К делу №2-3543/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года Советский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего судьи Арзумановой И.С.
при секретаре Джаримок З.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной компании «Российские автомобильные дороги» от имени Российской Федерации к Кугук А. АлексА.не, ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации (путем прекращения права собственности),
установил:
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» от имени Российской Федерации обратилась с иском в суд к ФИО1, ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка с кадастровым номером 43:0429001:974, площадью 541 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером № для государственных нужд Российской Федерации (путем прекращения права собственности).
В обоснование иска указано, что согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 30.03.2018 года № 995-р утверждена документация по планировке территории объекта: автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. 1320+000 км. 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея». В соответствии с проектом межевания территории, в полосу отвода Объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 541 кв.м, условный номер на проекте межевания № 83 (лист чертежа межевания №20), принадлежащего на праве общей долевой собственности Кугук А. АлексА.не (1/3), ФИО1 (1/3), ФИО2 (1/3). Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 16.07.2018 года №2623-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1329+100 - км 1330+160, км 1334+930 - км 1339+040, км 1340+740 - км 1342+220 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 - км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея», в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов площадью изъятия 541 кв.м, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО1 (1/3), ФИО1 (1/3), ФИО2 (1/3). В связи с тем, что ФИО1, ФИО1, ФИО2 соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд до настоящего времени не подписали, государственная компания вынуждена обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия объекта недвижимого имущества.
Представитель истца, по доверенности, ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика, ФИО1, по доверенности, ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. По вопросу обращения решения к немедленному исполнению полагался на усмотрение суда.
Ответчики ФИО1, ФИО2, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, сторонами не опровергалось и подтверждается наличием в материалах копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.02.2020, что требуемый истцом к изъятию земельный участок принадлежит ответчикам на праве собственности.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных и муниципаньных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор) осуществляет проверку полученной от ГК «Автодор» подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4. (2) Положения о Росавтодоре).
Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 30.03.2018 года № 995-р утверждена документация по планировке территории объекта: автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея».
В соответствии с проектом межевания территории, в полосу отвода Объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов, площадью изъятия 541 кв.м, условный номер на проекте межевания № 83 (лист чертежа межевания №20), принадлежащего на праве общей долевой собственности Кугук А. АлексА.не (1/3), ФИО1 (1/3), ФИО2 (1/3).
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 56.2. Земельного Кодекса Российской Федерации, установлено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 56.6. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2014 года № 499-ФЗ отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 16.07.2018 года №2623-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1329+100 - км 1330+160, км 1334+930 - км 1339+040, км 1340+740 - км 1342+220 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 - км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея», в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов площадью изъятия 541 кв.м, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кугук А. АлексА.не (1/3), ФИО1 (1/3), ФИО2 (1/3).
Указанное распоряжение размещено на официальном сайте администрации и городской Думы города Краснодара 29.08.2018 года в разделе «Официальное опубликование нормативных правовых актов».
В адрес правообладателей земельного участка с кадастровым номером № - ФИО1, ФИО1, ФИО2 государственной компанией направлены следующие письма: о предоставлении документов; уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 02.08.2018 года №1873-КрФ (с приложением копии распоряжения от 16.07.2018 года№2623-р).
Указанные письма направлены ответчикам с уведомлением о вручении.
Согласно сведениям с официального сайта Почты России отправления получены адресатами ФИО1, ФИО1, адресатом ФИО2 – не получены.
Судом установлено, что на основании договора № ДЭиБДД-2016-1474/СТ-СМР-51/2016 от 23.12.2016 года ООО «СтройТранс» является подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ по прочим объектам комплексного обустройства. Строительство надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея.
По результатам проведения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12 624 кв.м, образован земельный участок с кадастровым номером 23:43:0429001:974, площадью 541 кв.м, подлежащего изъятию для государственных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2. настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Согласно пункту 12 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации, если решение об изъятии принято на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги», соглашение об изъятии недвижимости заключается от имени Российской Федерации, указанной Государственной компанией в соответствии с Федеральным законом от 17.07. 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом подписание такого соглашения со стороны федерального органа исполнительной власти не требуется.
Согласно пункту 2 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Судом установлено, что письмом от 09.12.2019 года №4092-КрФ Государственная компания направила ФИО1, являющейся также представителем ФИО1 по доверенности №№ от 28.07.2015 г. и представителем ФИО2 по доверенности № от 30.09.2015 г. соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд РФ, отчет об оценке от 02.10.2019 года №. Указанное соглашение вместе с Отчетом об оценке получено ФИО1 12.12.2019 года - по расписке в получении документов.
Согласно статье 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости, либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине не согласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Как было установлено в судебном заседании, ФИО1, ФИО1, ФИО2 соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд до настоящего времени не подписали, девяносто дней со дня получения ответчиками проекта соглашения истекли.
В свою очередь, отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0429001:974, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, для реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея», препятствует проведению Государственной компании программных мероприятий на данном участке в срок, установленный Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2021 годы) утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 № 2146-р.
Кроме того, проект «Автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1334+160 - км 1335+200, км 1335+640 - км 1338+790, км 1342+490 - км 1344+900 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея», в соответствии с которым требуется изъятие у ответчиков части земельного участка с кадастровым номером №, получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 05.02.2016 года № в Реестре 00-1-3-0402-16. Внесение изменений в проектную документацию прошедшую государственную экспертизу не представляется возможным ввиду отсутствия возможности обосновать несоразмерные дополнительные финансовые (бюджетные) и временные затраты.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа истцу в изъятии земельных участков (статьи 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации) не представлено.
Суд отмечает, что возражая против удовлетворения заявленных истцом требований ответчики, распоряжение от 16.07.2018 № 2623-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон». Комплексное обустройство автомобильной дороги. Проектирование надземных пешеходных переходов на км 1336+500, км 1337+580, км 1345+270, устройство наружного освещения на км 1329+100 - км 1330+160, км 1334+930 - км 1339+040, км 1340+740 - км 1342+220 и других элементов обустройства (дорожные знаки, разметка, барьерное ограждение, сигнальные столбики, светофоры) автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1320+000 - км 1346+000, Краснодарский край и Республика Адыгея» не оспаривали, возражения ответчиков связаны с несогласием относительно выкупной стоимости изымаемых участков.
В настоящем случае публичные интересы – интересы Российской Федерации, входят в противоречие с частными интересами, ввиду чего, для максимально возможного баланса частных и публичного интересов, исключения затягивания срока реализации федеральной целевой программы, требование истца к ответчику об определении выкупной (компенсационной) стоимости изымаемых земельных участков выделены в отдельное производство.
Частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая предмет спора, заявленное истцом ходатайство, ограниченные сроки реализации программы, объем работы, необходимый для ее реализации, убытки, которые могут возникнуть в связи с задержкой сроков выполнения работ по реализации программы, решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно требованиям п. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает возможным взыскать с ответчиков в доход муниципального образования г. Краснодар государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования государственной компании «Российские автомобильные дороги» от имени Российской Федерации к Кугук А. АлексА.не, ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации (путем прекращения права собственности), удовлетворить.
Изъять у Кугук А. АлексА.ны, ФИО1, ФИО2 для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0429001:974, площадью 541 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером №.
Прекратить право собственности Кугук А. АлексА.ны, ФИО1, ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 541 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером №.
Взыскать с Кугук А. АлексА.ны, ФИО1, ФИО2 в доход муниципального образования г. Краснодар государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: 11.06.2020.
Судья: