ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3547/2021 от 10.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3547/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Филипповой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого помещения в результате пожара,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара была уничтожена принадлежащая истице квартира, распложенная по адресу: <адрес> которая являлась ее единственным жильем.

Департамент Смоленской области по социальному развитию отказал истице в предоставлении единовременной денежной компенсации, предусмотренной Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ-З.

С данным решением истица не согласна, поскольку информация о стоимости утраченного жилого дома содержалась в заключении об оценке.

Просит суд признать право на предоставление единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого помещения в результате пожара и обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить ей меру социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося единственным жильем.

ФИО1 просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО2 возражал против удовлетворения иска, сославшись на соответствие оспариваемого решения действующему правовому регулированию, поскольку в п.7 Порядка предоставления единовременной денежной компенсации, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 27.03.2012 № 219, предусмотрена обязанность заявителя представить с заявлением справку об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара жилого помещения, выданную организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, а не какой-либо иной документ.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии истца.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Законом Смоленской области от 09.12.2011 № 131-з установлена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения семьям и одиноко проживающим гражданам, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося для них единственным.

Денежная компенсация предоставляется: в размере 200000 рублей - в случае, если размер причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения составляет 200000 рублей и более; в размере причиненного материального ущерба - в случае, если размер причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения составляет менее 200000 рублей.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27.03.2012 N 219 утвержден Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.

Согласно ч.2 Порядка право на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации имеют семьи и одиноко проживающие граждане, зарегистрированные на территории Смоленской области по месту жительства, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара, произошедшего после 30 ноября 2011 года, жилого помещения, являющегося для них единственным (далее - семьи и одиноко проживающие граждане).

Мера социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации предоставляется семьям и одиноко проживающим гражданам Департаментом Смоленской области по социальному развитию (п.3).

Для назначения единовременной денежной компенсации одиноко проживающий гражданин или один из совершеннолетних членов семьи (от имени своей семьи) (далее - заявитель) после получения им уведомления комиссии по решению вопросов о признании жилого помещения утраченным в результате пожара о выдаче акта об утрате жилого помещения в результате пожара обращается в отдел (сектор) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее соответственно - отдел (сектор) социальной защиты населения, Департамент) с заявлением о предоставлении единовременной денежной компенсации (далее также - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п.6).

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы по перечню (п.7).

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной компенсации является непредставление документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Порядка, в полном объеме, за исключением документа, указанного в подпункте 6 пункта 7 настоящего Порядка (п.16).

Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности квартира площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером расположенная по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом доме произошел пожар, в результате которого строение дома полностью уничтожено. В ходе проверки МЧС установлено, что причиной пожара явилась загорание строительных материалов в результате теплового воздействия источника зажигания внутри помещения.

ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении единовременной денежной компенсации.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по социальному развитию отказано в выплате единовременной денежной компенсации на основании п.16 Порядка.

В уведомлении о принятом решении указано на отсутствии в приложении к заявлению справки об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара жилого помещения).

Указанные обстоятельства подтверждаются письменным доказательствам, представленными в материалы дела.

Оценивая правомерность принятия оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

В пп.п.7 Порядка в перечне прилагаемых к заявлению документов перечислена справка об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара жилого помещения, выданную организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, в соответствии с которым государственному учету подлежали независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях: составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду; исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере; определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.

Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 43, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что с 1 января 2013 на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Таким образом, с 1 января 2013 для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

Как указано в Письме Минэкономразвития РФ от 3 июля 2013 г. N 13551-ПК/Д23и, в соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его инвентаризация и паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям), который проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой (п.5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 670).

Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - порядок учета жилищного фонда), которое не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) и Закона о кадастре (с 1 марта 2008 г.).

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 предусмотрено, что основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 не установлены цели осуществления технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда, объем информации, подлежащей учету, механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений.

Учитывая изложенное, порядок учета жилищного фонда, по мнению Минэкономразвития России, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, в связи с чем требуется принятие Госстроем нового порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе для целей, указанных в обращении. При этом Госстроем в настоящее время готовится соответствующий приказ.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 546 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" и от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".

Налогообложение объектов недвижимости, собственниками которых являются физические лица, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Налог на имущество физических лиц является местным налогом. Законом N 2003-1 установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость недвижимого имущества.

При этом в целях введения местного налога на недвижимость, базой для расчета которого предполагается использовать кадастровую стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, на территории всех субъектов Российской Федерации проведены работы по определению кадастровой стоимости ОКС, в том числе на основании сведений, переданных органами технической инвентаризации субъектов Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости.

Согласно сведений ЕГРН жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; право собственности ФИО1 на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» технический паспорт на указанную квартиру не составлялся.

Изложенное исключает возможность получения собственником справки об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара жилого помещения, выданную организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может препятствовать реализации права лица на получение меры социальной защиты.

Отсутствие названной справки восполнено сведениями о кадастровой стоимости утраченного объекта, которая по данным ЕГРН составляет 539450 руб. 08 коп. (одновременно является налоговой базой для исчисления налога на имущество)

Более того, истцом в Департамент был представлен отчет о рыночной стоимости квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом износа – 288000 руб., что также превышает максимальный размер денежной компенсации.

При установленных обстоятельствах, суд находит требование ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В целях восстановления нарушенного права на Департамент Смоленской области по социальному развитию следует возложить обязанность предоставить истцу меру социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося единственным жильем, в размере 200000 руб.

Основания для отмены оспариваемого решения судом не усматриваются, та как формально оно советовало действующим нормам.

Поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.94 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося единственным жильем, в размере 200000 руб.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу ФИО1 300 руб. в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021.