцию; 7 операций на сумму 4 700 рублей 00 копеек каждая с указанием описания операций: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списаны комиссии за перевод в размере 50 рублей 00 копеек за каждую операцию; 1 операция на сумму 950 рублей 00 копеек с указанием описания операции: «Перевод на другую карту (Р2Р). Перевод со счета/карты на карту/счет » и списана комиссия за перевод в размере 50 рублей 00 копеек.

04.11.2022 года в 08:42:17 (мск) Комлев А.Л. обратился в контакт-центр Финансовой организации в целях предотвращения дальнейших операций без распоряжения заявителя. 04.11.2022 гола в 08:44 (мск) Банком по факту обращения была осуществлена блокировка доступа к СДО.

30.12.2022 года Комлев А.Л. обратился в Банк ВТБ (ПАО) с претензией о возврате денежных средств, списанных с банковского счета физического лица без его согласия. В обоснование требований указал, что не давал Банку распоряжений об осуществлении операций, SMS-сообщений с подтверждающими кодами для входа в систему «ВТБ-онлайн» не получал, никакого контакта с посторонними лицами по телефону не было, по ссылкам в интернете не проходил, сайты не посещал, мошенники не звонили и не пытались выяснить у него данные Карты.

В ответе на претензию Банк ВТБ (ПАО) отказало Комлеву А.Л. в удовлетворении требований, с ссылкой на том, что операции совершены в личном кабинете Финансовой организации после успешного ввода логина и пароля и подтверждены с использованием действительного средства подтверждения.

Решением Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 07 июля 2023 года удовлетворены требования Комлева А.Л. к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств, с Банка ВТБ (ПАО) в пользу Комлева А.Л. взысканы денежные средства, списанные Банком ВТБ (ПАО) без его распоряжения с его банковского счета, в размере 96 000 рублей, требования о взыскании убытков в размере 78 800 рублей оставлены без рассмотрения.

Принимая решение об удовлетворении заявления Комлева А.Л. финансовый уполномоченный, пришел к выводу, что при надлежащем исполнении банком возложенных на нее обязанностей, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, все операции по счетам потребителя, признанные банком соответствующими признакам операций, проводимых без подтверждения Заявителя, и проведенные после получения уведомления, должны быть приостановлены и отклонены.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, с учетом того, что имеет место гражданско-правовой спор между потребителем финансовой услуги и финансовой организацией.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.

Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона N 161-ФЗ сведений устанавливаются оператором по переводу денежных средств в договоре, заключаемом с клиентом.

Согласно ст. 13 Закона N 161-ФЗ случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

В силу ст. 9.1. Закона N 161-ФЗ в случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно частей 5.1 - 5.3 статьи 8 Закона N 161-ФЗ операции приостанавливаются до получения распоряжения Клиента.

В соответствии с частью 5.1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Приказом Банка России N ОД-2525 от 27 сентября 2018 г. утверждены признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента и включают в себя:

1. совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона N 161-ФЗ

2. совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных ФинЦЕРТ;

3. несоответствие характера и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни)осуществления операции, место осуществления операции, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям. обычно совершенным клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).

Согласно части 5.2 статьи 8 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств после выполнения действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ, обязан в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом:

1) предоставить клиенту информацию:

а) о совершении им действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи;

б) о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода денежных средств без согласия клиента;

2) незамедлительно запрашивать у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения.

В силу части 5.3 статьи 8 Закона № 161-ФЗ при получении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить исполнение распоряжения. При неполучении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств возобновляет исполнение распоряжения по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ.

Таким образом, в случае обнаружения банком операции, отвечающей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, банк обязан приостановить проведение данной операции и запросить у клиента подтверждение на ее проведение. При получении от клиента подтверждения, у банка возникает обязанность исполнить эту операцию.

В силу изложенного, если банк удостоверился, что распоряжение об осуществлении электронного денежного перевода дано клиентом, а также выполнил действия при выявлении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, по приостановке исполнения распоряжения о совершении такой операции до получения от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, то у банка отсутствуют законные основания для отказа в проведении операции.

Порядок предоставления клиенту комплексного обслуживания определяется Правилами комплексного обслуживания физических лиц в Финансовой организации.

Порядок предоставления клиенту дистанционного банковского обслуживания определяется Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Финансовой организации.

Согласно пункту 2 статьи 864 ГК РФ при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором.

Из пункта 1.8 Положения № 762-П следует, что кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений, порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, порядок исполнения распоряжений, иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств. Положения внутренних документов не должны противоречить федеральным законам и нормативным актам Банка России.

Из анализа Правил ДБО и Правил КБО следует, что совершение операций по счету осуществляется на основании распоряжения клиента, направленного в Финансовую организацию с использованием системы дистанционного обслуживания в виде электронного документа, составленного по форме, установленной Финансовой организацией, оформленного клиентом самостоятельного с использованием системы дистанционного обслуживания, и подписанного с использованием средства подтверждения.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения 762-П перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

Согласно пункту 1.24 Положения № 762-П банк вправе в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения в электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений. При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных отправителями распоряжений, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также за исключением случая уточнения банком реквизитов распоряжений, предусмотренного пунктом 4.2 Положения № 762-П, и случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года № 2946-У «О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов».

Согласно пункту 2.4 Положения № 762-П удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.26 Положения № 762-П.

Пунктом 1.25 Положения № 762-П установлено, что банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

В силу пункта 1.26 Положения № 762-П распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяется кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено плательщиком или уполномоченным на это лицом (уполномоченными лицами).

Финансовой организацией распоряжения Комлева А.Л., а также иные документы, отражающие фиксацию и учет Финансовой организацией волеизъявления Комлева А.Л. на распоряжение денежными средствами на счетах, в материалы дела не предоставлены.

Кроме того, из анализа Правил ДБО следует, что доступ к Системе ВТБ-Онлайн предоставляется при условии успешной идентификации, аутентификации клиента с использованием действующих идентификаторов.

Какие-либо доказательства, подтверждающие факт прохождения Комлевым А.Л. идентификации и аутентификации для совершения 04.11.2022 входа в мобильное приложение «ВТБ-Онлайн» в целях совершения оспариваемых операций в период с 01:43:07 (мск) по 04:02:24 (мск), не представлено.

Согласно части 5.1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.

Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента утверждены приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525.

Финансовой организацией не предоставлены документы, подтверждающие факт использования от имени Комлева А.Л. учетной записи в СДО при совершении оспариваемых операций, не предоставлены распоряжения Комлева А.Л. в форме легитимных электронных документов на проведение оспариваемых операций.

Пунктом 2.2 Указанием Банка России от 08.10.2018 № 4926-У «О форме и порядке направления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России информации обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и получения ими от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также о порядке реализации операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» установлено, что оператор по переводу денежных средств при реализации мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента должен в том числе:

выявлять операции по переводу денежных средств, соответствующие признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента;

определять в документах, регламентирующих процедуры управления рисками, процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых клиентами оператора по переводу денежных средств операций (осуществляемой клиентами деятельности) в соответствии с частью 5.1 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ.

В соответствии с частью 9.1 статьи 9 Закона № 161-ФЗ в случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Анализируя приобщенные к делу выписки по счету Комлева А.Л., 04.11.2022 г. в период времени с 01:44:20 (мск) по 04.02.24 (мск) от имени Комлева А.Л. осуществлены операции перевода денежных средств с накопительного счета в пользу третьих лиц в общем размере 96 000 рублей, комиссия за перевод 1050 руб., переводы осуществлялись в ночное время, равными платежами по 4 750 рублей, всего совершено 21 однотипных переводов, что явно свидетельствует о совершении подозрительных операциях.

После проведения от имени Комлева А.Л. 21 однотипной операции по переводу денежных средств подряд в ночное время, Финансовая организация не дала оценку данным действиям как подозрительным и не предприняла никаких действий по своевременному блокированию доступа к банковским счетам и личному кабинету Комлева А.Л.

При применении Банком при оказании банковских услуг по переводу денежных средств со счетов клиентов систем проверки, не позволяющих выявить признаки совершения операций без согласия клиента, именно Банк, как исполнитель услуги, несет ответственность за вред, причиненный имуществу потребителя в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", т.е. в данном случае обязан возместить клиенту незаконно списанные денежные средства.

Следовательно, Финансовая организация несет имущественную ответственность по операциям, совершенным 04.11.2022 по накопительному счету на сумму 96 000 рублей 00 копеек. Требования Комлева А.Л. о взыскании денежных средств, списанных Финансовой организацией без распоряжения с его банковского счета, является обоснованным и подлежит удовлетворению в размере 96 000 рублей 00 копеек.

Решение Финансового уполномоченного законно, обоснованно, оснований для отмены решения финансового уполномоченного не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Банк ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139) об оспаривании решения Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 07 июля 2023 года по результатам рассмотрения обращения Комлева Алексея Леонидовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова