ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3547/2016 от 10.01.2017 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-70/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2017 года, г.Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г.Добрянки

Пермякова Е.В.,

при секретаре Минлиной Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО4 ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о постановке на учет ФИО4 ФИО8, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в Добрянский районный суд Пермского края, в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО4 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам об обязании включить ФИО4 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру <адрес> поступило заявление ФИО4 по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о постановке ее на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ходе проверки установлено, что ФИО4 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлением главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была направлена в государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в <адрес> детский дом, где она находилась с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, за ФИО4 п. вышеуказанного Постановления закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и заключения об оценке соответствия помещениям требованиям, установленным в Положении о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ., жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу признано непригодным для проживания, то есть ФИО4 фактически утратила, закрепленное за ней ранее жилое помещение, как за лицом, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, в ходе проверки установлено, что свои обязанности в части контроля за сохранностью жилого помещения, которое ранее было закреплено за ФИО4, как лицом, оставшимся без попечения родителей, органами опеки и попечительства Пермского района исполнялись ненадлежащим образом, в связи, с чем не был своевременно установлен факт нуждаемости постановки ФИО4 на учет в качестве нуждающейся, поскольку закрепленное ранее за ней жилое помещение непригодно для проживания, а также органами опеки и попечительства района не были приняты иные способы защиты жилищных прав и интересов ФИО4, поэтому ею утрачено право на включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что по результатам заседания комиссии Территориального управления Министерства социального развития <адрес> принято решение об отказе во включении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма. Основанием для отказа послужило то, что на момент обращения с письменным заявлением, ФИО4 исполнилось года. В настоящее время за ФИО4 объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г.Добрянки Пермяков Е.В., на исковых требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку на дату подачи заявления ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возврата 24 лет и утратила статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес>.

Третье лицо Правительство ФИО11 в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направило письменный отзыв, в котором указало, что исковые требования не поддерживает, мотивируя тем, что на момент подачи заявления о рассмотрении вопроса по включению ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> и документов, ФИО4 исполнилось более 23 лет, ранее с заявлением в органы опеки о включении в указанный список ФИО4 не обращалась.

Третье лицо администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, предоставило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Третье лицо Министерство социального развития по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы сторон, учитывая изложенные в письменном виде доводы ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам, Правительства <адрес>, исследовав материалы дела, считает, что требование истца удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о предъявлении в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о постановке ее на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.32).

В ходе проверки установлено, что ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ., ее родителями являются: ФИО1 и ФИО2 (л.д.33,34).

Заочным решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворены исковые требования <адрес> поселковой администрации к ФИО2, ФИО3 о лишении родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.35-36).

Постановлением главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была направлена в государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в <адрес> детский дом, где она находилась с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37, 38).

При этом, за ФИО4 п. вышеуказанного Постановления закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (л.д.37).

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.40) и заключения об оценке соответствия помещениям требованиям, установленным в Положении о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.39), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, признано непригодным для проживания.

В соответствии с заключением Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по Пермскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. о рассмотрении вопроса по включению ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, о включении ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> отказано, поскольку на момент обращения ей исполнилось более 23 лет, она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях (л.д.43).

Статьей 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело (п. 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством).

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

На основании ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей на дату разрешения спора редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно преамбуле указанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции Федерального закона Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Указанная статья также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Согласно ч.1, 2 ст.3 Закона Пермского края от 27.04.2012 года № 31-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. от 14.12.2012, от 05.03.2013) органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия на территории <адрес> путем предоставления детям-сиротам жилого помещения по договору социального найма либо выплат на приобретение жилого помещения; предоставление жилого помещения детям-сиротам по договору социального найма определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес>; предоставление выплат на приобретение жилого помещения детям-сиротам определяется нормативными правовыми актами <адрес>.

Вместе с тем, как указано ранее, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на предоставление жилого помещения сохраняется по достижению 23 лет только в том случае, если оно было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23-летнего возраста.

Однако в рамках рассмотренного спора следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" обратилась в ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому и <адрес>м лишь ДД.ММ.ГГГГ На момент такого обращения с заявлением ей исполнилось года. Возраста лет ФИО4 достигла в ДД.ММ.ГГГГ году. В период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 находилась в государственном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в <адрес> детском доме, в котором пребывала на полном государственном обеспечении. При этом, ранее с таким заявлением не обращалась и не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств обращения ФИО1 за постановкой на учет до достижения лет истцом не представлено, также не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного срока обращения.

Доводы прокурора о том, что в обязанности органов опеки и попечительства входит контроль за сохранностью жилого помещения, которое ранее было закреплено за ФИО4 по адресу <адрес> а также органами опеки и попечительства не были приняты иные способы защиты жилищных прав и интересов ФИО4, в связи с чем ею утрачено право на включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> являются ошибочными, поскольку правовое регулирование не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления самостоятельно, без заявления лиц указанной категории, осуществлять их постановку на данный учет. Кроме того, жилищное законодательство предусматривает заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении иска Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО4 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о постановке на учет ФИО4, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий -отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.Ю. Дьяченко

<данные изъяты>