Савёловский районный суд города Москвы Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Савёловский районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2011 год город Москва
Савеловский районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Королевой О.М.,
при секретаре Задорожном Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3543/11
по иску ФИО1 к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на единичный экземпляр воздушного судна, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на единичный экземпляр воздушного судна,
установил:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) о признании недействительным отказа от 15 ноября 2010 года в государственной регистрации права собственности на единичный экземпляр воздушного судна СМ-18Т, идентификационнй номер №, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на единичный экземпляр воздушного судна, мотивируя свои требования тем, что по договору купли-продажи № от 15 декабря 2004 года истец приобрел в МГОО «» двигатель 1986 года выпуска М-14П. Данный двигатель является составной частью воздушного аппарата, который был изобретен истцом, является самостоятельной постройкой, единичным экземпляром. Для регистрации своего права собственности на изобретенное воздушное судно, истец обратился к ответчику, представив весь комплект необходимых документов. Однако письмом от 15 ноября 2010 года за № ответчик отказал истцу в регистрации права собственности на воздушное судно самолет «Единичный экземпляр СМ-18т», указав, что согласно требованиям Закона к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации, отнесены воздушные суда, а не комплектующие изделия, из которых они изготовлены; право собственности на заявленное воздушное судно не может быть зарегистрировано на основании представленного договора № от 15.12.2004г. на приобретение двигателя. Истец с отказом в регистрации права собственности на заявленное им единичное воздушное судно не согласен и просит признать отказ в регистрации единичного воздушного судна недействительным и обязать ответчика зарегистрировать его право собственности на указанный объект – единичный экземпляр воздушного судна самостоятельной постройки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала.
Представители ответчика ФАВТ по доверенностям ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали, указывая на законность действий ответчика по отказу в регистрации права собственности на воздушное судно и отсутствие обязанности по регистрации права собственности, представили письменный отзыв на иск, который в судебном заседании поддержали.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено в судебном заседании, 14 октября 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на воздушное судно со следующими параметрами: серийный номер №, вид – самолет, Тип – единичный экземпляр СМ-18т, назначение – тренировочный, туристический, дата изготовления 2010 год, наименование изготовителя – самостоятельная постройка, с одним двигателем М-14п, номер двигателя КЯ № (л.д. 17-18).
Истцом для регистрации права собственности ответчику были представлены следующие документы согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.11.2009г. № 958, а именно:
Заявление от 14 октября 2010 года;
Доверенность от 26 августа 2010 года №
Договор купли-продажи двигателя № от 15 декабря 2004 года (л.д. 20-21).
Акт приема-передачи двигателя от 14 декабря 2004 года (л.д. 22)
Квитанция об уплате госпошлины
Справка о месте базирования ВС от 27.08.2010г.
Формуляры ЕЭ СМ-18т и двигателя № КЯ № (л.д. 19).
Письмом от 15 ноября 2010 года №, ответчик отказал истцу в регистрации права собственности на воздушное судно, указав, что истцом не представлен документ, подтверждающий возникновение у истца права собственности на представленное на регистрацию воздушное судно. Право собственности на заявленное к регистрации воздушное судно не может быть зарегистрировано на основании представленного договора № от 15 декабря 2004 года на приобретение двигателя М-14П с номером № (л.д. 23).
Проверяя законность отказа в регистрации права собственности истца на объект недвижимости, суд руководствуется следующим.
В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (№ 31-ФЗ) (ст. 1) государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними (далее также - государственная регистрация прав на воздушные суда) - юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав (далее также - права) на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 2 вышеуказанного ФЗ отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» установлен перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на воздушное судно.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на воздушные суда и сделок с ними являются:
1) акты органов государственной власти или акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
2) документы, отражающие содержание сделок с воздушными судами, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их совершения;
3) акты (свидетельства) о приватизации воздушных судов, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) иные акты передачи прав на воздушные суда заявителю от прежнего правообладателя, принятые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
7) иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда.
Представленный истцом в качестве документа для регистрации права собственности договор купли-продажи двигателя не является основанием в силу ст. 14 вышеуказанного ФЗ для регистрации права собственности на воздушное судно.
Кроме того, в силу ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Из приведенных выше норм следует, что право собственности на воздушное судно (самолет) может быть зарегистрировано при соответствии воздушного судна требованиям Воздушного кодекса РФ.
Истцом же представлен на регистрацию документ на покупку двигателя к летательному аппарату.
Иных документов, подтверждающих возникновение у истца право собственности на изобретенное воздушное судно, не представлено.
Таким образом, отказ в регистрации права собственности на единичное воздушное судно является правомерным, поскольку представленный на регистрацию договор купли-продажи двигателя, впоследствии ставшего частью единичного воздушного судна, не может явиться основанием для регистрации созданного истцом воздушного судна. Положения ст. 14 Воздушного кодекса РФ и ФЗ № 31 не содержат таких оснований для регистрации права собственности на воздушное судно, как договор купли-продажи двигателя, который является комплектующей частью изобретенного истцом судна самостоятельной постройки. Представленный в перечне документов на регистрацию права собственности договор купли-продажи двигателя не является документом, на основании которого у ответчика возникла обязанность по регистрации воздушного судна истца.
Следовательно, отказ в регистрации права собственности на представленное к регистрации воздушное судно являлся правомерным. Оснований, по которым на ответчика может быть возложена обязанность по регистрации воздушного судна истца, в ходе рассмотрения дела не установлено.
В связи с изложенным в иске следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на единичный экземпляр воздушного судна, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на единичный экземпляр воздушного судна отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Савеловский районный суд города Москвы.
Судья