Дело № 2-3546/2021
УИД: 55RS0001-01-2021-004782-22
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Беккер Т.А.,
помощника судьи Рийбе В.Н.,
при секретаре Левченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 июня 2021 года гражданское дело по иску казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» к ФИО2 о возврате незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения города Омска» обратилось в Кировский районный суд города Омска с иском к ФИО2 с требование о возврате незаконно полученного пособия по безработице в размере 63 112 руб. 77 коп. В обоснование требований истец указывает, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина, ФИО2 подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно—аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Портал «Работа в России») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила).
По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения физических лиц, ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения КАО г.Омска (далее – отдел занятости населения). Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день ответчику назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» для граждан, уволенных после 01 марта 2020 года размер пособия с 17 апреля по 31 августа 2020 года составил 13 949 руб. 50 коп.
На основании вышеуказанных нормативных документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 63 112 руб. 77 коп. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ из Пенсионного фонда Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о факте трудовой деятельности в период состояния на учете в качестве безработного в апреле – сентябре 2020 года.
Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГФИО2 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с получением пособия по безработице обманным путем, сумма незаконно полученных денежных средств составила 63 112 руб. 77 коп., что и явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Представители истца ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, против чего не возражал истец.
Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в КУ Омской области «Центр занятости населения города Омска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. ДД.ММ.ГГГГ приказом №ФИО2 признана безработной, назначено пособие по безработице, период выплат установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ изменена продолжительность периода выплаты пособия по безработице гражданину, установлено выплачивать пособие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 949 руб. 50 коп. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия (1500 руб.), увеличенной на районный коэффициент 15 % - 1 725 руб. в месяц. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№П07/20 изменена продолжительность периода выплаты пособия по безработице гражданину, пособие установлено выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 949 руб. 50 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 725 руб. в месяц.
При заполнении электронной формы заявления, ответчик подтвердил, отметив в электронном виде, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, а именно:
-работающие по трудовым договорам;
-выполняющие оплачиваемую работу или реализующие продукцию по договорам.
Кроме того, ответчик был согласен с тем условием, что в случае получения пособия по безработице обманным путем, в том числе при предоставлении недостоверных сведений, центр занятости имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а соответствующие материалы будут переданы в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовного дела.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 63 112 руб. 77 коп., а именно:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 114 руб. 82 коп.,
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 8 144 руб. 71 коп.,
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 21 149 руб. 24 коп.,
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 8 999 руб. 68 коп.,
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11 249 руб. 59 коп.,
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 8 454 руб. 73 коп.
Вместе с тем, согласно сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчиком осуществлялась трудовая деятельность в апреле – августе 2020 года (л.д.31)
По сведениям АО ФИО1 исх.№-ЕКЦ от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен договор агентирования (договор гражданско-правового характера) от ДД.ММ.ГГГГ, период его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, договор был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям ООО «Хоум Кредит энд Финанс ФИО1» № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (на дату предоставления банком ответа) ФИО2 являлась агентом по договору агентирования в ООО «Хоум Кредит эенд Финанс ФИО1» и выполняла установленные договором от ДД.ММ.ГГГГ работы за определенное договором вознаграждение. С января 2020 года по октябрь 2020 года сумма выплат составила 0 руб. Между тем, сведения о стаже ответчика ФИО1 подавались.
Так, в силу наличия действующего гражданско-правового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Хоум Кредит эенд Финанс Банк», относилась к занятым гражданам, поименованным в ст. 2 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19.04.1991 N 1032-1).
В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Положения ст. 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 содержат исчерпывающий перечень случаев, когда граждане считаются занятыми, в том числе в случае выполнения работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отнесение лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, к категории занятых граждан, поименованных в ст. 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, в силу наличия заключенного с ним, действующего гражданско-правового договора, исключает возможность признания такого гражданина безработным, что в полной мере соотносится с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 N 2110-О, согласно которой федеральный законодатель посредством специального правового регулирования в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установил отсутствие работы и заработка или иного дохода в качестве критерия признания граждан безработными (ст. 3) и предоставления им, в частности, мер социальной поддержки, в том числе пособия по безработице. При этом, в ст. 2 названного Закона законодатель определил круг лиц, считающихся занятыми, включив в их число граждан, выполняющих работы по указанным в абзаце пятом данной статьи договорам, поскольку они осуществляют деятельность, носящую возмездный характер, и в связи с чем установил, что данные лица не имеют права на получение указанных мер социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, как на момент обращения с заявлением в орган службы занятости за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, так и в последующем на момент признания безработной ФИО2 не сообщила сведения о наличии действующего гражданско-правового договора ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Учитывая изложенное, ФИО2 в соответствии со ст. 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 на момент обращения в орган службы занятости относилась к категории занятых граждан и не могла приобрести статус безработного.
Доводы ответчика, изложенные в письменном ответе на требование о возврате неосновательно полученных денежных средств, о том, что для определения статуса безработного ключевыми моментами являются выполнение работ или оказание услуг по договору гражданско-правового характера и получение дохода (вознаграждения) являются несостоятельными.
Действительно, согласно представленным с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» сведениям ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо услуг по гражданско-правовому договору не оказывала, соответствующего вознаграждения не получала.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут повлечь иную трактовку положений ст. ст. 1, 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, согласно которым при наличии действующего гражданско-правового договора ФИО2 безусловно относилась к категории занятых граждан и соответственно не могла быть признана безработной.
Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, к каковым относится признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 (п. п. "а").
Установив обстоятельства не отнесения ФИО2 к категории лиц, имеющих право быть признанными в качестве безработных центр занятости населения, в пределах предоставленных ему полномочий, правомерно издал приказы от ДД.ММ.ГГГГ№, №, которыми исключил из начислений ФИО2 пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и прекратил выплату пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Указание в приказе от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве основания прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, на обстоятельства получения ФИО2 пособия по безработице обманным путем (п.п. "д" п. 20п.п. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891), в силу установленных по делу обстоятельств отнесения ответчика к категории занятых граждан, поименованных в ст. 2 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, исходя из основания и предмета настоящего иска, субъектного состава, участвующих в деле лиц, является обоснованным, денежные средства в размере 63 112 руб. 77 коп. подлежат взысканию в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» денежные средства в размере 63 112 руб. 77 коп.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета 2 093 руб. 38 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.А. Беккер
Мотивированное решение составлено 21 июня 2021 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>