ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3544/2021 от 16.11.2021 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Астрахани в составе

председательствующего судьи Морозовой И.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Такташовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управление Роспотребнадзора по <адрес> в защиту жилищных прав граждан и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП <адрес> «Астрводоканал» о возложении обязанности обеспечить население бесперебойным водоснабжением,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к МУП <адрес> «Астрводоканал» в защиту жилищных прав граждан и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить население бесперебойным водоснабжением.

В обоснование заявленных требований указали, что в Управление Роспотребнадзора по <адрес> от граждан - жителей <адрес> и <адрес> поступили и продолжают поступать письменные (вх. №<номер>/ж, 2920/ж, 3063/ж, 3157/ж, 3213/ж, 3224/ж, 3248/ж, 3250/ж) и устные обращения по вопросу отсутствия надлежащего холодного водоснабжения (низкое давление в сети водопровода и отсутствие водоснабжения полностью) в их жилых помещениях в течение периода с апреля 2021 года по настоящее время.

Согласно обращениям в дневное и вечернее время суток (с 05ч. 00 мин. по 00 ч.00мин.) давление в водопроводной сети снижается настолько, что подача водоснабжения прекращается полностью. Проблема возникает как в многоквартирных домах, так и в частных домовладениях. Остро вопрос с водоснабжением обстоит в <адрес>, 6-мкр.), где водоснабжение отсутствует в полном объеме в любое время. Отсутствие водоснабжения, учитывая погодные условия <адрес> в летний период, создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека, содержания подсобного хозяйства. При этом обеспечивать должный уровень гигиены (мытье рук, санитарная обработка помещений и т.д.) в период распространения коронавирусной инфекции в отсутствие водоснабжения невозможно.

Однако, до настоящего времени ситуация с водоснабжением не изменилась. Действенные меры по устранению причини низкого давления в водопроводной сети МУП <адрес> «Астрводоканал» не принимаются.

Холодное водоснабжение является одним из факторов среды обитания, который оказывает или может оказывать воздействие на человека и (или) на состояние его здоровья. Бесперебойное холодное водоснабжение является одним из противоэпидемиологических факторов.

С учетом изменённых требований в порядке статьи 39 ГК РФ просят суд признать действия МУП <адрес> «Астрводоканал» по необеспечению жителей <адрес> бесперебойным, круглосуточным водоснабжением, противоправными. Обязать прекратить МУП <адрес> «Астрводоканал» указанные противоправные действия. В соответствии со ст. 46 закона РФ «о защите прав потребителей» в случае удовлетворения иска, обязать администрацию МО «<адрес>» довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Представитель истца Управление Роспотребнадзора по <адрес><ФИО>2 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МУП <адрес> «Астрводоканал» <ФИО>3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, представлены возражения.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации МО «<адрес>» не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, исследовав материала дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка

С учетом статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.-J2 <номер> контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами). Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата><номер> «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории <адрес> Служба представлена Управлением Роспотребнадзора по <адрес>. В соответствии с п. 8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по <адрес> Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Данное полномочие указано в статье 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от <дата><номер>.На основании вышеизложенного Управление Роспотребнадзора по <адрес> вправе подавать иски в защиту неопределенного круга потребителей.

Закон Российской Федерации от <дата><номер> «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями - гражданами и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом под потребителем понимается - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 4, ст. 7 Закона РФ от <дата><номер> «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю безопасную услугу, качество которой должно соответствовать договору или обычно предъявляемым требованиям.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании части 4 названной статьи муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон № 416-ФЗ).

Положениями Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").

Пунктом 2.2. Устава МУП <адрес> «Астрводоканал», утвержденного постановлением администрации МО «<адрес>» от <дата> (новая редакция 2017 года), к деятельности предприятия, в том числе, относится водоснабжение и водоотведение населения, бюджетных организаций и промышленных предприятий <адрес>; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения <адрес>; эксплуатация инженерных инфраструктур <адрес>.

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Устава полномочия собственника – муниципального образования <адрес>, в предприятии осуществляет администрация <адрес> в соответствии с действующим законодательством и находится в ведомственном подчинении управления по коммунальному хозяйству и благоустройству.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Часть 3 Закона № 52-ФЗ устанавливает, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.<дата>-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.<дата>-01) Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от <дата>.

В соответствии с п. 5.11 Свода правил СП 31.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от <дата> N 635/10, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.

В пункте 1 примечания к указанному пункту правил СП 31.13330.2012 в часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м, при этом должна обеспечиваться подача воды в емкости для хранения.

Подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.

В приложении 1 к Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,03 кгс/кв. см до 6 кгс/кв. см, у водозаборных колонок - не менее 1 кгс/кв. см; отклонение давления в системе холодного и горячего водоснабжения не допускается.

На основании п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от <дата><номер>, водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с п. 2 Правил участниками правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами являются исполнитель, потребитель, ресурсоснабжающая организация.

Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по <адрес> от граждан - жителей <адрес> и <адрес> поступили и продолжают поступать письменные (вх. №<номер>/ж, 2920/ж, 3063/ж, 3157/ж, 3213/ж, 3224/ж, 3248/ж, 3250/ж) и устные обращения по вопросу отсутствия надлежащего холодного водоснабжения (низкое давление в сети водопровода и отсутствие водоснабжения полностью) в их жилых помещениях в течение периода с апреля 2021 года по настоящее время.

Согласно обращениям в дневное и вечернее время суток (с 05ч. 00 мин. по 00 ч.00 мин.) давление в водопроводной сети снижается настолько, что подача водоснабжения прекращается полностью. Проблема возникает как в многоквартирных домах, так и в частных домовладениях. Остро вопрос с водоснабжением обстоит в <адрес>, 6-мкр.), где водоснабжение отсутствует в полном объеме в любое время. Отсутствие водоснабжения, учитывая погодные условия <адрес> в летний период, создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека, содержания подсобного хозяйства. При этом обеспечивать должный уровень гигиены (мытье рук, санитарная обработка помещений и т.д.) в период распространения коронавирусной инфекции в отсутствие водоснабжения невозможно.

Постановлением администрации <адрес> от <дата><номер> МУП <адрес> «Астрводоканал» наделено статусом гарантирующей организации.

Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Астрводоканал» было создано в соответствии с Постановлением мэра города <дата> путем объединения трех предприятий сферы водопроводно - канализационного хозяйства <адрес>.

В состав объединенного предприятия вошли МП ПО «Водоканал», осуществляющий до объединения функции по обеспечению услугами водоснабжения и водоотведения левобережной части города, МП «Водоканал» <адрес>, осуществляющий обеспечение услугами водоснабжения и водоотведения правобережной части города, а также МП «Источник», осуществляющий обеспечение водоснабжением и водоотведением вновь строящегося микрорайона им. Бабаевского.

Сформировано единое предприятие <адрес> по обеспечению услугами централизованной системы водоснабжения и водоотведения абонентов города. Собственником имущества МУП <адрес> «Астрводоканал» является муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации МО «<адрес>». Филиалов и дочерних предприятий в своем составе не имеет.

Водоснабжение <адрес> осуществляется по раздельной зональной схеме. Левобережная часть города обеспечивается питьевой водой от очистных сооружений водопровода, размещенных на левом берегу <адрес>.

Правобережная часть <адрес> обеспечивается питьевой водой от очистных сооружений водопровода расположенных на правом берегу <адрес>. Гидравлической связи систем водоснабжения левобережной части города и правобережной части города нет. Системы водоснабжения работают автономно.

Система водоснабжения - объединенная: хозяйственно - питьевая и противопожарная; низкого давления. Категория системы водоснабжения - первая. Единственным источников водоснабжения города является <адрес>. Резервных источников водоснабжения нет.

В систему водоснабжения входят: 1306,854 км водопроводных сетей, 80 повысительных насосных станций, 5 очистных сооружений водопровода Водоснабжение левобережной части города осуществляют Левобережные очистные сооружения водопровода (ЛОСВ) и Водопроводные очистные сооружения мкр. им. Бабаевского.

Водоснабжение правобережной части города осуществляют Правобережные очистные водопровода <номер> (ПОСВ-1), Правобережные очистные сооружения <номер> (ПОСВ-2) и Правобережные очистные сооружения <номер> (ПОСВ- 3). В состав технологической схемы подготовки питьевой воды на ПОСВ-1, ПОСВ-2 и ПОСВ-3 входят: станция 1-го подъема, блок водоподготовки, резервуар чистой воды и станция 2-го подъема.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации устанавливается, что человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Осуществляя водоснабжение с перебоями, подавая воду низкого напора, не подача водоснабжения гражданам, добросовестно оплачивающих за ее потребление, ответчиками нарушались конституционные права граждан на достойную жизнь.

Доводы ответчика об отсутствии доказательств заявленных требований, в полном объеме опровергаются представленными письменными доказательствами.

Таким образом, ответчиками не принималось должных и своевременных мер к организации централизованного водоотведения в Советском, Ленинском и <адрес>х <адрес>.

Не исполнение административным ответчиком указанных вопросов местного значения могло привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, повлечь ухудшение экологического состояния, а также причинение вреда жизни и здоровью человека.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствуют законные основания для удовлетворения иска ответчиком не представлено.

Представленные истцом доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона от <дата> 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ, заявленные требования являются как законными, так и обоснованными.

При таких обстоятельствах требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, ГПК РФ, суд

решил:

Управление Роспотребнадзора по <адрес> в защиту жилищных прав граждан и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП <адрес> «Астрводоканал» о возложении обязанности обеспечить население бесперебойным водоснабжением – удовлетворить.

Признать действия МУП <адрес> «Астрводоканал» по необеспечению жителей <адрес> бесперебойным, круглосуточным водоснабжением, противоправными.

Обязать прекратить МУП <адрес> «Астрводоканал» обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоснабжение в течение года <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата> и Свода правил СП 31.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от <дата><номер>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2021г.

Председательствующий судья <ФИО>4