Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2013 года Дело № 2-3546/2013
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе:
председательствующего О.И. Мартовой
при секретаре Ю.Р. Семеновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» о признании действий незаконными и понуждении к совершению определенных действий с целью устранения нарушений прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском к ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» (далее «ЖЭУ-4») о признании незаконными действий по установке общедомовых приборов учета по холодному и горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признании необоснованным расчета ответчика по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, выразившемуся в нарушении прав потребителей на полную и достоверную информацию об оказываемой услуге водоснабжения, признании недействительными расчетов стоимости использованного на общедомовые нужды горячего и холодного водоснабжения и возложения на ответчика обязанности прекратить вышеуказанные действия, обязании ответчика произвести перерасчет оплаты за потребленное горячее и холодное водоснабжение, использованное на общедомовые нужды собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком незаконно были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета ГВС, ХВС в указанном многоквартирном доме, приборы учета не приняты в состав общего имущества, не принадлежат на праве долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома. Показания приборов не могли быть использованы для определения объемов оказанных услуг ХВС и ГВС на общедомовые нужды, и их показания не могли быть положены в основу исчисления размера платы за данные услуги.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом по заявлению представителя истца принят отказ от исковых требований в части признания недействительным расчета стоимости использованного на общедомовые нужды горячего и холодного водоснабжения и возложения на ответчика обязанностей прекратить вышеуказанные действия, в части обязания ответчика произвести перерасчет оплаты за потребленное горячее и холодное водоснабжении, использованное на общедомовые нужды собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Башняк Л.А. и Урмацких В.А. исковые требования подержали, суду пояснили, что информация о расчетах жильцам дома предоставлялась ответчиком недостоверная. Ответчик без решения собственников дома оборудовал дом общедомовым прибором учета. Что противоречит действующему законодательству и нарушает права собственников дома как потребителей коммунальных услуг. В связи с этим, показатели такого прибора учета не могут быть использованы при начислении платы за потребленные услуги, а имеющаяся в платежных документах информация является недостоверной. Просят суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представители ответчика по доверенностям Колесникова Д.Б., Борзенко С.Л. суду пояснили, что часть требований в виде неправильных начислений за февраль 2013 года они признают на основании заключения эксперта. В связи с этим был произведен перерасчет собственникам дома за февраль 2013 года на 72 куб. м. Показания общедомовых приборов учета при расчетах учитываются. В соответствии с ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, управляющая компания обязана устанавливать общедомовые приборы учета, и согласием собственников они не связаны. Расчеты Управления и управляющей компании по объемам потребленного холодного и горячего водоснабжения сходятся, однако ответчик применяет больший тариф, который включает в себя также тариф на сточные воды. Просили отказать в иске в связи с необоснованностью.
Выслушав стороны, показания экспертов, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, предоставленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2006 № 206, Управление является территориальным органом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Управление обратилось в суд в связи с жалобами собственника квартиры № ФИО6, на действия ООО «ЖЭУ-4» о не предоставлении информации по содержанию общедомового имущества с использованием ХВС в объеме 4,633 куб.м. и ГВС – 1,481 куб.м.
ООО «ЖЭУ-4» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений дома, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом по указанному адресу оборудован коллективными приборами учета горячей и холодной воды. Коллективный прибор учета холодной воды принят на учет ДД.ММ.ГГГГ, по учету горячей воды – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами приемки в эксплуатацию узла учета.
Копией письма Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО6 также подтверждается, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> установлены общедомовые приборы учета: по ГВС (акт ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ) ХВС (акт ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ).
Довод стороны истца о том, что в силу закона, оборудование многоквартирных домов общедомовыми приборами учета возможно только с согласия собственников дома, суд находит обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С 1 сентября 2012 года Правила N 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
В силу п.5 ст. 13 Федерального закона № 261 –ФЗ до 01.07.2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета (в ред. ФЗ от 11.07.2011 года N 197-ФЗ, вступившим в законную силу 26.07.2011 года).
Из содержания пункта 12 статьи 13 этого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 года N 197-ФЗ) следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии их установка производится в срок до 1 июля 2013 года организациями, указанными в части 9 настоящей статьи, за счет собственников помещений этих домов.
С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома такой обязанности в установленный этим Законом срок такие приборы устанавливаются - применительно к рассматриваемому случаю - сетевыми организациями.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе и принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, коллективные приборы учета включаются в состав общего имущества многоквартирного жилого дома и принадлежат всем собственникам на праве общей долевой собственности. Установленный общедомовой прибор учета потребления электроэнергии должен быть внесен общим собранием собственников помещений в состав общего имущества дома для его дальнейшей эксплуатации сетевой организацией.
Как установлено в судебном заседании собственники многоквартирного дома <адрес> решения по оборудованию дома общедомовым прибором учета холодной горячей воды не принимали. Следовательно, установка прибора в срок до 01 июля 2013 года должна была быть произведена ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение водой, тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
По мнению суда, ЖЭУ-4 такой ресурсоснабжающей организацией не является и без решения собственников дома, оборудовать дом общедомовым прибором учета полномочий не имело.
Доказательств того, что собственниками многоквартирного дома по <адрес> принималось решение об установке общедомовых приборов учета, суду ответчиком не предоставлено.
Довод представителя ответчика о том, что при установке приборов ЖЭУ-4 руководствовалось ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», согласно которому управляющая компания обязана установить общедомовые приборы учета, и согласием собственников она не связана, суд во внимание не принимает в связи с вышеизложенным.
Поскольку ООО «ЖЭУ-4» ресурсоснабжающей организацией не является, суд находит действия ответчика по установке общедомовых приборов учета по холодному и горячему водоснабжению в доме незаконными.
Далее судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в адрес ответчика направлена письменная претензия с указанием на то, что ему предоставили к оплате объем воды, израсходованный на общедомовые нужды в многоквартирном доме. ФИО6 просил предоставить сведения о том, какие именно работы (услуги) по содержанию имущества в многоквартирном доме были произведены с использованием объемов воды ХВС 4,633 куб.м, ГВС 1,481 куб. м.
В обоснование своих требований, истец ссылается на то, что оказывая услугу по ХВС и ГВС на общедомовые нужды в многоквартирном доме, ответчик произвел необоснованный расчет оплаты за данную услугу. При этом, не предоставил потребителю необходимую и достоверную информацию о свойствах данной услуги, не разъяснил, какие услуги (работы) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме были произведены с использованием объемов водоснабжения, предъявленных потребителям для оплаты как израсходованные на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик не доказал объем воды, который был израсходован непосредственно на общедомовые нужды и неправомерно предъявил его к оплате.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу положения ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом "а" ст. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) предусмотрено, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.
Согласно пункту «б» указанных правил собственники помещений вправе также проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы).
В ходе рассмотрения дела судом с целью установления фактических объемов потребления холодной и горячей воды, использованных на общедомовые нужды жилым домом по <адрес> и определения правильности расчетов потребления холодной и горячей воды, использованной на общедомовые нужды и предъявленные к оплате собственникам жилых и нежилых помещений дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом была назначена экспертиза, проведение которой поручено специалистам ООО «<данные изъяты>».
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ фактический объем потребления холодной и горячей воды, использованный на общедомовые нужды жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: горячей воды, использованной на общедомовые нужды за январь 2013 182,59 куб.м., февраль – 90,937 куб.м., март – 78,291 куб.м. холодной воды январь 2013 – 495,614 куб.м., февраль – 310,51 куб.м., март – 197,62 куб. м.
Определить соответствует ли фактический объем потребления холодной и горячей воды, использованной на общедомывые нужды жилым домом, объему потребления, предъявленному к оплате собственникам жилых и нежилых помещений в доме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, что связано с противоречиями, существующими в расчетах ООО «ЖЭУ-4», предоставленных на экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за №. Тем не менее, при сопоставлении расчетов фактического объема потребления холодного и горячего водоснабжения, использованного на общедомовые нужды жилого дома, рассчитанного экспертом и предоставленными расчетами ООО «ЖЭУ-4» имеет место несоответствие данных за январь и февраль 2013 года. Разница в объемах потребления горячей воды, использованной на ОДН за январь 0,5 куб. м (излишек), февраль 0,366 куб.м (недостаток), в марте разница отсутствует. Разница в объемах потребления холодной воды, использованной на ОДН в январе 2,28 куб.м. (излишек), февраль – 72,69 куб.м (излишек), в марте разница отсутствует.
Определить правильно ли произведены расчеты потребления холодной и горячей воды, использованной на общедомовые нужды жилым домом и предъявленные к оплате собственникам жилых и нежилых помещений в жилом доме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, что связано с противоречиями, существующими в расчетах ООО «ЖЭУ-4», предоставленных на экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за №. Тем не менее, при сопоставлении расчетов фактического потребления холодного и горячего водоснабжения, использованного на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома, рассчитанного экспертом и представленными расчетами, имеет место несоответствие данных за январь и февраль 2013 года. Разница в суммах потребления горячей воды, использованной на ОДН за январь составляет 38,13 руб. (излишне начисленная), февраль 27,79 руб. (недоначисленная сумма). Разница в суммах за потребление холодной воды, использованной на ОДН за январь составляет 15,66 руб. (излишне начисленная), февраль 495,79 руб. (излишне начисленная сумма).
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО7 также подтвердила несоответствие расчетов, пояснив, что в пакете документов, предоставленном на экспертизу ответчиком, были выявлены несоответствия, у экспертов возникли вопросы. Затем на экспертизу были предоставлены вторые расчеты.
Сделав собственные расчеты, эксперты при проверке применяемой ООО «ЖЭУ-4» программой расчетов, установили ошибку, которую ответчик признал и произвел перерасчет.
Сделать вывод, соответствует ли фактический объем использованной холодной и горячей воды к предъявленному к оплате объему, не представилось возможным. Вместе с тем, при сопоставлении расчетов, некоторые несоответствия экспертами установлены.
Эксперт ФИО8 также подтвердила, что ответчик предъявляет в расчетах объемы, большие фактического потребления.
Оснований не доверять заключению экспертов у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, в состав комиссии входили компетентные эксперты, имеющие высшее экономическое образование, имеющих право на ведение профессиональной деятельности в сфере судебно-экономических экспертиз.
В судебном заседании представители ответчика Колесникова Д.Б. и Борзенко С.Л. признали исковые требования в части, согласившись с ошибкой в расчетах на 72 куб.м. и пояснили, что готовы произвести собственникам перерасчет по оплате.
Учитывая, что в судебном заседании установлено несоответствие в расчетах ответчика по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды жилого дома, подтвержденного заключением экспертизы, представители ответчика против удовлетворения требований в этой части не возражали, пояснив, что ошибка в расчетах найдена, исковые требования в указанной части также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» по установке общедомовых приборов учета по холодному и горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Признать необоснованным расчет Общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» в указанном доме по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Хакасия.
Председательствующий: О.И. Мартова
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.И. Мартова